Про "Волшебника Земноморья"

Продолжаю читать книги, которые нормальные люди прочитали ещё в детстве — в юности.
Урсула Ле Гуинн «Волшебник Замноморья».
Сказать, что это фэнтези, сложно, это, скорее, фэнтезийное философское размышление о природе зла. С внятным сюжетом, хорошо прописанным миром и очень неоднозначными героями. В книге довольно скупыми мазками показан жизненный путь главного героя — волшебника Геда. По одной истории из его юности, зрелости и старости. С намёками, что между ними было еще много всего интересного.
Автор вертит зло с трёх разных сторон: оно — часть самого волшебника, оно — часть религиозного культа, наконец, оно — обратная часть мира: то, что происходит, когда исчезает ... хочется сказать, магия, но нет, тут магией зовут некий глобальный закон, который организует мир, его связующее начало. Исчезает «магия» и мир начинает распадаться: постепенно гибнут растения, исчезает музыка, бледнеют и рассыпаются ремёсла, люди начинают ненавидеть друг друга, бывшие волшебники — называть волшебство обманом, драконы — убивать и пожирать друг друга...
Интересная история о том, что «магию» добровольно отдают сами волшебники в обмен на обещание бессмертия. Естественно, это обещание исполняется в ужасно извращённом виде: отсутствие смерти вовсе не означает продолжение жизни. Бессмертие становится ловушкой даже для главного злодея: страх смерти делает его не властелином мира, а абсолютным разрушителем.
В итоге, истоки зла Ле Гуинн видит именно в страхе смерти и желании бесконечной жизни. Выдерживает бой со злом не самый сильный — драконы, например, намного сильнее и физически, и магически. А самый равнодушный к бессмертию, тот, для кого главная ценность — изначальная гармония наполненного «магией» мира. Интересно: главный герой считает смерть частью мировой гармонии и по сути отстаивает его, мира, неизменность. А главный злодей, пытаясь отменить смерть, как раз вызывает почти необратимые изменения, ведущие к гибели. Идея бессмертия как неизменности становится своей противоположностью.
Самое сильное в трилогии, ИМХО, естественно, это описание разрушающегося мира. Вроде, «магия» не при чем, но певцы теряют голос, урожай гибнет, люди набрасываются друг на друга... это всё описывается так буднично и так страшно, а с другой стороны, так узнаваемо. Такой бытовой ужастик без ужаса, что когда появляется реальный злодей, просто вздыхаешь с облегчением. А пока его не нашли и не назвали — накрывает удушьем и паникой, не только спутника мага, но и меня, офигевшего читателя. Словно Ле Гуинн устроила нам экскурсию по Мордору, но Мордору юному, только формирующемуся, в котором земля ещё помнит, как было до прихода Саурона.
Основной вопрос для меня, не волшебника и в общем-то совершенно нерелигиозного человека: чем в реальности является эта «магия»? Какое её истинное имя в нашем, так явно шагнувшем на ту самую дорогу мире?
|
</> |