рейтинг блогов

НЕВЕСТЫ ВЛАДИМИРА БОРОВИКОВСКОГО

топ 100 блогов nikonova_alina09.09.2022
Владимир Боровиковский. Портрет Елизаветы Темкиной. 1798
Владимир Боровиковский. Портрет Елизаветы Темкиной. 1798

Считается, что самые значительные свои портретные работы Владимир Боровиковский выполнил в течение всего нескольких лет: с 1795 по 1801 годы. Именно тогда художник выработал некий определенный хорошо узнаваемый стиль изображения. Это камерный женский портрет, в котором героиня помещается на стандартном достаточно условном пейзажном фоне. Все модели одеты в светлые воздушные платья по моде соответствующего времени, у все примерно одинаковые жесты рук и трёхчетвертной поворот головы. Различаются только лица, которым художник придает максимальное портретное сходство, головные уборы и предметы, сопровождающие моделей. Именно в написании лиц моделей в этой серии Боровиковский и проявляет  себя как мастер-портретист высочайшего уровня. Ему действительно удается проникнуть во внутренний мир своих героинь, показать особенности их характеров, а иногда даже мысли и чувства, что впрочем. как раз и выделяет среди прочих портреты мастеров эпохи сентиментализма.

Владимир Боровиковский. Портрет Екатерины Торсуковой. 1795
Владимир Боровиковский. Портрет Екатерины Торсуковой. 1795

Любопытно, что хотя значительную часть этой условной серии составляют изображения зрелых женщин, как молодых, так и средних лет (Е.В.Торсукова, М.Д.Дунина, Е.Г.Темкина, В.А.Шидловская и т.д.), но среди этих работ можно выделить и отдельную и весьма значительную подсерию, представляющую совсем юных девушек, причем невест, поскольку всех эти портреты были выполнены непосредственно перед свадьбами моделей.

Самые известные из них — это портреты красавиц: Екатерины Арсеньевой, Марии Лопухиной (а, точнее, Толстой) и Елены Нарышкиной. Арсеньевой и Лопухиной на портретах около восемнадцати лет, Нарышкиной – четырнадцать.

Владимир Боровиковский. Портрет Екатерины Арсеньевой. кон. 1790-х гг.
Владимир Боровиковский. Портрет Екатерины Арсеньевой. кон. 1790-х гг.

Екатерина Арсеньева изображена сразу после выпуска из Смольного института. У нее в руках – яблоко, которое можно трактовать как символ познания жизни (если иметь в виду либо библейский плод с древа познания) или красоты (если ориентироваться на древнегреческую мифологию). Она, однако, не столько красотка (особенно если сравнивать ее с Лопухиной и Нарышкиной), сколько настоящий чертенок, с задорно вздернутым носиком, лукавой улыбкой и дерзким взглядом из-под полей эффектной соломенной шляпки, украшенной колосьями. При этом жемчуг, который она носит в качестве браслета и броши-застежки на рукаве может символизировать невинность.

Екатерина была старшей дочерью генерал-майора Н. Д. Арсеньева, участника штурма Измаила, начальника штаба А. В. Суворова, и его супруги В. И. Ушаковой. В ноябре 1796 года она была пожалована во фрейлины императрицы Марии Федоровны, а вскоре после этого вышла замуж за действительного статского советника П. Ф. Козлова.

Владимир Боровиковский. Портрет Елены Нарышкиной. 1799
Владимир Боровиковский. Портрет Елены Нарышкиной. 1799
Владимир Боровиковский. Портрет Марии Лопухиной. 1797
Владимир Боровиковский. Портрет Марии Лопухиной. 1797

Елена Нарышкина и Мария Лопухина изображены с непокрытыми головами, у обеих – модные белые кисейные платья, похожие, но все же различающихся фасонов. У обеих девушек белизну платья оттеняет ярко-голубая деталь наряда; у Нарышкиной (и у Арсеньевой тоже) это шаль, а у Лопухиной – широкий пояс с золотистыми полосками. В некотором смысле этот голубой элемент одежды отсылает зрителя к традиционно голубому мафорию Богоматери, подчеркивая невинность моделей.

Рядом с обеими девушками мы видим несколько роз, причем возле правой руки Лопухиной находятся три розовые розы разной степени зрелости – роскошный распустившийся цветок и два бутона, один из которых еще не начал раскрываться. Рядом с Нарышкиной справа на возвышении также три розы, распустившаяся и два бутона. Очевидно, они символизируют красоту и природную чистоту, «естественную» добродетель героинь. Кроме того, рядом с Лопухиной из темноты фона проступает бледная лилия (символ чистоты Богоматери, а также знак Благовещения), так что возможно, что в данном случае – это обозначение будущих реалий семейной жизни замужней дамы.

Нарышкина же держит под правой рукой еще два бутона, на сей раз белой розы, вероятно, дополнительно акцентируя внимание зрителя на юном возрасте и совершенной красоте девочки, которой еще предстоит полностью расцвести. Общее настроение обоих портретов – поэтическое и меланхолическое.

Обе девушки действительно вышли замуж спустя достаточно короткое время после создания их портретов. Елена Нарышкина в четырнадцатилетнем возрасте стала женой сына Александра Суворова Аркадия (молодому супругу едва исполнилось 15 лет), а Мария Лопухина в 1801 году вышла замуж за егермейстера двора Степана Авраамовича Лопухина, который был старше невесты на десять лет. Вообще-то на момент написания картины в 1797 году Мария была еще Толстой (ее родной брат – знаменитый Федор Толстой-Американец). К сожалению, жизнь Марии очень скоро оборвалась, через два года после свадьбы она умерла от чахотки. Ей было чуть больше двадцати лет.

Но на портретах Боровиковского на лицах его юных невест еще нет никаких предчувствий грядущих горестей и печалей, их жизни еще только начинаются, обещая быть счастливыми и беззаботными. Ну как еще может сложиться жизнь у таких очаровательных девушек?

Оставить комментарий



Архив записей в блогах:
...
Российское правительство приняло решение с 2015 года начать реконструкцию и строительство железнодорожных путей в обход территории Украины. Читать далее ...
Скажите, пожалуйста, если б вы... поехали на отдых одними, вы б взяли с собой самые секси и короткие платья? Одели б их? Или б не рискнули? Учитывая то, что вокруг вас будет находиться масса итальянцев:) ...
Ушел из-за окружения Зеленского. "Когда количество прихлебателей и негодяев, которые в ушки вкладывают разные вещи, перевалило за грань, и у президента не хватило, возможно, желания этому оппонировать – я понял, что настал момент, когда нужно прощаться". И инцидентов с ...
  Запланированная на 10 декабря с.г. «оранжевыми» провокаторами «кровавая суббота» с треском провалилась.    "Оранжевые", получающие из-за рубежа   финансирование   и указания, стремясь захватить лидерство в стране,   нагнетая ...