СВЯТАЯ АДЕЛЬГЕЙДА БУРГУНДСКАЯ
nikonova_alina — 05.09.2022Иногда святость исторического персонажа очевидна абсолютно всем без каких-то дополнительных комментариев. В случае, если некто не отступился от веры под угрозами немедленной и мучительной расправы, вел добродетельную и аскетичную жизнь, помогал всем подряд, роздал свое имущество и ушел жить в пещеру, или исцелял болящих силой взгляда/прикосновения/биополя, то уровень святости подобной личности однозначно зашкаливает. Но иногда просто удивительно, почему человек, проживший вполне обычную для своего времени и среды жизнь вдруг удостаивается места святого среди древнеримских мучеников и средневековых аскетов.
Так получилось и со святой Адельгейдой Бургундской. Началась ее жизнь вполне типично для средневековой принцессы. Ее родителями были король Бургундского королевства Рудольф II и Берта Швабская. Адельгейда родилась в 931 году, а когда ей исполнилось 16 лет, в 947 году ее выдали замуж за Лотаря Прованского, сына короля Италии Гуго Арльского. И возраст невесты, и выбор супруга для нее вполне вписываются в типичную биографию немецкой принцессы соответствующей эпохи. Разумеется, девушку никто не спрашивал, хочет ли она замуж, но она была воспитана так, что умела внешне поддерживать видимость благопристойности, но при этом прекрасно понимала, что замужество во многом развязывает ей руки. Именно замужние дамы могли позволить себе заводить любовников-трубадуров (особенно, если мужья отправлялись на охоту/войну/в Крестовый поход) или участвовать в политических интригах, нанимать киллеров или лично травить неугодных и т.п.
Судя по всему, Адельгейда обладала сильным характером, была женщиной умной и дальновидной, и, к тому же, умела превосходно маневрировать в мутной воде европейской политики середины 10 века. Ее свекра, Гуго Арльского, очень скоро свергли с престола, и ее муж Лотарь стал королем Италии. По свидетельству хроникеров Адельгейда имела на него очень сильное влияние и ни одно значимое решение без нее Лотарь не принимал. Из этого следует, что в операции по свержению Гуго Арльского с престола, она непременно участвовала и самым активным образом (а девочке тогда не было и двадцати лет).
Ее муж умер в 950 году, и девятнадцатилетняя вдова оказалась в самом центре политических интриг. Предполагается, что Лотарь был отравлен, и, возможно, что и здесь без деятельного участия Адельгейды дело не обошлось. Вряд ли его могли ликвидировать без ведома жены (а, возможно, это вообще была ее инициатива). Дело в том, что в свержении Гуго Арльского с престола самое активное и непосредственное участие принимал Беренгар II граф Иврейский. После смерти Лотаря Беренгар тут же короновался как король Италии. Но проблема легитимности его пребывания на престоле никуда не делась, законной вдовой Лотаря, а значит, и законной его наследницей была Адельгейда, а Беренгар, сколько бы корон он не надел, оставался узурпатором.
Впрочем, Беренгар без особых усилий нашел решение этой проблемы: нужно было всего лишь женить на Адельгейде своего сына Адальберта, который короновался с ним вместе как соправитель. Судя по дальнейшему развитию событий, у Адельгейды были совершено иные планы на жизнь, и в этом случае привычная покладистость средневековых женщин дала сбой: Адельгейда категорически отказалась выходить замуж за Адальберта. Беренгар посадил ее под замок, наивно надеясь, что заключение заставит девицу передумать.
А дальше в нашей истории начинается самое любопытное. Адельгейда умудрилась сбежать из-под стражи, причем помог ей капеллан замка, где ее держали (видимо, все же не в подземелье, а в более комфортных условиях). Вырвавшись на свободу, юная вдова отправилась в Каноссу, в замок, принадлежавший ее родственнику графу Адальберту Атто. Судя по всему, у нее давно уже был продуман четкий план действий. Из Каносского замка Адельгейда отправила призыв о помощи королю Германии Оттону I.
И похоже, что это была совсем не случайность. Вероятно, Адельгейда и Оттон уже в течение какого-то времени испытывали взаимную симпатию. Пусть в те времена не было сотовой связи и интернета, но были лошади, верные гонцы, чернила и пергамен.
Уже в следующем году Оттон выступил в поход в Италию, сверг Беренгара (и сына его Адальберта заодно), и 9 октября 951 года торжественно обвенчался со своей возлюбленной Адельгейдой в базилике Сан-Микеле в Павии. А потом на совершенно законных основаниях короновался в Риме как король Италии. И складывается такое ощущение, что вся эта комбинация была политической многоходовкой, которую лично задумала и осуществила Адельгейда для того, чтобы воссоединиться с Оттоном, ну и удержать власть в Италии, разумеется. Между прочим, для Оттона это был второй брак, но в этом отношении он проявил себя вполне достойно. Его первая супруга Эдит Английская скончалась еще в 946 году, так что Оттон имел полное право искать себе новую любовь и новую королеву.
Конечно, Оттон был старше Адельгейды почти на двадцать лет (он родился в 912 году) и по идее организатором всего этого передела власти должен был быть именно он, однако известно, что она, несмотря на солидную разницу в возрасте, имела и на Оттона влияние ничуть не меньшее, чем на своего первого супруга, Лотаря.
Через десять лет Оттон завоевал оставшуюся часть Италии, стал инициатором создания Священной Римской империи, и в 962 году короновался в Риме уже не королевской, а имперской короной. И похоже на то, что эту глобальную идею об объединении Германии и Италии в единый союз подобно империи Карла Великого, в голову своего супруга вложила именно Адельгейда.
Оттон I умер в 973 году, ему было 62 года (очень неплохо для того времени), но Адельгейда продолжила участвовать и в политических и в более мелких придворных интригах. Имперскую корону на законных основаниях унаследовал их общий сын Оттон II Рыжий, которого с дальним прицелом женили на дочери византийского императора Феофано. Идея заключалась в том, что в приданное за византийской принцессой предполагалось получить Южную Италию и таким образом вся Италия целиком на законных основаниях оказывалась в руках германской династии. Судя по масштабу очередной политической многоходовки, ее автором была без сомнения, сама Адельгейда, а вовсе не ее муж или сын.
После воцарения Оттона II, его мать продолжила контролировать империю. В 980 году родился ее внук, тоже Оттон, а еще через три года умер Оттон II. Так что трехлетний мальчик стал законным наследником огромного государства, которое в это время сотрясали многочисленные восстания покоренных славянских племён.
Историки до сих пор гадают, почему, несмотря на все проблемы в государстве, Адельгейда внезапно в 987 году покинула Германию и отправилась в Бургундию. Но, похоже, что никакой страшной тайны тут нет. Надо полагать, что отношения с невесткой Феофано у Адельгейды категорически не складывались, что вполне понятно и нормально. Так что ее отъезд имел чисто психологические мотивы. Ну, можно еще, конечно, было просто отравить мать своего любимого внука, только потом возникли бы другие проблемы, прежде всего территориальные.
Впрочем, при имперском дворе Адельгейда отсутствовала совсем недолго. В Германии возникли очередные политические проблемы, и она вернулась. Внук оказался дороже личных амбиций (и судьба Священной Римской империи, конечно).
Адельгейда оставалась в центре политической жизни Германии до совершеннолетия своего внука. И только когда убедилась, что молодой человек будет достойным продолжателем дела своего отца и его можно отпустить в самостоятельное плавание, удалилась в монастырь, чтобы наконец-то отдохнуть от трудов.
Адельгейда постриглась в монахини и умерла в 999 году в Зельце (Эльзас). Ей было 68 лет.
А теперь возвращаемся к первому вопросу: почему же она была канонизирована католической церковью? Адельгейда. мягко говоря, совсем не была святой, она активно участвовала в политических интригах, а, возможно, и в политических убийствах, она сама строила свою личную жизнь, она держала в железном кулаке всю Германию и часть Италии, в ее истории не было ни слова о смирении и аскетизме. Конечно, деньги на храмы и монастыри она жертвовала, но этим в то время занимались все без исключения. Так за что? У меня на этот вопрос ответа нет.
Между прочим, в искусстве ее принято представлять в богатом королевском облачении, непременной короне и со скипетром – знаком высшей земной власти в руках.