Лев морской страны -3
qebedo — 10.09.2018 Будь ты проклят, Оливер Кромвель...После неудачного похода в Португалию капитан Михил Адриансон де Райтер вернулся в торговый флот. С 1644 по 1651 год он командовал судном "Саламандра", которое ходило с рейсами в Вест-Индию и Марокко. Именно в Африке наш герой ввязался в какие-то рискованные политические авантюры, плохо задокументированные - торговал с "мятежным сатрапом" Сиди Али бен Мохаммедом и (видимо за это) провел семь месяцев в заключении в порту Агадир, коротко отметив, что пребывал там "в великой скорби". Неоднократно сцеплялся "летучий зеландец" со знаменитыми корсарами из порта Сале, где, кстати, базировались в основном английские и голландские ренегаты. Однако в целом торговля оружием, перцем, серебром и прочими товарами позволила сколотить неплохое состояние. После смерти второй супруги в 1650 году 43-летний Михил женился 8 января 1652 года в третий раз на 38-летней вдове моряка Анне ван Хелдер, приняв в семью ее дочь и сына от первого брака. В том же году у них родилась дочь Маргарета, а в 1655 году - последний ребенок Райтера, дочь Анна (умрет в 1666 году от чумы).
Анна ван Хелдер де Райтер в 1668 году (тыц)
В том же 1652 году Райтер решился наконец оставить морское дело - средства позволяли купить большой дом во Флиссингене и заняться "сидячей торговлей", просто вкладывая деньги в чужие экспедиции. Однако если стареющий морской волк имел намерение бросить якорь и обрасти корнями, то зря - родина нашла его и потребовала снова встать в строй. Ибо злобный враг, залитый кровью невинных (и виновных тоже - просто ему было не до собачек разбираться, кто где) стоял уже практически у ворот...
Коммунизм в любой стране мира в любую эпоху требует крови - когда она кончается в родной стороне, на повестку дня встает мировая революция. Ну что поделать - вампиры тоже хочут жить. 19 октября 1651 года "кговавый тиган Англии Оливер Кгомвель" издал самый смертоносный для английских моряков документ - "Навигационный акт". Возможно, ежели бы "сейлоры" догадывались о том, скольким из них это будет стоить мучительной смерти от утопления в морях, они бы в тот же день растерзали "уампайра" на мелкие кусочки... Но так уж устроены человеки - они обычно рукоплещут и поклоняются тем, кто посылает их во адЪ.
Оливер Кромвель: Это мой спальный гроб, Карл!..
Зачем и для чего принимался "Навигационный акт"? Всё ясно из его содержания:
- Запрещение возить буквально всё из колоний в Англию не на английских судах;
- Экипаж на этих судах на 3/4 должен состоять из подданных Англии;
- Из Европы товары можно возить в Англию только на британских судах, либо на судах страны, где товар произведен, либо же если он был загружен в гавани такой страны и нигде не перегружался;
- Рыбу в Англию можно ввозить, только если она поймана английскими рыболовами;
- Каботажное плавание в водах Англии неанглийских судов запрещалось;
- Вишенкой на тортике стало требование всем иностранным судам при встрече с англичанами в их водах отдавать салют (для чего вынули из кучи нафталина указ аж короля Иоанна безземельного от 1202 года).
Карл II Стюарт: Вашу мать, и в Голландии тоже нельзя?..
Голландцы сразу поняли, что им предлагается сложить руки на пузе и умереть - и дело совсем не в жадности и нежелании терять барыши от посреднических перевозок. Почти весь рацион питания, особенно у небогатых нидерландеров, составляла рыба, сельдь и треска, которую ловили либо у берегов Англии, либо у берегов английских и французских колоний в Америке (ну вот там эта тупая рыба предпочитала тусить). А наезд на любые "коммерческие операции с рыбами" в водах, которые англичане сочли "совими собствеными" фактически отрезал от Соединенных Провинций их "кормовую базу". Ну и "для самых тупых" - понятие "английские воды" распространялось на всё Северное море, Английский канал, Бискайский залив и Северную Атлантику. То есть, тупо выплыть из любого порта Соединенных Провинций и не попасть в "английские воды" было невозможно - чисто географически.
Теперь уже голландцы снарядили делегацию в Лондон, требуя отмены "людоедского акта", но Оливер К. не видел, почему он должен жалеть их больше, чем жалел (на самом деле нет) ирландцев или шотландцев - с нами Б-г, никто же на ны!.. Тогда для "подкрепления аргументов" к берегам Англии был послан спешно мобилизованный флот под командой самого безбашенного и яростного адмирала Соединенных Провинций, ветерана побоищ с испанцами, 54-летнего Мартена Харпертсона Тромпа. С 40 кораблями он встал напротив Дувра, а когда появилась английская эскадра во главе с морским генералом Робертом Блейком (24 вымпела) и потребовала отдать салют (акт не читали, рыбоеды тыркнутые?), заявил, что "пригнан противными ветрами" совершенно случайно, а потому никому тут ничего не должен. Блейк дал предупредительный залп - голландцы ответили огнем на поражение. (Это английская версия - голландцы настаивали, что флаги приспустили, но англичане сочли, что "недостаточно низко", и начали их поливать ядрами из пушек.) Так 29 мая 1652 года началась битва у Дувра (ака битва у Годвин-Сандс).
Мартен Тромп: Засуньте себе свой акт сами знаете куда, нагличашки!.. (тыц)
Увы, но побоище получилось довольно игрушечным - один британский корабль "пострадал", зато "подло ночью" англичане захватили один голландский корабль и еще один потопили. Вот и весь результат - эскадры разошлись по домам (Тромп прикинулся, что ему срочно надо конвоировать торговые суда, шедшие проливом), и стало ясно, что впереди - серьезная война. Потому 29 июля 1652 года адмиралтейство Зеландии мобилизовало коммерческие суда и назначила вице-адмиралом Витте Корнелиссона де Витта. А его помощником с чином ондербефельхеббер'а (onderbevelhebber), то бишь заместителя командира, стал Михил де Райтер - несмотря на большое нежелание снова выходить в море, он поддался на уговоры встать на защиту ридной Зеландщины, перемешанные с угрозами применения штрафов и санкций...
|
</> |