рейтинг блогов

ЯКОПО БАССАНО. МУЧЕНИЧЕСТВО СВ.ЕКАТЕРИНЫ. ОК.1540

топ 100 блогов nikonova_alina16.08.2022
Якопо Бассано. Мусеничество св.Екатерины. ок.1540
Якопо Бассано. Мусеничество св.Екатерины. ок.1540

Наверное, во все времена, талантливые и амбициозные молодые люди, рожденные где-то в глубинке, стремятся вырваться из тесного и замкнутого круга своей провинциальной обыденности и отправиться покорять большие города. Для юноши, жившего в Италии 16 века, который мечтал стать художником и превзойти Рафаэля или Микеланджело, таких центров притяжения было несколько. Можно было поехать в Рим или во Флоренцию, но очень многих манила Венеция, город славившийся своей неповторимой атмосферой, культурными традициями и особой, хорошо узнаваемой художественной школой.

Бассано дель Граппа. Современный вид
Бассано дель Граппа. Современный вид

Вот так однажды где-то в начале 1530-х годов в Венеции появился юноша из небольшого городка Бассано (сейчас Бассано дель Граппа) которого звали Якопо да Понте. Ему было уже слегка за двадцать, и по меркам того времени это был уже весьма солидный возраст для того, чтобы начинать учиться живописи. Впрочем, Якопо, который попав в Венецию, получил прозвище по названию своего родного города, и стал зваться Якопо Бассано, не был новичком в искусстве. С самого раннего детства он учился у своего отца и работал вместе с ним в фамильной художественной мастерской.

Франческо да Понте, отец Якопо, был для своего времени весьма образованным человеком. Зарабатывал на жизнь он, выполняя живописные заказы, но в свободное время увлекался изящной словесностью и философией и был большим знатоком античной мифологии. В городе Бассано сеньора Франческо уважали и побаивались, ведь все знали, что он не только художник, но алхимик и изобретатель, а значит, почти колдун.

Бонифацио Веронезе. Архангел Михаил, побеждающий дьявола
Бонифацио Веронезе. Архангел Михаил, побеждающий дьявола

Неизвестно точно, когда именно Якопо уехал из родного города, непонятно, был ли его отъезд одобрен отцом, или, наоборот, молодой человек поступил вопреки родительской воле, но примерно 10 лет он прожил в Венеции. Там он учился в мастерской художника Бонифацио де Питати по прозвищу Веронезе. А еще в 1535 году Якопо и двое его неназванных соавторов получили от венецианских властей очень любопытный документ – патент на «новый способ строить мельницы, плотины, поднимать уровень воды и осушать болота».

Трудно сказать, собирался ли Якопо по окончании обучения остаться в Венеции или переехать куда-то еще. Также непонятно, в каком качестве он вообще пребывал в мастерской Веронезе, поскольку был уже слишком взрослым для подмастерья. Собственной мастерской в Венеции он так и не обзавелся, то ли не захотел, то ли не смог. Вполне возможно, что как раз на рубеже 1530-40-х годов он пребывал на некоем перепутье, размышляя, что ему делать дальше, когда жизненные обстоятельства сделали выбор за него,  заставив вернуться в родной Бассано. В 1540 году умер его отец, оставив Якопо  художественную мастерскую. И художник в возрасте 30 лет навсегда вернулся в родные края, сочтя, вероятно, что получил от Венеции все, что хотел и мог получить.

Один из первых заказов, который Якопо выполнил по возвращении в родной город, был от местной церкви Сан-Джироламо. Попечители прихода заказали ему картину, связанную с жизнеописанием святой Екатерины Александрийской, одной из самых популярных христианских мучениц.

иБассано выбрал для своего произведения самый драматический эпизод из истории святой. Святая Екатерина жила в Александрии на рубеже 3 и 4 вв. н.э. Она происходила из царского рода и была очень образована. После знакомства с неким монахом-сирийцем Екатерина прониклась идеями христианства и крестилась. Как и многие юные и экзальтированные христианки той эпохи, она была готова принять мученическую смерть во имя Христа, тем более, что после принятия крещения с ней случилось видение, которое принято называть Мистическим обручением. Во время то ли сна, то ли экстатического состояния Екатерина воочию узрила Младенца Христа на руках у Богоматери, который надел ей на палец драгоценное кольцо в знак их обручения. Кольцо это Екатерина никогда больше с пальца не снимала, но, правда, кроме нее его никто никогда и не видел.

Екатерина совершила что-то вроде каминг-аута, только на тему своей религиозной принадлежности, заявившись во время языческого праздника в храм и потребовав от императора Максимина и его свиты, которые прибыли в Александрию, отказаться от языческих жертвоприношений и обратиться в истинную христианскую веру. Император был поражен ее красотой и пригласил девушку к себе во дворец, чтобы убедить отказаться от христианства. На Екатерину не подействовали никакие уговоры и посулы, также ее не испугали и угрозы, а также побои (ее бросили в темницу и били воловьими жилами), и тогда среди придворных нашелся один изобретатель-любитель по имени Хурсаден, который придумал новое оборудование для пыток и решил испробовать его на молодой девушке. Это было некое сложно устроенное колесо, описание которого Хурсаден предоставил императору вместе с дополнительными инструкциями:

«…Прикажи устроить на одной оси четыре деревянные колеса, а по ним вокруг наколотить разные железные острия: два колеса пусть обращаются в правую, а два в левую сторону; по средине же их пусть будет привязана девица, и вращающиеся колеса раздробят её тело. Но прежде пусть только покажут эти колёса Екатерине, чтобы она, видя их, убоялась жестокого мучения, и подчинилась бы твоей воле; если же и после этого она останется в прежнем упорстве, — то пусть примет мучительную смерть».

Испытать этот суперагрегат для пыток так и не удалось, поскольку в момент приготовления к казни с неба спустился Ангел Господень и лично с помощью молнии уничтожил пыточные колеса. Именно этот эпизод и представил Якопо Бассано в своей работе.

Итак, Бассано вполне логично помещает в центр композиции саму святую Екатерину, в коленопреклоненной позе, которая, находится на помосте, приготовленном для ее казни. Она молится, сложив перед собой руки, а ее взгляд поднят вверх, к темному небу, на котором в яркой вспышке возник летящий ангел. В одной руке ангел держит венок, в другой – меч, и при этом свет, который он испускает, - это, видимо и есть та молния, которая уничтожила пыточное колесо. Считается, что позу ангела Бассано скопировал с одной из гравюр Пармиджанино, а вот живописных работ этого основоположника маньеризма он сам воочию так и не увидел. При этом Пармиджанино оказал огромное влияние на формирование художественной манеры Бассано, который также был приверженцем маньеризма.

Другим вдохновителем Бассано считается Порденоне, у которого молодой художник подсмотрел позу фигуры обнаженного воина, лежащего на переднем плане справа. Это изображение идентифицируют с фигурой Голиафа на несохранившейся фреске Порденоне «Давид и Голиаф», известной по нескольким гравюрам.

Образ Екатерины художнику однозначно удался. У него вполне получилось изобразить прелестную юную деву, смиренную и кроткую, которая, возвышаясь над толпой, кажется отрешенной от всего того безумия, которое творится вокруг нее. При этом текучие складки одеяния святой подчеркивают женственные, если не сказать весьма аппетитные и соблазнительные, формы ее тела.

Вокруг святой Екатерины художник нагородил настоящую мешанину из обнаженных и одетых мужских тел, взбесившихся лошадей, воинской атрибутики и обломков орудий для пыток. Обычно целое колесо с крючьями изображают рядом со святой Екатериной как ее узнаваемый атрибут, но в данном случае, между поверженными телами, просматриваются лишь его фрагменты. Считается, что такая перенасыщенная композиция, в которой тела персонажей буквально переплетаются между собой, застывая в совершенно невообразимых позах, является следствием некоторой незрелости художника, который, получив первый настоящий большой заказ перестарался в своем желании продемонстрировать землякам сразу все, чему он научился во время пребывания в Венеции.

Вне всякого сомнения, Бассано – типичный маньерист, о чем свидетельствует в частности и чрезмерный драматизм композиции, проявляющийся, например в аффектации поз персонажей, а также в подчеркивании их мускулатуры. Также в маньеризме часто использовали архитектурные пейзажи в качестве фона. И в данном случае Бассано помещает действие картины на городскую площадь и изображает слева здание с внушительными колоннами, а на заднем плане, возможно, городское палаццо с нишами и овальными окнами.

Маньеризм предполагал передачу посредством художественных приемов определенных эмоций, и даже погружение зрителя в соответствующую мистическую и иррациональную атмосферу. Вот и в данном случае у Бассано действие картины разворачивается ночью, и глухую  темноту освещает лишь ангельское сияние (оно же карающая молния). Так что зритель вполне может прочувствовать ситуацию и представить себя в толпе зрителей, наблюдающих за казнью святой Екатерины.

Можно сказать, что Бассано старался не зря. Его первая картина, написанная для родного города, была принята исключительно благосклонно. Если у него и были мысли продать отцовскую мастерскую и вернуться в Венецию или отправиться завоевывать Рим, то он не стал их реализовывать, а остался на родине. Он продолжил работать, писал картины в основном на религиозные и аллегорические темы, расписывал церкви, реже выполнял заказные портреты. Через несколько лет он женился, у него один за другим рождались сыновья: Франческо, Леандро, Карлетто, Джироламо, - и все они также стали художниками. Бассано отстроил себе особняк, разбил подле него сад, в котором установил искусно изготовленные фигуры животных и птиц, снабженные хитрыми механизмами, делавшими их почти живыми и настоящими. В общем, вполне счастливо и благополучно сеньор Якопо да Понте прожил в родном Бассано более 50-ти лет и скончался в весьма почтенном возрасте 82-х лет, составив гордость своего городка, и оставив четверых талантливых наследников. Вполне достойный финал.


Оставить комментарий

Архив записей в блогах:
В песне поется про костры рябин, но и осины осенью могут быть весьма ничего. Цвет осиновых листьев варьируется: коричнево-желтый, желто-золотой и багряный. Вот так раз осины с красными листьями и попали в мой кадр. Вид вблизи ...
На четвёртый день наших южноавриканских покатушек мы временно покинули Капский полуостров, сели на самолёт и полетели в Дурбан, где нас ждали всякие слоны с носорогами и даже бегемоты с крокодилами. Точнее, ждали они нас, конечно же, не в Дурбане, что им там делать. Ждали они нас в ...
Сегодня ночью посмотрел фильм "социальная сеть". Сказать честно, фильм не обрадовал меня... Хорошо, что в кино на него не пошёл, а скачал с интернета) Фильм сам по себе про то, как создавалась социальная сесть facebook.com. В общем такой галиматьи я ещё ...
В первую неделю июня в квартире было солнечно, но очень холодно, а тепло —  только на застеклённом балконе, где я сидела и грелась, и, как обычно в начале лета, надеялась на глобальный природный катаклизм, благодаря которому лето не наступит, а мне не придётся отвыкать от зимы. К ...
Для меня юзерпик - это неотъемлемая часть записи. Каждый раз до того, как опубликовать пост, я подбираю картинку пользователя. Это, так сказать, совершенно особый ритуал. Почти мистический. Когда я делала выбор в пользу платного аккаунта, то меня, ...