![](/media/images/top/preview/icpicslivejournalcomnikonova_alina7736983632691433269143_800.png)
ТАКИЕ РАЗНЫЕ СВЯТЫЕ ИРИНЫ...
![топ 100 блогов](/media/images/default.jpg)
![ФелиÑе ФиÑеÑелли. Св. ÐÑина, иÑÑелÑÑÑÐ°Ñ Ñв. СебаÑÑÑÑна. 1650 ФелиÑе ФиÑеÑелли. Св. ÐÑина, иÑÑелÑÑÑÐ°Ñ Ñв. СебаÑÑÑÑна. 1650](/images/main/takie-raznie-svyatie-irini-84ae09.jpg?from=https://ic.pics.livejournal.com/nikonova_alina/77369836/3269143/3269143_800.png)
Часть 2.
Ирина, Агапия и Хиония Солунские (Аквилейские или Иллирийские)
![С.ÐаÑÑкевиÑ. ÐÑÑениÑа ÐÑина. Ðкона. 2007 С.ÐаÑÑкевиÑ. ÐÑÑениÑа ÐÑина. Ðкона. 2007](/images/main/takie-raznie-svyatie-irini-782dc0.jpg?from=https://ic.pics.livejournal.com/nikonova_alina/77369836/3270908/3270908_original.jpg)
История трех сестер с говорящими именами Агапия (Любовь), Ирина (Мир) и Хиония (Снежная) была вписана в жизнеописание святой Анастасии Узорешительницы, хотя изначально существовала как отдельное повествование.
Агапия, Ирина и Хиония были сиротами, которых воспитал благочестивыми христианками их наставник священник Зинон (или Зоил). Священнику этому во сне было видение о казни святого исповедника Христова Хрисогона, учителя Анастасии Узорешительницы. В том же сне Зинону открылось, где находится тело Хрисогона. Он отправился в указанное место, забрал тело и скрыл в своем доме. Через несколько дней ему приснился еще один сон, в котором ему было сказано, что сам он вскоре умрет, а его воспитанницы, три невинные девы, будут взяты нечестивцами на мучение. Также ему было велено сказать об этом рабе Господней Анастасии, чтобы она «позаботилась о них, возбуждая их к мужественному перенесению подвига, пока они не будут увенчаны страдальческим венцем».
Такой же сон приснился и Анастасии, которая тотчас пришла в дом Зинона, чтобы от него узнать о девах, предназначенных на мучения за веру. Там она увидела мощи своего учителя Хрисогона и оплакала его, а затем отправилась к сестрам Агапии, Ирине и Хионии и целую ночь «вела с ними душеспасительную и исполненную божественной любви беседу, в которой возбуждала их мужественно, до крови, постоять за Жениха своего – Христа».
Как и было предсказано, Зинон вскоре скончался, а девушек схватили и отправили к императору Диоклетиану. Формально поводом для ареста послужило то, что у девушек в доме нашли запрещенную книгу – Библию. Импратор Агапию, Хионию и Ирину их отречься от Христа, н тщетно, и тогда приказал перевезти их в Македонию и отдал на суд тамошнему правителю Дульцицию.
Дульциций, прельстившись красотой и невинностью девиц вознамериваясь взять их силой, поскольку уговорить их на грех прелюбодеяния ему не удалось. Проникнуть в комнату, где находились девушки он не смог, вместо этого он на время лишился рассудка, попал в поварню, весь измазался в саже и перепугал всех своих слуг и домочадцев.
Отмывшись, он занял свое место на престоле в главном зале дворца, и повелел привести туда девушек и обнажить их, поскольку он хотел увидеть их тела. Но одежда словно приросла к их коже. И никто снять их одеяния так не смог, а сам Дульциций заснул беспробудным сном и спал, пока его не отнесли к нему в дом.
Узнав обо все об этом император сильно разгневался и передал Ирину, Агапию и Хионию на истязания судье Сисинию. Поскольку девушки отказались исполнять приказ императора и отречься от Христа, Сисиний повелел сначала отправить всех их в темницу а затем сжечь заживо двух старших сестер, Агапию и Хионию. Младшую Ирину он решил оставить для себя на поругание.
![ÐÑÑениÑÑ ÐÐ³Ð°Ð¿Ð¸Ñ Ð¸ ХиониÑ. ÐиниаÑÑÑа из гÑеко-гÑÑзинÑкой ÑÑкопиÑи. XV в. ÐÑÑениÑÑ ÐÐ³Ð°Ð¿Ð¸Ñ Ð¸ ХиониÑ. ÐиниаÑÑÑа из гÑеко-гÑÑзинÑкой ÑÑкопиÑи. XV в.](/images/main/takie-raznie-svyatie-irini-8ce306.jpg?from=https://ic.pics.livejournal.com/nikonova_alina/77369836/3270077/3270077_original.jpg)
Агапию и Хионию бросили в огонь, где они и умерли. Но все, кто был там, дивились, что пламя не тронуло ни одежд, ни тел святых, и это было знамение для язычников, что «святые девы не от огня умерли, но своими молитвами испросили себе от Бога блаженную кончину». Тела Агапии и Хионии погребла Анастасия Узорешительница.
![ÐÑÑениÑеÑÑво ÑвÑÑÑÑ
Ðгапии, ÐÑÐ¸Ð½Ñ Ð¸ Хионии. ÐиниаÑÑÑа ÐÐ¸Ð½Ð¾Ð»Ð¾Ð³Ð¸Ñ ÐаÑÐ¸Ð»Ð¸Ñ II. 979â989 гг. ÐÑÑениÑеÑÑво ÑвÑÑÑÑ
Ðгапии, ÐÑÐ¸Ð½Ñ Ð¸ Хионии. ÐиниаÑÑÑа ÐÐ¸Ð½Ð¾Ð»Ð¾Ð³Ð¸Ñ ÐаÑÐ¸Ð»Ð¸Ñ II. 979â989 гг.](/images/main/takie-raznie-svyatie-irini-627849.jpg?from=https://ic.pics.livejournal.com/nikonova_alina/77369836/3270203/3270203_original.jpg)
На следующий день Сисиний повелел привести к нему Ирину и снова потребовал, чтобы она принесла жертвы языческим богам и отреклась от Христа. Ирина мужественно отказалась, заявив , что желает быть со своими сестрами перед престолом Господа. Тогда Сисиний приказал отвести ее в блудилище и отдать на поругание, пока не умрет. Когда ее вели, стражников нагнали два воина и приказали отвести Ирину не в блудилище, а за город и оставить на холме. Ирина же узрела, что это были не воины, а Ангелы.
Ее оставили за городом на холме, о когда об этом доложили Сисинию, то он сильно разгневался и поехал туда сам верхом, но сколько он не старался, не мог подняться на холм. Тогда от приказал лучникам стрелять в Ирину. Несколько стрел ранили ее, но она сказала ему: «Я смеюсь над тобою, окаянный, что ты как бы на какого сильного мужа, вышел на меня, слабую женщину, с оружием. Но вот я, чистою и неоскверненною вами, отхожу ко Господу моему Иисусу Христу, Который ныне сопричислит меня к моим сестрам». После этого она легла на землю и умерла, а тело ее, как и тела ее сестер, погребла святая Анастасия Узорешительница.
![Св.ÐÑина, ÐÐ³Ð°Ð¿Ð¸Ñ Ð¸ ХиониÑ. ÐинеÑ-апÑелÑ. ФÑагменÑ. Ð ÑÑÑÐºÐ°Ñ Ð¸ÐºÐ¾Ð½Ð° наÑ.17 в. Св.ÐÑина, ÐÐ³Ð°Ð¿Ð¸Ñ Ð¸ ХиониÑ. ÐинеÑ-апÑелÑ. ФÑагменÑ. Ð ÑÑÑÐºÐ°Ñ Ð¸ÐºÐ¾Ð½Ð° наÑ.17 в.](/images/main/takie-raznie-svyatie-irini-91ab1a.jpg?from=https://ic.pics.livejournal.com/nikonova_alina/77369836/3271013/3271013_original.jpg)
Агапию, Хионию и Ирину обычно изображают вместе, втроем, каждая из них держит в руках крест. В Минологии Василий II содержится миниатюра, изображающая кончину Агапии и Хионии в пламени в присутствии их сестры Ирины.
Ирина Римская
![ÐиÑк ван ÐабÑÑен. Св.СебаÑÑÑÑн, за коÑоÑÑм ÑÑ
аживаÑÑ Ñв.ÐÑина и ее ÑлÑжанка. Ðк.1615. ÐиÑк ван ÐабÑÑен. Св.СебаÑÑÑÑн, за коÑоÑÑм ÑÑ
аживаÑÑ Ñв.ÐÑина и ее ÑлÑжанка. Ðк.1615.](/images/main/takie-raznie-svyatie-irini-6f08d2.jpg?from=https://ic.pics.livejournal.com/nikonova_alina/77369836/3271292/3271292_original.jpg)
Святая Ирина Римская в определенном смысле не совсем самостоятельная святая. Ее жизнеописание имеет самое непосредственное отношение к жизнеописаниям святого Кастула и святого Себастьяна. В то же время сцены с ее участием были в числе самых популярных тем искусства западной Европы 17-19 вв.
Ирина Римская была женой святого Кастула, который сделал свой дом приютом для гонимых христиан и устроил место для христианских богослужений в императорском дворце, где он нес службу. Вместе со своим другом, святым Тибуртием он обратил в христианство многих римлян, пока не был предан неким Торкватом. После этого Кастула казнили, заживо похоронив в песчаном карьере на Виа Лабикана в Риме.
После смерти мужа Ирина продолжала активно участвовать в жизни христианской общины Рима. Когда она узнала, что Себастьян за свою веру был пронзен стрелами, то она разыскала его, чтобы похоронит тело. Но, поняв, что Себастьян жив, она перенесла его в свой дом и исцелила его раны.
![ХендÑик Ð¢ÐµÑ ÐÑÑгген. Св.СебаÑÑÑÑн, за коÑоÑÑм ÑÑ
Ð°Ð¶Ð¸Ð²Ð°ÐµÑ Ñв.ÐÑина. 1625 ХендÑик Ð¢ÐµÑ ÐÑÑгген. Св.СебаÑÑÑÑн, за коÑоÑÑм ÑÑ
Ð°Ð¶Ð¸Ð²Ð°ÐµÑ Ñв.ÐÑина. 1625](/images/main/takie-raznie-svyatie-irini-583b58.jpg?from=https://ic.pics.livejournal.com/nikonova_alina/77369836/3271637/3271637_640.jpg)
Сцена, когда святая Ирина вытаскивает стрелы из тела святого Себастьяна или исцеляет его с помощью целебных мазей, является одним из самых популярных сюжетов у караваджистов. К этой теме обращались многие художники 17 века: Дирк ван Бабурен, Хендрик Тер Брюгген, Жорж де ла Тур, и т.д. В композиции также часто присутствует служанка, которая помогает Ирине.
![ÐоÑж де ла ТÑÑ. Св.СебаÑÑÑÑн, за коÑоÑÑм ÑÑ
Ð°Ð¶Ð¸Ð²Ð°ÐµÑ Ñв.ÐÑина. 1650 ÐоÑж де ла ТÑÑ. Св.СебаÑÑÑÑн, за коÑоÑÑм ÑÑ
Ð°Ð¶Ð¸Ð²Ð°ÐµÑ Ñв.ÐÑина. 1650](/images/main/takie-raznie-svyatie-irini-782464.jpg?from=https://ic.pics.livejournal.com/nikonova_alina/77369836/3271721/3271721_760.jpg)
Одна из лучших картин на эту была написана Жоржем де ла Туром в 1650 году. Ее оригинальное название – «Святой Себастьян, за которым ухаживает св.Ирина» (или «Святой Себастьян, окруженный заботой святой Ирины»), наиболее точно отражает смысл сюжета. Художник в том случае акцентирует внимание зрителя именно на святой Ирине, освещая ее лицо факелом, тогда как лицо Себастьяна скрыто в тени, и только его поза подчеркивает переносимое им страдание. К тому же де ла Тур изобразил только одну стрелу, пронзившую тело святого, как символ его мученичества, что противоречит сложившейся традиции, отраженной в жизнеописаниях Себастьяна, когда его тело после казни описывается как уподобившееся ежу.
Скорее всего на картине изображен тот момент, когда Ирина только нашла тело Себастьяна. Она осторожно поднимает его руку, щупает пульс, и понимает, что он жив. Этот жест может означать глубокую духовную связь, существующую между ними, как между единоверцами. Вся ее фигура, как и фигуры сопровождающих ее женщин, выражает скорбь, которая в следующий момент должна сменится радостью и деятельной заботой о раненом.
Впоследствии святая Ирина Римская также приняла мученическую смерть.
Ирина Томарская (Португальская)
![Св.ÐÑина ТомаÑÑкаÑ. ÐÑавÑÑа 18-19 в. ÐоÑÑÑÐ³Ð°Ð»Ð¸Ñ Ð¡Ð².ÐÑина ТомаÑÑкаÑ. ÐÑавÑÑа 18-19 в. ÐоÑÑÑгалиÑ](/images/main/takie-raznie-svyatie-irini-e2a0fe.jpg?from=https://ic.pics.livejournal.com/nikonova_alina/77369836/3272145/3272145_original.jpg)
Святая Ирина Томарская является местной португальской святой, и ее история кажется не только поучительной, но в чем-то даже романтической.
Ирина родилась в богатой аристократической семье, она была очень красива, и чтобы оградить ее от опасностей мирской жизни, родители отправили ее в монастырскую школу, где она занималась под руководством некоего ученого наставника монаха Ремигия и была под охраной человека, которого к ней специально приставили.
Однажды она вышла на прогулку за монастырские стены, и ее заметил юноша по имени Бритальд, происходивший из влиятельной местной семьи. Он влюбился в Ирину и неотступно следовал за ней каждый раз, когда она направлялась в церковь на службу. Наконец, он собрался с духом и сделал ей предложение. Ирина сразу же отказала ему, сообщив, что дала обет безбрачия, и потому не собирается выходить замуж.
![УбийÑÑво Ñв.ÐÑÐ¸Ð½Ñ Ð¢Ð¾Ð¼Ð°ÑÑкой. ФÑÐ°Ð³Ð¼ÐµÐ½Ñ ÑобÑÐ°Ð½Ð¸Ñ Ð°Ð·ÑÐ»ÐµÐ¶Ñ Ñ Ð¸ÑÑоÑией Ñв.ÐÑинÑ. ЦеÑÐºÐ¾Ð²Ñ Ð¡Ð°Ð½Ñа ÐÑиа де ÐзойÑ, ÐоÑÑÑÐ³Ð°Ð»Ð¸Ñ Ð£Ð±Ð¸Ð¹ÑÑво Ñв.ÐÑÐ¸Ð½Ñ Ð¢Ð¾Ð¼Ð°ÑÑкой. ФÑÐ°Ð³Ð¼ÐµÐ½Ñ ÑобÑÐ°Ð½Ð¸Ñ Ð°Ð·ÑÐ»ÐµÐ¶Ñ Ñ Ð¸ÑÑоÑией Ñв.ÐÑинÑ. ЦеÑÐºÐ¾Ð²Ñ Ð¡Ð°Ð½Ñа ÐÑиа де ÐзойÑ, ÐоÑÑÑгалиÑ](/images/main/takie-raznie-svyatie-irini-dce92e.jpg?from=https://ic.pics.livejournal.com/nikonova_alina/77369836/3272444/3272444_760.jpg)
Между тем в Ирину влюбился ее наставник Ремигий, (по другой версии охранник, приставленный к ней) и также сделал ей предложение. Ирина отказала и ему, кроме того она пожаловалась родителям, и Ремигия выгнали из монастыря. Тогда он решился на подлость и дал Ирине выпить какой-то напиток, от которого у нее раздулся живот, а сам ложно обвинил девушку в том, что она прелюбодействовала с неизвестным мужчиной и забеременела от него. Клевета эта быстро разошлась по всему городу, и когда об этом узнал отвергнутый Бритальд, то решил убить Ирину. Он нанял какого-то солдата, и тот подстерег Ирину, когда она возвращалась после посещения больного. Убийца подошел сзади и вонзил меч в спину девушке, а потом бросил ее тело в реку Тахо (Тежу).
![ÐлÑÑÑедо Роке ÐамейÑо и ÐанÑÑÐ»Ñ ÐаÑедо. УбийÑÑво Ñв.ÐÑÐ¸Ð½Ñ Ð¢Ð¾Ð¼Ð°ÑÑкой. 1904. ÐиÑогÑаÑиÑ. ÐллÑÑÑÑаÑÐ¸Ñ Ð¸Ð· «Ðолного ÑобÑÐ°Ð½Ð¸Ñ ÑоÑинений» ÐÐ»Ð¼ÐµÐ¹Ð´Ñ ÐаÑÑеÑÑ ÐлÑÑÑедо Роке ÐамейÑо и ÐанÑÑÐ»Ñ ÐаÑедо. УбийÑÑво Ñв.ÐÑÐ¸Ð½Ñ Ð¢Ð¾Ð¼Ð°ÑÑкой. 1904. ÐиÑогÑаÑиÑ. ÐллÑÑÑÑаÑÐ¸Ñ Ð¸Ð· «Ðолного ÑобÑÐ°Ð½Ð¸Ñ ÑоÑинений» ÐÐ»Ð¼ÐµÐ¹Ð´Ñ ÐаÑÑеÑÑ](/images/main/takie-raznie-svyatie-irini-db807c.jpg?from=https://ic.pics.livejournal.com/nikonova_alina/77369836/3272670/3272670_760.jpg)
Тело Ирины нашли монахи из бенедиктинского монастыря города Скалабрис, оно попало на мель и оставалось там целым и невредимым. По легенде настоятелем этого монастыря был дядя Ирины, монах Целий. Ему во сне явился Иисус Христос и поведал всю правду о гибели его племянницы, а также указал, где находится ее тело. Монахи забрали его и с почетом похоронили в своем монастыре. Постепенно почитание Ирины распространилось в Скалабрисе до такой степени, что местные жители переименовали его Сантарен, то есть город святой Ирины.
![Св.ÐÑина ТомаÑÑÐºÐ°Ñ (ÐоÑÑÑгалÑÑкаÑ). ÐÑавÑÑа 19 в Св.ÐÑина ТомаÑÑÐºÐ°Ñ (ÐоÑÑÑгалÑÑкаÑ). ÐÑавÑÑа 19 в](/images/main/takie-raznie-svyatie-irini-6fda68.jpg?from=https://ic.pics.livejournal.com/nikonova_alina/77369836/3272776/3272776_original.png)
Святую Ирину Томарскую изображают в монашеском одеянии с цветком лилии в руке - символом ее чистоты и невинности. В более позднее время появились композиции, изображающие сцену убийства святой наемным убийцей.
Вот такие они были разные, эти святые Ирины...