Крокодил 1985 № 34 (393) "Фирма с секретом"
monetam — 01.01.2022ФИРМА С СЕКРЕТОМ
Навязший в зубах магазинный диалог:
— Скажите, кофемолки есть?
— Нет кофемолок.
— А сковородка с непригорающим. покрытием?
— Нету.
— А чемоданы на колесиках? А овощетерка, знаете, такая: крутишь ручку, а она измельчает морковку. И не надо обдирать пальцы в кровь.
— Не имеется. Придумают тоже...
Ах, это неизящное канцелярское слово «спрос», ведущее начало от вполне житейского «спрашивать»! Ну как угадаешь, какой товар станет спрашивать покупатель? Да мало ли что взбредет ему в голову! И не понимает он, что нету в магазине половины из того, чего он хочет. Дефицит. Понятно?
Но покупателю непонятно. Покупатель не может взять в толк, почему так называемые ходовые товары пребывают в дефиците, а на полках в изобилии пылится морально устаревший неликвид, пугающий своим неэстетичным видом? Почему он, покупатель, обречен мотаться по магазинам в поисках какой-нибудь элементарной картофелечистки или, допустим, миксера? И есть л и у нас вообще организация, которая заботилась бы о внедрении в производство данных товаров?
Спешим обрадовать читателя-покупателя: такая организация есть! Это могучая фирма с филиалами в столицах союзных республик и крупных промышленных центрах. Называется она созвучно эпохе: «Союзпромвнедрение».
Вы слышали о такой? Нет? Признаться, и мы услышали впервые. А между тем фирма существует уже несколько лет, но и до этого тоже существовала, только именовалась иначе: Всесоюзный павильон лучших образцов товаров народного потребления. А родился данный павильон почти полвека назад.
Но позвольте, если фирма существует так давно, то почему ее наличие столь слабо отражается на прилавках наших магазинов? Почему так скуден и убог ассортимент вы ставленных на полках хоз- и культтоваров?
На все такие «почему» мы смогли ответить, когда познакомились с характером деятельности «Союзпромвнедрения». Фирма-то оказалась с секретом.
— Мы как работаем? — рассказывает директор Донецкого филиала В. Полищук — Заключаем договор с каким-нибудь предприятием группы «А», у которого имеется цех ширпотреба. Предприятие обязуется по представленному нами образцу (мы их обычно покупаем за рубежом) изготовить свой образец, а затем освоить серийный выпуск.
— Ну и как? Охотно идут предприятия на такие договоры?
— Да как когда .. Бывает, что одни тянут с освоением, другие расторгают договоры, а третьи вообще отказываются сотрудничать с нами...
— Как вы думаете,— волнуется зам. директора Латвийского филиала Я. Пунка,— трудно ли для такого мощного предприятия, как Рижский дизелестроительный завод, освоить производство... ну, скажем, мельницы-овощетерки, знаете, такой — крутишь ручку, а она...
— Знаем, знаем... — Так вот, сперва завод взял у нас этот образец. А спустя несколько месяцев вернул, но уже в придачу с...
— Со своим образцом?
— Если бы... В придачу с бумагой, явившейся, очевидно, результатом творческих усилий заводчан. В послании, подписанном заместителем главного инженера А. Безруко вым, говорится, что «завод специализируется на выпуске предметов кухонного обихода». Однако мельницу-овощетерку делать не будет, потому что она... «не соответствует специ фике завода». Вот и пойми, что тут к чему!
Далее Ян Петрович поведал печальную историю замка с сигнальным устройством. Особое приспособление — зуммер — заставляет замок громко рычать, едва его попытается открыть грабитель. Завод «Автозлектроприбор» согласен делать замок, но не может изготовить зуммер. Завод «Коммутатор» мо же т делать зуммер, но не способен изготовить замок. Латвийский филиал фирмы «Союзпромвнедрение», горя желанием внедрить в производство такую новинку, обратился в два министерства, которым подчинены эти заводы. Но министерства вопроса не решили, поскольку не смоли определить, что является комплектующим изделием — корпус замка или зуммер. А это очень важно, ибо предприятие отчитывается не за комплектующие детали, а за выпуск готового изделия. Никто не хочет вступать в кооперацию на положении, так сказать, «пристяжной». «Почему это мы должны работать на дядю, которому отдаются все лавры?» — амбициозно заявляют руководители предприятий. Так в споре за лавры погибает ценная инициатива.
— За последние три года,— свидетельствует директор Ленинградского филиала В. Ива нова,—-аннулировано 130 договоров, заключенных с различными ^предприятиями.
— Нет-нет, такие изделия мы освоить не в состоянии!—в ужасе машет руками А. Богомазов, представитель ленинградского объединения пластмасс . -Смежники нам комплектующих узлов не поставляют, красителей нет, сырья не хватает, с оснасткой туго. А сколько мороки с согласованиями! А волоки ты с утверждением цен! Как вы думаете, читатель, о каких изделиях идет речь? Может быть, о действующей домашней модели атомного реактора? Или хотя бы о кухонном роботе на микросхемах? Ничего подобного. Речь идет о детском стульчике, подставке для сушки посуды и игрушечной лейке.
— Но позвольте,—удивляемся мы,— пред приятие, кажется, получает премии от «Союз- промвнедрения» за внедрение новых изделий!
— Разве это премии? — сардонически усмехается Богомазов. — Слезы...
Руководители индустриальных гигантов вообще смотрят свысока на всякие там чашки-ложки-поварешки. Так же сверху вниз они взирают и на фирму «Союзпромвнедрение», которая находится в ведении Министерства торговли СССР.
Фирма пытается заставить предприятия освоить тот или иной товар массового спроса. Да как их заставишь, если нет у нее ЭКОНОМИЧЕСКИХ РЫЧАГОВ, существуют лишь рычаги агитационно-административные.
— Мы приезжаем на завод и развертываем выставку,— объясняет В. Полищук.— Если же ничего не получается, воздействуем через заместителя председателя облисполкома, отвечающего за выпуск товаров ширпотреба.
«Воздействие» выглядит примерно так. Зампред звонит директору завода и начинает «давить на сознательность»: — Ты читал постановление о выпуске товаров народного потребления?
— Читал, читал. А ты мне фонды дашь? А сырье? А ассигнования на покупку оборудова ния? И потом, в плане у меня этого изделия нет. Вот если включат в план, тогда...
Аргументы убийственные. Зампред пасует. Фирма терпит крах.
Да нужна ли она вообще? Мы уже склонялись к однозначному ответу. Но тут один из соавторов совершенно случайно набрел на тбилисский магазин под названием «Новинка».
Магазин находился на площади Ленина в довольно-таки тесном помещении. Тесном от наплыва покупательских масс. Покупательские массы энергично расхватывали массу товарную. Ничего не залеживалось на полках— ни хозтовары, ни культтовары, ни обувь.
И тогда спецкор, выйдя из магазина, бросил взгляд на вывеску.
На вывеске значилось, что магазин принадлежит фирме « Грузцентрпромвнедрение».
«Гм,— подумал корреспондент,— не то ли это «Внедрение», в необходимости которого мы сомневаемся?»
Оказалось, то. Но почему же так бойко торгует вышеназванный магазин? И откуда вообще взялся магазин у фирмы, которая торговлей в принципе не должна заниматься? Может, тут запрятан некий секрет?
— Секрет можно рассекретить,—улыбнулась директор грузинской фирмы Л. Дерткина.— Благодаря магазину мы их заинтересовали.
— Кого? — Промышленные предприятия.
— Чем же вы их заинтересовали?
— Разумеется, деньгами. Наш магазин «Новинка» получил право заключать прямые договоры с предприятиями. Предприятие вы пускает новинку по договорной, коммерческой цене. Договорная цена — это цена с некоторой надбавкой: в зависимости от конъюнктуры спроса, оригинальности изготовления, моды и прочего. Шестьдесят процентов надбавки идет предприятию. (Пять процентов — в доход государству.) И вы знаете, теперь нет отбою от желающих изготавливать товары широкого спроса. Теперь не мы ищем предприятие-изготовитель, а руководители этих предприятий ищут нас.
— Конечно,—добавила Лина Дмитриевна,— и нашей фирме выгодно: тридцать пять процентов от надбавки отчисляется нам. На эти деньги мы смогли поправить дотоле тяж- кос финансовое положение, повысить зарплату специалистам, перейти на хозрасчет.
— Но вы по-прежнему в составе Минторга?
— И да, и нет. Из Минторга СССР мы перешли в Минторг республики, а это министерство сейчас включено в группу ведомств, проводящих экономический эксперимент. Это значит, что министерство и соответственно фирма наделены широкими правами самостоятельно решать многие проблемы.
— Так вот в чем секрет процветания грузинской фирмы!—воскликнули соавторы после изучения опыта тбилисских товарищей. — Но почему этот ценный опыт не распространяется? И вообще, знают ли о нем в «Союзпромвнедрении» ?
По эти вопросы мы задали уже, естествен но, не в Тбилиси, а в Москве, в фирме «Союзпромвнедрение».
— Знаем,— обрадовал нас генеральный директор Владимир Анатольевич Александров.— Я только что из Тбилиси.
— Значит, теперь уж и в ваших филиалах... — Ну, может быть, не сразу... Сперва я подготовлю записку для зам. министра торговли. Потом мы ее обсудим. Затем, видимо, пойдем с ней к министру, потом...
Что будет потом, пока неясно. Неясно также, когда все эти благие идеи дойдут до прилавков. И в этом, как говорится, секрет фирмы...
Донецк—Ленинград—Рига —Pocmoв -на-Дону— Тбилиси—Москва.