Хватит кормить окраины
watermelon83 — 05.12.2024 - и Кавказ! "Маленькое письмо" А. Суворина, 1 марта 1893 г.Иные вещи кажутся новыми только потому, что не стары еще мы сами. Ан поглядишь - и оказывается, что под луной не так уж много оригинального, а все больше то же самое, только изложенное иначе. Вот и почтеннейший Алексей Сергеевич звучит так современно вовсе не потому, что он опережал свое время. Просто были сперва либеральные годы Александра II, суд присяжных и прочее западничество, а потом случились Эмсский указ, Берлинский конгресс, панслависты и бомбисты.
Тогда настало время того, про которого потом напишут: "Стоит комод, на комоде - бегемот". Офицеров одели русопятыми половыми, рассорились с Болгарией, обидели кухаркиных детей и наловчились одалживаться у Франции для форсированной индустриализации. А среди прочего - принялись за ускоренную русификацию, без которой в XX век было не войти, не выйти. Все это требовало внимания и расходов, вызывая тем недовольство у таких русских националистов, как издатель "Нового времени".
Одернув в 1893 году слишком возомнивших о себе хохлов, он прошелся и по окраинам, которые требовали от русского народа слишком многого. И обрусяй - какой гадкий глагол, надо же - их, и дороги стратегического значения у них строй, и торговому интересу хоть невольно, да помогай. А тут еще этот "юго-западник" Витте - министр финансов и путей сообщения, которого Суворин терпеть не мог, вместе с его "южным говорком". И поскольку прямо это высказать Сергею Юльевичу было неудобно, то Алексей Сергеевич написал "в целом", совместив приятное с полезным.
Говоря об одной моей заметке, об «юго-западниках», «Киевское Слово» напоминает, «что, по словам летописца, из Киева вышла Русь, но, к сожалению, вся вышла, так что у нас теперь русского человека не сыщешь и днем со свечой». Неужели это правда? Мать городов русских — и там не сыскать русского человека и днем со свечой. Что же это такое? Куда девался русский человек или во что он преобразился? Но мне этому не верится. Я мало знаю Киев, но там прекрасные русские извозчики из Орловской и Тульской губерний.
Я верю даже в извозчиков, как в русскую силу. Журналисты - тоже в своем роде извозчики, не потому только, что они иногда ругаются, как извозчики, но главным образом потому, что они развозят идеи, понятия и факты. Если в Киеве нет русского человека, то каким же образом там процветают две русские газеты, «Киевлянин» и «Киевское Слово», которые имеют успех и хорошо издаются. Сам г. Антонович, редактор «Киевского Слова», разве не русский человек? На чем же он основал значительный успех своей газеты? Про него говорят, что будто ему предлагают в Петербурге прекрасное финансовое и влиятельное место, но он упирается, говоря, что это место не вознаградит его так, как вознаграждает «Киевское Слово».
Кто же его читатели? Неужели поляки и евреи? Неужели они его поддерживают, а не русские люди? Ну, а профессора университета - разве среди них нет русских людей? А администрация края - разве и там нет русских людей? А монастырь и монашеская братия? Ведь это же русская сила и оставляет же она после себя след и на земле, помимо служения Богу? Нет, тут что-то не так, а если это так, то ведь это — беда. На одних извозчиках далеко не уедешь, как бы ни были они крепки русским духом. Мне думается, что вопрос этот, о котором «Киевское Слово» бросило две-три строки, заслуживает серьезного внимания, и напрасно киевские журналисты к нему не возвращаются постоянно.
Судьбе угодно было, чтоб мать городов русских сделалась не центром, а окраиной. А относительно окраин у нас господствует убеждение, которое я не совсем разделяю. На них мы слишком обращаем внимание в ущерб внутреннему великорусскому ядру. То надо их обрусить, то надо им сделать льготы, то надо провести там стратегические дороги, помимо тех дорог, которые вызываются нуждами промышленности и торговли. А так как всякая железная дорога, не исключая и стратегических, служит и интересам населения, то окраины получают преимущество перед центром. Окраины надо обрусить. А для обрусения надо просветить прежде всего, и мы тратим великие деньги на народное образование на окраинах. Если поискать, то таких преимуществ найдется немало.
Мне говорили, например, что на Кавказ государство тратит до 45 миллионов, а получает от него только 18 миллионов, т.е. Кавказ дает нам дефицит 27 миллионов. Между тем, если Кавказ сравнить с ядром России, то он даст 54 миллиона, т.е. не только покроет весь расход на него, но даст 9 миллионов избытка. Было бы любопытно подвести итоги тому, что нам стоят окраины, что поглощают они в ущерб центру, ядру нашему. Я не говорю, что такая политика не должна иметь места. Она вынуждается сложными причинами. Но мне кажется, пора бы попробовать равновесия. А то ведь и теперь уже ясно, что грамотность на окраинах и благосостояние там выше, чем в центре нашем. Не пора ли позаботиться о центре и постараться поднять его так, чтоб он силою своей культуры притягивал к себе окраины, чтоб русские люди из центра являлись на окраинах, как несомненно культурные люди, знающие, полноправные в смысле образования общего и специального.
А то ведь, пожалуй, «Киевское Слово» и право: нет русского человека, нет его, конечно, в том европейском смысле, каковой необходим и на окраинах, и везде. С одним русским духом многого не сделаешь. Времена переменились, и требуется образование, специальности, требуется борьба не полицейская только, а образовательная, политическая борьба с равным оружием в руках. Недостаточно, что вы бесспорно русский человек по убеждениям, по характеру, по преданности монархии и династии, но надо еще образовательный авторитет. Мало той власти, которою вы облечены, необходима еще власть таланта, знания, просвещенной инициативы. Русский человек должен быть носителем культуры, он должен являться на окраинах, как власть имеющий культурную.
А для всего этого необходимо поднять центр России, необходимо его культурно крепить и возвысить. Разве довольно нам одного Московского университета и нескольких высших школ в Москве и одной в Ярославле? Нам не худо бы иметь университетские факультеты по крайней мере в Нижнем, в Пензе или Симбирске, в Саратове, в Курске, в Воронеже. Русский человек должен блистать образованием, а не отставать от окраин; русская промышленность, торговля и земледелие должны стоять как пример развития для окраин, а не завидовать им и не зависеть от них. Вот о чем должны позаботиться «юго-западники», вот на что они должны употребить свои силы, если силы у них недюжинные, если взгляды у них широкие, русские. Прочность России, ее долголетие и ее крепость зависят от прочности центра, от притягательной, внутренней, органической силы его.
|
</> |