Про головную боль. Новая рубрика
sovenok101 — 21.04.2022Хочу ввести рубрику — Спроси умного человека.
Не меня, естественно, меня здесь и так спрашивают (и даже иногда за меня отвечают). Есть темы, интересные и важные, в которых я сама разбираюсь очень однобоко. А тут вдруг совершенно случайно рядом есть люди, готовые проблему осветить всесторонне.
Формат такой: сначала я рассказываю, что знаю сама, потом представляю умного человека, вы задаёте ему вопросы и в следующем посте он (она) на эти вопросы отвечает.
Начнём с головной боли.
Эта тема — реальная головная боль медицины, уж простите за каламбур.
Во-первых, поднимите руки, у кого голова не болела никогда.
Во-вторых, случается, что головная боль — первый и основной симптом очень неприятных заболеваний.
И между этими двумя полюсами — море нюансов и полутонов.
Итак, полюс условно мой, полюс реаниматолога. В нашей скоропомощной реальности головная боль чаще всего бывает сигналом
- Гипертонического криза
- Инсульта
- Черепно-мозговой травмы
- Менингита, энцефалита, как вариант — просто тяжелой интоксикации. Сюда же воспаление всяких околоносовых пазух.
- Другой катастрофы в головном мозге, например, опухоли
- Чуть не забыла похмелье и абстиненцию!
- А ещё преэклампсию у беременных!
Какие тут нюансы?
1. Человек уже почему-то попал в реанимацию. Значит, он точно чем-то болен.
2. Головная боль возникла в обозримом интервале времени
2. Она сопровождается другими вполне внятными симптомами. По сути, головная боль в реанимации — повод ещё раз пристально приглядеться к пациенту.
3. У нас всегда под рукой КТ, МРТ, лаборатория, специалисты: тот же невролог, ЛОР, нейрохирург. Никаких очередей и размышлений об экономической целесообразности. Реанимационному больному доступно примерно всё, что вообще технически доступно. Так что диагностические затруднения бывают, я даже периодически о них пишу, но в целом, мне поставить диагноз довольно просто.
4. Обезболить мы можем примерно всё.
В неотложной медицине, если рассуждать о «красных флажках» — признаках того, что нужно срочно обращаться за помощью — головная боль всегда выступает в комбинации с чем-то ещё:
- головная боль+повышенное давление
- головная боль+лихорадка и интоксикация
- головная боль+нарушение сознания
- головная боль+травма+тошнота, рвота, повышенная сонливость
- головная боль+нарушение речи, зрения, ассимметрия лица, нарушение тонуса мышц
- головная боль+беременность...
Замечаете, что головная боль в этом случае действительно повод поискать другие симптомы и обстоятельства?
Теперь посмотрим на проблему с другого полюса: со стороны амбулаторного врача.
Тут я могу высказаться только как пациент. Просто расскажу о своём опыте.
Лет до тридцати с лишним у меня голова не болела никогда. Совсем и абсолютно. Пока не случилась четвёртая беременность с внятным таким гестозом и головными болями. Это был реально первый раз.
Потом дочка упорно не хотела спать дольше одного цикла (от 40 минут до 1,5 часов), что для меня вылилось в дефицит непрерывного сна. Потом я начала интенсивно работать. Потом работать очень интенсивно. И совсем не удивлялась приступам головных болей. Помогали НПВС, но не до конца: даже если боль проходила, оставались очень неприятное чувство распирания в голове, тошнота и ненависть ко всем окружающим.
Потом дочка начала нормально спать, интенсивность работы снизилась, а вот головные боли продолжали случаться, самое обидное, и во время отдыха тоже. Испортить отдых такие боли могли капитально, несмотря на весь арсенал НПВС.
А потом я пожаловалась неврологу. Неврологом была моя однокурсница, которая вообще в нашей небольшой компании «курирует» всю неврологию: и детскую и взрослую. Она больше десяти лет работала детским неврологом-реабилитологом (ДЦП и всё такое), а потом переключилась на взрослых и сейчас работает в центре лечения боли. Выслушав мои жалобы, она долго расспрашивала про характер болей, их связь со всякими событиями и прочие неочевидные вещи, а потом поставила диагноз «мигрень», велела вести дневник: приступ — сколько таблеток НПВС понадобилось, а по результатам выписала мне триптаны с рекомендацией пить в самом начале(!) приступа. И всё. Теперь, чувствуя «предвестники» в виде тяжести и распирания я глотаю таблетку и приступ не развивается. Так и живу, без головной боли. И чего раньше мучалась? Заметьте, никаких КТ-МРТ в диагностике не присутствовало, только внимательный расспрос.
А теперь про дочку. И того же самого (самую) невролога. Кроме плохого сна в раннем детстве у дочки были температурные судороги. Очень страшно выглядят, но невролог сказала: пройдёт к трём годам. Прошло. Даже ЭЭГ-мониторинг сделать не успели — дочка в нужный момент умудрялась заболевать.
А лет в шесть у неё начались приступы головных болей. Очень страшные, для меня по крайней мере. Дочка металась, не могла никуда приткнуться, ничего не помогало, потом была рвота и долгий сон. После сна обычно всё проходило.
Собственно, невролог, услышав моё описание и поговорив с дочкой, сразу сказала: мигрень. Пить парацетамол или нурофен в самом начале приступа. Носить их всегда с собой. Учиться отслеживать начало. Для убедительности выдала мне опросник и критерии постановки диагноза.
Но я всё равно была слишком напугана и потащила дочку на МРТ. Которое, естественно показало абсолютную норму. Следующей неверующей Фомой оказалась бабушка: дочка летом живёт с ней на даче. Убедить бабушку давать внучке страшную химическую таблетку в самом начале приступа, когда болит ещё не сильно и можно потерпеть — это была отдельная история. Но справились. Теперь дочка таскает таблетки с собой везде: в школу, на всякие занятия и просто на прогулки. И пьёт их, кстати, не чаще чем раз в несколько месяцев. Приступы больше не развиваются.
Это не значит, что в арсенале невролога только один диагноз. Просто так совпало. Мужа моего она как-то отправила на КТ-ангиографию сосудов шеи, и оказалась права. А другую подругу лечит от головных болей антидепрессантами. И вообще мир головных болей в её изложении удивителен и разнообразен.
Теперь передаю слово самому умному человеку:
В 2018 году была издана Международная классификация головных болей 3-го пересмотра (ICHD-3). В ней были подробно описаны все виды головной боли, которые изучены на данный момент. В это невозможно поверить, но в этой классификации описано около 330 (!!!) видов головных болей в основной части и около 70 видов в дополнительной части. Кажется, что после этого можно опустить руки и отчаяться разбираться в данном вопросе. Но не все так страшно!
На самом деле, все головные боли, или цефалгии разделяются на 3 большие группы:
- Первичные (не связанные с патологией головного мозга, мозговых сосудов и других структур головы и шеи)
- Вторичные (возникающие в тесной связи с другими заболеваниями или состояниями)
- Лицевые боли, связанные с патологией черепных нервов и другими причинами
Самыми известными «представителями» первичных цефалгий являются головная боль напряжения (ГБН) и мигрень. На долю этих заболеваний приходится до 90% случаев головной боли. К более редким видам относят так называемые тригеминальные вегетативные цефалгии и другие «экзотические» первичные головные боли (например, связанная с сексуальной активностью, холодовая, кашлевая и другие).
Для постановки диагноза первичной головной боли чаще всего не нужно ничего, кроме внимательного опроса пациента и тщательного врачебного осмотра. В международной классификации головных болей представлены четкие признаки каждого вида первичной головной боли – частота приступов, характер, длительность, чем они сопровождаются и так далее. Если описание головной боли полностью соответствует этим критериям, то диагноз устанавливается без проведения дополнительных обследований (лабораторных анализов, МРТ и других методов визуализации). Для каждого вида первичной головной боли разработаны свои рекомендации по лечению.
Вторичная головная боль является редким, но грозным заболеванием. Такая боль возникает в непосредственной связи с каким-то заболеванием структур головного мозга, травмой или системным заболеванием всего организма. У такого вида головной боли есть свои признаки, которые хорошо знают неврологи и врачи общей практики, это так называемые «тревожные красные флаги». При выявлении этих симптомов пациента направляют на обследование с целью найти или исключить основную причину головной боли. К счастью эти состояния встречаются в десятки раз реже, чем «обычная» первичная головная боль. В случае установления основного заболевания (например, объёмное образование, внутричерепное кровоизлияние, повреждение сосудов головного мозга или инфекционное заболевание), головная боль лечится уже в рамках терапии этой болезни.
Лицевая боль также подразделяется на первичную и вторичную. Диагностика и лечение боли в лице проводится по тем же принципам, что при головной боли. https://t.me/paininstitute_channel
Заметьте: на долю первичной головной боли приходится 90% всех головных болей. То есть, то, про что я вам рассказывала в 1 части, все эти красные флажки — это 10% или даже меньше, с поправкой на тяжесть состояния. Это, конечно, жутко интересно, но вот те самые 90%! Как с ними уживаться? А если не помогает? А опять не помогает? Что применяют рутинно, а что в запасе? А какие крайние меры и средства? А чем это грозит?
Предлагаю поговорить именно об этом. Задавайте вопросы неврологу про головные боли. Правила как во всём блоге: по интернету не лечим, но разъясняем и можем дать совет.
Отвечать будет умный человек - Наталья Михайловна Полонская https://paininstitute.ru/personal/polonskaja/
Если пойдёт, дальше поговорим про дорсопатии, по-русски, боли в спине. Вот это тема, за которую я честно порой готова поубивать всех амбулаторных неврологов и терапевтов. Но у них, как ни обидно, тоже есть, что ответить.
|
</> |