![](/media/images/top/preview/icpicslivejournalcomnikonova_alina7736983633029263302926_1000.jpg)
ПЕЧАЛЬНОЕ ПРОИСШЕСТВИЕ, СЛУЧИВШЕЕСЯ С МИХАИЛОМ ВРУБЕЛЕМ НА НИЖЕГОРОДСКОЙ ЯРМАРКЕ
![топ 100 блогов](/media/images/default.jpg)
![ÐиÑ
аил ÐÑÑбелÑ. ÐÑинÑеÑÑа ÐÑÑза. 1896 ÐиÑ
аил ÐÑÑбелÑ. ÐÑинÑеÑÑа ÐÑÑза. 1896](https://ic.pics.livejournal.com/nikonova_alina/77369836/3302926/3302926_1000.jpg)
Часть 3. Скандал
Когда Савва Мамонтов уговаривал Михаила Врубеля взяться за работу над панно для Всероссийской выставки, он, по сути, ввел художника в заблуждение, убедив его, что место для его работ фактически уже зарезервировано в Художественном павильоне, где представить свои картины мечтали все художники России. На самом же деле все было совсем не так замечательно, а Мамонтов пошел на серьезный, хотя и осознанный риск.
Дело в том, что в художественном разделе Всероссийской выставки фактически наблюдалось откровенное двоевластие. Мамонтов получил от организатора С.Ю.Витте карт-бланш в отношении художественного оформления выставки, но вот отбором картин для Художественного отдела занималась специальная комиссия Академии художеств, и без разрешения академиков ни одна из картин не могла быть принята к экспонированию на выставке. Мамонтов же просто обошел эти требования, воспользовавшись своим положением, дружбой с Витте и полученным от него формальным разрешением заниматься оформлением всех павильонов без исключения.
В итоге, комиссия, отбиравшая картины для Художественного павильона, изначально была предубеждена против панно Врубеля. Их объявили «нехудожественными» не потому, что они были плохи или недостойны, или их замысел и техника исполнения показались слишком необычными, но потому что академики посчитали себя оскорбленными тем, что Мамонтов не удосужился согласовать с Академией свое решение и протащил работы Врубеля в Художественный павильон как бы контрабандой.
![ÐлÑбеÑÑ ÐенÑа ÐлÑбеÑÑ ÐенÑа](https://ic.pics.livejournal.com/nikonova_alina/77369836/3303269/3303269_original.jpg)
Альберт Бенуа, ответственный уполномоченный за Художественный отдел от Академии художеств, послал телеграмму в президиум Академии, которая фактически стала приговором работам Врубеля: «Панно Врубеля чудовищны. Необходимо убрать. Ждем жюри». После чего жюри Академии под председательством ее вице-президента графа И.И. Толстого, в которое входили академики В.А. Беклемишев, М.П. Боткин, П.А. Брюллов, А.А. Киселев, К.А. Савицкий постановило «невозможным оставить эти панно... в залах художественного отдела». Проблема была еще и в том, что созданные Врубелем панно оказались настолько грандиозными и по размерам, и по художественному эффекту, что буквально забивали представленные в павильоне живописные произведения.
Мамонтов возмутился таким поворотом дела, рванул в Петербург и доказал Витте, что Академия вмешалась не в свое дело, так как внутренняя отделка павильонов не входила в ее компетенцию, а панно Врубеля были не отдельными произведениями, а как раз элементами декора павильона.
![Ðеликий кнÑÐ·Ñ ÐÐ»Ð°Ð´Ð¸Ð¼Ð¸Ñ ÐлекÑандÑÐ¾Ð²Ð¸Ñ Ð Ð¾Ð¼Ð°Ð½Ð¾Ð². ФоÑогÑаÑÐ¸Ñ Ð½Ð°Ñ. 1890-Ñ
гг. Ðеликий кнÑÐ·Ñ ÐÐ»Ð°Ð´Ð¸Ð¼Ð¸Ñ ÐлекÑандÑÐ¾Ð²Ð¸Ñ Ð Ð¾Ð¼Ð°Ð½Ð¾Ð². ФоÑогÑаÑÐ¸Ñ Ð½Ð°Ñ. 1890-Ñ
гг.](https://ic.pics.livejournal.com/nikonova_alina/77369836/3303555/3303555_original.jpg)
И закрутилась бюрократически-административная карусель. Витте обещал посодействовать отмене решения жюри, но граф Толстой обратился к президенту Академии великому князю Владимиру Александровичу, а тот к императору Николаю II. Николай встал в этом споре на сторону дяди, и против решения императора Витте уже ничего сделать не смог. В итоге панно сняли, а Врубелю устроили настоящую травлю. Прахов писал, что во время начала работы Врубеля под крышей павильона Художественного отдела до художника долетали «обрывки критических замечаний старых художников... Они не стеснялись в выражениях по поводу «безобразия декадентских панно»…»
![ÐиÑ
аил ÐÑÑбелÑ. ФоÑогÑаÑÐ¸Ñ 1898 г. ÐиÑ
аил ÐÑÑбелÑ. ФоÑогÑаÑÐ¸Ñ 1898 г.](https://ic.pics.livejournal.com/nikonova_alina/77369836/3303713/3303713_original.jpg)
Врубель переживал эту историю очень тяжело. Он писал сестре:
«…Я был в Нижнем... Работал и приходил в отчаяние; кроме того, Академия воздвигла на меня настоящую травлю; так что я все время слышал за спиной шиканье. Академическое жюри признало вещи слишком претенциозными для декоративной задачи и предложило их снять...»
А Михаил Нестеров писал по этому поводу: "Как было не стукнуть лишний раз по макушке такого сопутника, как Врубель, авось, мол, и пойдет ко дну".
![ÐиÑ
аил ÐÑÑбелÑ. ТÑипÑиÑ
ÐиÑ
аил ÐÑÑбелÑ. ТÑипÑиÑ](https://ic.pics.livejournal.com/nikonova_alina/77369836/3304080/3304080_original.jpg)
Врубель так и не закончил «Принцессу Грёзу», а «Микула Селянинович» остался в виде эскиза. В самый разгар работы художник вообще бросил оба панно и уехал в Москву, где у него был еще один заказ на триптих «Фауст» (для кого-то из Морозовых). Даже 5000 рублей, которые Мамонтов заплатил ему за незаконченные панно не смягчили для него мерзкое послевкусие, оставшееся после этой истории.
Но это — Врубель, художник, ранимая и трепетная натура. А вот закаленный в боях с конкурентами коммерсант Мамонтов сдаваться не собирался. Он все равно решил выставить панно Врубеля , хотя времени для исполнения картин в срок оставалось крайне мало. Даже то что художник полностью утратил интерес к этой работе, его не остановило.
![ÐаÑилий Ðоленов. ФоÑогÑаÑÐ¸Ñ 1910-Ñ
гг. ÐаÑилий Ðоленов. ФоÑогÑаÑÐ¸Ñ 1910-Ñ
гг.](https://ic.pics.livejournal.com/nikonova_alina/77369836/3304337/3304337_original.jpg)
![ÐонÑÑанÑин ÐоÑовин ÐонÑÑанÑин ÐоÑовин](https://ic.pics.livejournal.com/nikonova_alina/77369836/3304513/3304513_640.jpg)
Мамонтов связался с Василием Поленовым, который приехал в Нижний на выставку в конце мая 1896 год и попросил его помочь дописать полотно. Поленов так писал об этом жене:
«Савва и Константин <�Коровин> упросили меня взять на себя окончание врубелевских панно. Они так талантливы и интересны, что я не мог устоять».
Панно привезли в Москву, в дом Мамонтова. Врубель, который уже немного отошел от стресса, по утверждению Поленова, был «в полном восторге от того, как дело повернулось», и даже взялся руководить последним этапом работы, хотя сам к панно больше не прикасался. Поленов писал об этом времени так:
«…Мы с Коровиным усиленно работаем... Двойная ответственность за себя и за другого (т. е. Врубеля)... Я люблю работать у Саввы в доме, когда там носится художественная атмосфера. Первым делом, когда я приехал, я пошел к Врубелю и с ним объяснился, он меня чуть не со слезами благодарил. Потом Сергей (старший сын С. И. Мамонтова) мне передавал, что Врубель совершенно ожил, что он в полном восторге от того, как дело повернулось. Я с ним сговорился, что я ему помогаю и только оканчиваю его работу под его же руководством. И, действительно, он каждый день приходит, а сам в это время написал чудесное панно «Маргарита и Мефистофель». Приходит и Серов, так что атмосфера пропитана искусством…»
Мамонтов не случайно обратился с просьбой закончить работу над панно именно к Поленову. Поленов считался одним из крупнейших и признанных художников-передвижников, который еще в 1876 году удостоился звания академика. Его уважали в академических кругах, поэтому тот факт, что он вдруг взялся за доделку полотен некоего Врубеля, художника на тот момент малоизвестного, да еще и отвергнутого официальными кругами, должен был произвести на членов академического жюри сильное впечатление.
Пока Поленов и Коровин, который тоже участвовал в проекте, работали над панно, Мамонтов, возмущенный несправедливостью академического жюри к Врубелю, продолжал борьбу с Академией. Он арендовал кусок земли за оградой выставки и поручил подрядчику Архангельской железной дороги Бабушкину срочно до открытия выставки построить еще один павильон, над которым прикрепили вывеску со следующим названием: "Выставка декоративных панно художника М. А. Врубеля, забракованных жюри императорской Академии художеств". Через несколько дней по настоянию администрации выставки последние пять слов вывески пришлось закрасить, но этот павильон и так оказался чуть ли не главной скандальной сенсацией выставки. Посетители валом повалили смотреть скандальные работы. Как писал об этом Прахов:
«…Павильон открыли одновременно с открытием выставки, а вывеска повешена поутру. Вход в павильон вначале был свободным (позже установили плату (20 коп.) в пользу сторожа и кассира, он же - хранитель панно)…»
В итоге благодаря Поленову, Коровину и Мамонтову доброе имя и репутация Врубеля были спасены, и даже сам император пожелал увидеть его панно. Но и репутация Академии не пострадала, поскольку по настоянию ее президента великого князя Владимира Александровича панно так и не были показаны в павильоне Академии. Однако на выставке все же появились целых восемь работ Врубеля, - триптих «Суд Париса», «Испания», «Портрет Арцыбушева», «Муза», и две его скульптуры - «Демон» и «Голова Богатыря» из «Руслана и Людмилы».
![ÐиÑ
аил ÐÑÑбелÑ. ТÑипÑиÑ
ÐиÑ
аил ÐÑÑбелÑ. ТÑипÑиÑ](https://ic.pics.livejournal.com/nikonova_alina/77369836/3304712/3304712_800.jpg)
![ÐиÑ
аил ÐÑÑбелÑ. ÐÑпаниÑ. 1894 ÐиÑ
аил ÐÑÑбелÑ. ÐÑпаниÑ. 1894](/images/main/pechalnoe-proisshestvie-sluchivsheesya-s-mihailom-vrubelem-na-nijegorodskoy-yarmarke-c53acc.jpg?from=https://ic.pics.livejournal.com/nikonova_alina/77369836/3305181/3305181_original.jpg)
![ÐиÑ
аил ÐÑÑбелÑ. ÐоÑÑÑÐµÑ Ð. Ð. ÐÑÑÑбÑÑева. 1896 ÐиÑ
аил ÐÑÑбелÑ. ÐоÑÑÑÐµÑ Ð. Ð. ÐÑÑÑбÑÑева. 1896](https://ic.pics.livejournal.com/nikonova_alina/77369836/3305267/3305267_original.jpg)
![ÐиÑ
аил ÐÑÑбелÑ. ÐÑза. 1896 ÐиÑ
аил ÐÑÑбелÑ. ÐÑза. 1896](https://ic.pics.livejournal.com/nikonova_alina/77369836/3305661/3305661_600.jpg)
![ÐиÑ
аил ÐÑÑбелÑ. Ðемон. 1890 ÐиÑ
аил ÐÑÑбелÑ. Ðемон. 1890](https://ic.pics.livejournal.com/nikonova_alina/77369836/3305814/3305814_540.jpg)
Дело было в том, что Витте, посчитав недостаточным представительство на выставке произведений, характеризующих достижения русского искусства за последние четырнадцать лет (1882-1896), т.е. со времени последней Всероссийской выставки, послал Мамонтову письмо, в котором просил его и других собирателей предоставить на выставку принадлежащие им работы новых, молодых художников. Мамонтов, помимо других работ, выставил произведения Врубеля, стремясь тем самым добиться признания художника общественностью. Кроме того, в это же время в городе гастролировала мамонтовская Русская частная опера, которая показала спектакль «Гензель и Гретель» с декорациями Врубеля и его театральный занавес «Италия. Неаполитанская ночь». Так что Мамонтов устроил из всероссийской выставки настоящие «врубелевские сезоны». А история с врубелевскими панно стала одним из наиболее громких событий выставки.
![ÐиÑ
аил ÐÑÑбелÑ. ÐÑалиÑ. ÐеаполиÑанÑÐºÐ°Ñ Ð½Ð¾ÑÑ. ÐÑкиз ÑеаÑÑалÑного занавеÑа Ð´Ð»Ñ Ð ÑÑÑкой ÑаÑÑной опеÑÑ Ð¡.Ð. ÐамонÑова. 1891 ÐиÑ
аил ÐÑÑбелÑ. ÐÑалиÑ. ÐеаполиÑанÑÐºÐ°Ñ Ð½Ð¾ÑÑ. ÐÑкиз ÑеаÑÑалÑного занавеÑа Ð´Ð»Ñ Ð ÑÑÑкой ÑаÑÑной опеÑÑ Ð¡.Ð. ÐамонÑова. 1891](https://ic.pics.livejournal.com/nikonova_alina/77369836/3305990/3305990_800.jpg)
Продолжение следует…