Королевская мебель. Часть 2
pailish — 30.05.2021 Для примера интерьера королевского дворца во второй части "Королевской мебели" я выбрала Белую гостиную Букингемского дворца. Белая гостиная, один из самых уютных парадных залов Букингемского дворца.Послы со всего мира вручают в Белой гостиной Букингемского дворца свои верительные грамоты, представления и подарки
Встреча королевы и премьер-министра Канады Стивена Харпера и представление портрета королеве канадским художником Филом Ричардсом. 2012 год
Здесь королева проводит встречи в узком кругу.
Неформальная встреча королевы Елизаветы II для благодарности семерым мужчинам, которые пришли на помощь принцессе Анне во время попытки Йена Болла похитить ее в Пэлл-Мэлл.
В Белой гостиной представляют самых именитых гостей прежде, чем перейти в другие парадные залы.
Королева в сопровождении Трампа и Мелании выходят в Бальный зал из Белой гостиной
На протяжении многих лет эта гостиная использовалась для рождественских трансляций королевы
и как место для личных и официальных семейных фотографий.
Фото в Белой гостиной после крестин принца Уильяма, которые проходили в Музыкальной гостиной, которая находится рядом
Фотография четырех поколений монархов, сделанная в Белом зале, которая погрузила Меган в глубочайшее уныние: почему на ней нет Гарри?
В Белом зале есть фишка, которая делает этот зал особенным и сближает английскую королеву с ... Джеймсом Бондом. Джеймс Бонд находится на секретной службе Ее Величества, а у Ее Величества есть в Белой гостиной секретная потайная дверь, через которую она входит в зал. Скрытая дверь находится за одним из четырех боковых шкафов и зеркал.
Вся конструкция в комплекте с севрской вазой и канделябрами наверху поворачивается вперед, открывая доступ. Говорят, ваза и канделябры приклеены к поверхности, и нет опасения, что они упадут при вращении двери (при посещении на всякий случай драгоценную севрскую вазу меняют на менее ценную).
Когда королева уезжает из Букингемского дворца, и туристы получают доступ в Белый зал, доя особо любопытных оставляют открытой щель за шкафом с зеркалом. В щель можно увидеть небольшую дверь, ведущую во внутренние покои королевы, которая всегда остается закрытой.
Прежде, чем перейти к мебели, расскажу о некоторых артефактах, которые находятся в Белой гостиной Букингемского дворца.
Над камином - портрет королевы Александры работы французского художника Франсуа Фламенга, который считается одним из самых ярких среди королевских портретов. (В Эрмитаже находится портрет младшей сестры королевы Александры Марии Федоровны в полный рост работы Фламенга). Первоначально портрет висел в Малиновой гостиной Виндзорского замка, но в 1949 году был перевезен в Букингемский дворец.
Карманные часы Mudge, которые считаются, пожалуй, самыми исторически важными часами в мире, хранятся в Белой гостиной Букингемского дворца. Часы были созданы около 1770 года, приобретены Георгом III для королевы Шарлотты и являются предшественником всех современных наручных и карманных часов. Сейчас они входит в число необычных предметов из королевского архива, выставляемых в лондонской резиденции королевы.
Пара камней, которые были брошены в окна Букингемского дворца протестующими суфражистками в 1914 году, находятся в Белой гостиной Букингемского дворца. Камни хранились для потомков королевой Марией, и теперь являются одними из необычных предметов из королевских архивов, выставляемых в лондонской резиденции королевы
Белая гостиная - одна из главных гостиных, созданных архитектором Джоном Нэшем в 1820-х годах вдоль западного фасада дворца с видом на сад. После того, как Георг IV взошел на трон в 1820 году, Букингемский дворец, или Дом королевы, как он был известен во время правления его отца, Георга III, был преобразован из удобной, но не особенно величественной лондонской виллы в великолепный дворец.
Большинство дворцовых зданий, построенных в семнадцатом и восемнадцатом веках, были спроектированы с учетом формальной системы постепенного доступа, то есть чем ближе посетитель приближается к личности короля, тем роскошнее становятся внутренние интерьеры.
Эта система устарела к началу девятнадцатого века, поэтому Георг IV и его архитектор Джон Нэш устроили одинаково великолепные комнаты во всем дворце.
Белая гостиная Букингемского дворца в 1901 году
Белая гостиная обставлена великолепной антикварной французской мебелью и частично английской. Со времен Георга IV некоторые предметы интерьера поменялись, но многие остались в первозданном виде.
"Большинство людей украшают свои дома, в основном из соображений моды, каждые 10 лет или около того", - говорит историк Эллен Лесли , -" но это не то, что нравится королевской семье, когда дело касается Букингемского дворца. Они хотят, чтобы он по-прежнему выглядел как можно лучше в одном и том же виде".
Во время правления Елизаветы II, которое началось в 1952 году, проводились только рутинные подкраски. Но это не значит, что помещения не требуют особого ухода.
"Есть много белой краски, которую нужно содержать в чистоте". - Продолжает Лесли. - "Причина, по которой комната так хорошо сохранилась, заключается в том, что она была меблирована и украшена по очень высоким стандартам".
Среди самых интересных экземпляров мебели Белой гостиной можно выделить несколько:
Стол с откидной крышкой 1775-80 годов работы Жан-Анри Ризенера, одного из самых известных французских мебельщиков второй половины XVIII века, немца по происхождению.
Стол на колесиках, облицованный шпоном из пурпурного дерева, красного дерева, казуарины, падуба, самшита, платана и других пород дерева, частично окрашенных и гравированных. По бокам расположены попарно четыре позолоченных бронзовых подсвечника.
Внутри ящики расположены в три яруса, с каждой стороны по три ящика, съемная центральная часть содержит скрытый отсек. Нижняя часть с пятью дополнительными ящиками на ножках кабриоль
Стол находится напротив потайной двери Белой гостиной. Георг IV приобрел этот предмет вместе с пятью другими предметами мебели от Ризнера для оформления Виндзорского замка. Первоначально он был помещен в Королевскую гостиную в Виндзорском замке, но вскоре эта комната стала комнатой для пажей, а стол был отправлен на склад. Позже столу нашлось место в Белой гостиной Букингемского дворца.
Пара боковых шкафов, которые изготовил парижский краснодеревщик Мартин Карлин, немец по происхождению, между 1770 и 1830 годами. Один из шкафов входит в конструкцию, которая прячет потайную дверь Белого зала. Шкафы были приобретены Георгом IV. Первоначально шкафы находились в Карлтон-Хаусе, а в 1834 году были перевезены в Букингемский дворец.
Материал для изготовления шкафов - эбеновое дерево, мрамор, тюльпанное дерево, пурпурное дерево, самшит, позолоченная бронза, твердый камень. Центральная часть состоит из пяти ящиков, закрытых дверной вставкой с 12 флорентийскими панелями pietra dura с изображением пейзажа, людей, цветов и птиц. По бокам стоят две закругленные полки с зеркальными панелями. В белой гостиной есть еще одна пара подобных шкафов.
Еще один артефакт Белой гостиной - рояль с позолоченной и окрашенной поверхностью работы Франсуа Рошара в полихромных цветах с песнями и мотивами Берена. Фортепиано было изготовлено в 1856 году фирмой S&P Erard. Для королевы Виктории и принца Альберта пианино было центром домашнего музицирования, и они установили пианино в частных покоях всех своих резиденций. этот рояль был предназначен для гостиной Букингемского дворца.
Фирма Erard была основана Себастьяном Эрардом. Получив образование в Страсбурге, Эрард переехал в Париж в 1768 году и начал делать пианино для французской знати. Позже к нему присоединился его брат Жан-Батист Эрард. Бизнес рос, особенно после покупки рояля для Марии-Антуанетты, но пострадал во время Французской революции. Семья открыла в Лондоне магазин в 1790-х годах, который специализировался на продаже арф. Себастьян известен тем, что сделал множество технических усовершенствований и изобретений и получил около двадцати патентов только в Англии. После смерти Себастьяна Эрара его сын Жан Батиста Пьер возглавил бизнес в Париже и Лондоне, выиграв золотую медаль на Парижской выставке 1824 года, а затем стал производителем фортепиано Альберта, принца-консорта.
Стулья в Белой гостиной из гарнитура
В Белой гостиной предметы мебели были изготовлены не только во Франции, но и в Англии.
Так, пара диванов, обитых желтым шелковым дамастом, гармонирующих со стульями, были изготовлены английской фирмой Tatham & Co. в 1812 году для Картун-Хауса по цене 250 фунтов стерлингов за штуку. Позже их перевезли в Букингемский дворец.
Французская мебель, несомненно, является жемчужиной Букингемского (и не только) дворца. Пальма первенства по созданию королевской коллекции французской мебели, несомненно, принадлежит королю Георгу IV. Но Георг IV был не первым королем, который обставлял свой дворец французской мебелью. За сто лет до Георга IV другой король, Карл II, познакомил Англию с французским стилем, наняв французских мастеров.
Карл II некоторое время находился в изгнании во Франции, бал очарован роскошью двора своего двоюродного брата Людовика XIV и хотел создать нечто подобное, вернувшись на английский трон после реставрации.
Столовая Карла II, Виндзорский замок
Карл II ввел в моду мебель французского и голландского барокко. Изысканная мебель европейского континента распространилась в домах богатых лондонцев. Изделия были покрыты шпоном, позолочены, инкрустированы маркетри, покрыты лаком. Стулья имели легкие каркасы и высокие спинки. Резное украшение было сложным с использованием резьбы по дубовым листьям, головам орлов, цветам и розеткам. Сиденья начали обивать мягкой обивкой.
Этот период называют Carolean Furniture. Мебель Карла II производилась в большом количестве и разнообразии. Ее можно найти и сегодня, и она до сих пор остается популярной на рынке. Правда, провинциальная Англия эту моду не переняла и продолжала пользоваться мебелью из дуба в якобинском стиле.
Стул из красного дерева в Carolean style
После смерти Карла II Carolean трансформировался в, так называемый, стиль Уильяма и Мэри (короля Вильгельма III и королевы Марии), чьи вкусы находились под влиянием недавних французских мебельных традиций.
Даниэль Маро, французский гугенот, был нанят королем Уильямом и королевой Марией для разработки мебели для них, и в этот период он оказал большое влияние на английскую, шотландскую и валлийскую мебель. Голландский мастер по изготовлению мебели Геррит Йенсен был назначен королевским краснодеревщиком при короле и королеве, и очень многие его работы покупались богатыми британскими гражданами того времени. Мебель Йенсена сохранилась и в Королевской коллекции. Мебель Йенсена отражает стиль французского двора.
Прямоугольный шкаф маркетри с одним длинным и девятью короткими ящиками, инкрустированными оловянной плиткой и латунью. Материал - эбеновое дерево, сатин, орех, палисандр, позолоченный металл. Сейчас находится в Королевской гардеробной Виндзорского замка.
Георг IV точно так же, как Карл II, окружил себя французскими мастерами и дизайнерами, как только начал модернизировать Carlton House. Он был истинным франкофилом. За меблировку интерьеров в Carlton House отвечал Доминик Дагер, известный парижский дилер-мебельщик, открывший офис в Челси. Даже каминные трубы были импортированы из Парижа, чтобы их настраивали лондонские мастера согласно сохранившимся законопроектам.
После Французской революции (1789–1799) на рынок поступило большое количество произведений искусства семнадцатого и восемнадцатого веков, конфискованных у эмигрантов и роялистов. Георг IV в полной мере воспользовался этим и отправил во Францию ряд агентов в поисках подходящих приобретений. Попутно Георг IV собрал самую большую коллекцию севрского фарфора.
Позже наполеоновские войны наложили ограничения на эту торговлю, поскольку Наполеон ввел континентальную блокаду, отрезав Британию от континентальной Европы. Однако ряд французских мастеров, в том числе мебельщик Жакоб-Десмальтер и производитель бронзы PP.Томир получил от Наполеона разрешение торговать с противником.
В 1824 году Георг IV начал ремонт частных квартир Виндзорского замка. Хотя его лондонская резиденция Карлтон-Хаус была снесена в 1825 году, большая часть ее мебели предназначалась для преобразования Букингемского дома в Букингемский дворец. Следовательно, чтобы обставить новые апартаменты в Виндзоре, существующую коллекцию Георга IV необходимо было дополнить новыми покупками. Многие из этих покупок были сделаны на распродаже Уотсона Тейлора в Christies в 1825 году.
Разумеется, Георг IV покупал не просто красивую французскую мебель, он тяготел к творчеству отдельных мастеров таких, как Андре-Шарль Булль, Жан-Анри Ризнер, династии Белланже и Жакоб-Десмальтер. Он особенно любил мебель, украшенную фарфоровыми пластинами или пластинами pietra dura, а также искал произведения искусства, когда-то принадлежавшие Наполеону.
Эти примеры мебели уже не из Белой гостиной Букингемского дворца, а экземпляры из Королевской коллекции а разных комнатах королевских дворцов.
Андре-Шарль Буль (André-Charles Boulle)
Андре-Шарль Буль был мебельщиком, мастером по золочению и скульптором французского короля Людовика XIV. Его выдающаяся способность инкрустировать мебель живописным маркетри по дереву, а позже - черепаховой, латунной или оловянной инкрустацией, дала этой технике название: Boulle.
Маркетри предполагает использование небольших деталей из различных материалов (включая экзотические породы дерева, панцирь черепахи, олово, латунь, рог, перламутр и другие материалы) для создания сложных дизайнов мебели. Булль был настолько искусен в рисовании по дереву, что стал известен как «художник по дереву», но именно черепаховый и латунный орнамент создали ему репутацию и сделали его фаворитом среди королевской семьи и аристократии.
Инкрустация из олова или латуни на панцире черепахи была известна как premier-partie, а инкрустация из панциря черепахи на латуни или олове была contre-partie. Для еще более пышного эффекта в дизайн бывают включены перламутр, окрашенный рог и окрашенный черепаховый панцирь.
Спрос на мебель Boulle сохранялся на протяжении всего восемнадцатого века, а приход неоклассицизма с сопутствующей ностальгией по стилю Людовика XIV сделал мебель Boulle еще более популярной.
Коллекция мебели Буля, собранная Георгом IV, достаточно обширна, но из-за того, что мастер подписывал не все свои мебельные шедевры, многие из произведений Буль-маркетри в Королевской коллекции записаны как «приписываемые Андре-Шарлю Булю".
Пара шкафов из черного дерева работы Андре-Шарля Буля приблизительно 1700 года.
Эти шкафы были куплены Георгом IV в 1813 году. Они были отправлены Морелу и Седдону для восстановления и повторной позолоты. Шкафы были предназначены для Длинной галереи (ныне Большой коридор) в Виндзорском замке. На обоих шкафах центральную дверь украшает лицо Вакха, бога вина и плодородия, в окружении солнечных лучей. Внизу фигура (возможно, Церера) стоит на маркетри и постаменте из позолоченной бронзы.
Armoire (шкаф для одежды, гардероб) работы Андре-Шарля Буля приблизительно 1700 года
Георг IV любил мебель Буля, но только в 1820-х годах, когда он начал реставрировать Виндзорский замок, он приобрел этот огромный шкаф вместе с другим такого же размера. Король намеревался разместить эти две части в своей гостиной в Виндзоре, но в конечном итоге они были установлены в Длинной галерее (теперь известной как Большой коридор), где они остаются по сей день.
В маркетри используется олово, а также латунь, а основным материалом является панцирь черепахи, окрашенный в различные цвета, а также его естественный цвет.
Письменный стол около 1715 года работы Андре-Шарля Буля
Этот письменный стол облицован маркетри contre-partie Boulle с волнистой листвой и украшен позолоченной бронзовой мужской и женской головами. Он был приобретен Георгом IV для библиотеки в Карлтон-Хаус. Позже он был частью группы мебели и обстановки, отремонтированной между 1827 и 1829 годами Морелем и Седдоном для гостиной Его Величества в Виндзорском замке. Сегодня его можно увидеть в Королевской гостиной Виндзорского замка.
Жан-Анри Ризенер (Jean-Henri Riesener)
Жан-Анри Ризенер был одним из величайших краснодеревщиков восемнадцатого века. Он родился в Германии, эмигрировал в Париж и нашел работу у своего друга-краснодеревщика, родившегося в Германии, Жана-Франсуа Обена. После завершения работы над письменным столом, заказ на который Обен получил от Людовика XV в 1769 году, Ризенер привлек внимание королевской администрации, и в 1774 году он был назначен официальным краснодеревщиком Людовика XVI. Впоследствии он произвел сотни предметов мебели французской королевской семье и их придворным, многие из которых являются шедеврами. После смены администрации королевской мебели в 1784 году Ризенер был в конечном итоге лишен своего привилегированного положения, и к 1788 году королевские заказы прекратились.
В девятнадцатом веке мебель Ризенера пользовалась огромной популярностью у коллекционеров. Георг IV был поклонником мебели Ризенер (крупнейшие коллекции мебели Riesener находятся в Англии. Это Королевская коллекция, созданная Георгом IV, Коллекция Уоллеса и Коллекция Поместье Уоддесдон, созданная Алисой де Ротшильд.
Шкаф для драгоценностей работы Жан-Анри Ризнера 1787 года.
Этот предмет считается одним из величайших шедевров мебели в стиле Людовика XVI. Известный герб идентифицирует его первым владельцем Мари-Жозефину-Луизу Савойскую, которая в 1771 году вышла замуж за младшего брата Людовика XVI, графа де Прованса (будущий Людовик XVIII).
Впоследствии шкаф был конфискован вместе с остальной собственностью королевской четы в 1793 году и первоначально зарезервирован для показа в Лувре. Три года спустя, когда финансовое положение Франции ухудшилось, шкаф был продан. В 1809 году он был предложен императорскому двору новым владельцем за половину того, за что он его купил. Наполеону настоятельно рекомендовали приобрести его для Сен-Клу, но он отверг этот совет. Шкаф был куплен Георгом IV на распродаже Уотсона Тейлора в 1825 году за 400 гиней и был специально предназначен для Виндзорского замка.
Комод, изготовленный Жан-Анри Ризнером в 1774 году.
Вступив на престол Франции в 1774 году, Людовик XVI поручил Ризенеру создать этот комод для королевской спальни в Версале. Несмотря на большую поспешность, Резинеру удалось в срок доставить мебель с натуралистичными трофеями из маркетри и цветочными вазами, красивыми скульптурными опорами из позолоченной бронзы и сложной системой запирания, которая фиксировала все пять ящиков поворотом одного ключа.
Куплен Георгом IV на аукционе Christie's в 1825 году за 56 гиней.
Письменный стол, созданный Жан-Анри Ризнером в 1780-х годах
Письменный стол был частью мебельного гарнитура, доставленного Ризенером в частные апартаменты Марии-Антуанетты в Тюильри в июле 1784 года. Куплен Георгом IV на Christie's на распродаже коллекции Джорджа Уотсона-Тейлора 28 мая 1825 года за 24 фунта стерлингов и 3 шиллинга.
Династия Белланже (Bellangé)
Старший брат, Пьер-Антуан Белланже, занимал видное положение среди представителей декоративного искусства начала XIX века. Он делал мебель для многих королевских домов Европы, Наполеона и Жозефины де Богарне. Президент США Джеймс Монро приобрел для Белого дома мебельный гарнитур, который прославился в телеэкскурсии Жаклин Кеннеди по Белому дому. Его стулья можно увидеть в Виндзорском замке и Букингемском дворце.
Самая известная фишка кресел Пьера-Антуана Белланже - "лебединый мотив"
Младший брат, Луи-Франсуа Белланже, поставлял мебель Наполеону I, но, в основном, был нацелен на богатых британских туристов, которые стекались в Париж после 1815 года. Большая часть его работ сегодня находится в британских коллекциях.
Прямоугольный шкаф из черного дерева, изготовленный Луи-Франсуа Белланже в 1820 году
Шкаф с двумя дверцами. Карниз из позолоченной бронзы, фриз с гротескными масками. Двери и борта украшены панелями pietra dura, изображающими вазы с цветами, птицами и гномами, одна пара играет на музыкальных инструментах, другие дерется на дуэли. Карлики у основания каждой двери основаны на дизайне Баччо дель Бьянко (1604–1654), директора Мастерских Великого Герцога во Флоренции, который специализировался на фигурках этого типа.
Приобретен Георгом IV на распродаже Уотсона-Тейлора, Christie's в 1825 году за 320 фунтов стерлингов 5 шиллингов.
Консольный столик из красного дерева с гранитной столешницей, изготовленный Луи-Франсуа Белланже в 1820 году
Стол был приобретен Георгом IV на Christie's в мае 1825 года на распродаже Watson-Taylor. Был отправлен в компанию Morel & Seddon для ремонта и полировки, а оттуда в Виндзорский замок
Александр-Луи Белланже - сын и ученик Пьер-Антуана Белланже разработал свой собственный стиль.
Шкатулка и стол, изготовленные Александр-Луи Белланже в 1824 году.
Эта сервская шкатулка, стоящая на таком же столе, была куплена Франсуа Бенуа для Георга IV в 1828 году. Шкатулка изготовлена из дуба, облицована эбеновым деревом, украшена фарфоровыми пластинами, расписанными пасторальными и мифологическими сюжетами.
Династия Жакоб-Десмальтер (Jacob-Desmalter)
Жорж Жакоб - знаменитый мастер-мебельщик эпохи французского неоклассицизма. Был поставщиком королевского двора Марии-Антуанетты. В мастерской Жоржа Жакоба изготавливали кровати, столики, кресла и стулья из красного дерева с резным декором, накладными бронзовыми гирляндами или латунными розетками и гобеленовой обивкой в стиле Людовика XVI.
В королевской коллекции сохранились 29 стульев, изготовленных Жоржем Жакобом. Стулья были приобретены Домиником Дагером для Карлтон-Хауса в 1787 году. Стулья выполнены из резного и позолоченного бука.
Королевская кровать, изготовленная Жоржем Жакобом в 1775-1785 годы.
Резная, позолоченная кровать с балдахином, овальный купол в виде короны с плюмажем из страусовых перьев наверху, шелковый балдахин и вышитые зеленые и пурпурные шторы с золотой бахромой.
Кровать приобретена Георгом IV в 1826 году и отправлена в Виндзорский замок. Была обновлена для государственного визита Наполеона III в 1855 году. Страусиные перья были заменены в 1984 году.
Диван, изготовленный Жоржем Жакобом в 1775-1790 годы.
Диван является частью гарнитура, включающего боковые стулья и кресла, приобретенные для Карлтон-Хауса Георгом IV, тогда принцем Уэльским. В то время принц Уэльский придерживался изысканного стиля французского неоклассицизма в оформлении интерьеров.
Жорж-Альфонс Жакоб-Десмальтер - внук Жоржа Жакоба, основателя династии.
Стол с откидной крышкой, изготовленный Жорж-Альфонсом Жакоб-Десмальтером в 1825 году.
Прямоугольный стол с цилиндрической столешницей, облицованный атласным и пурпурным деревом, с искусно чеканными креплениями из позолоченной бронзы, включая фриз с классическими фигурами, обнимающими амуров и орнаментом из жимолости.
Куплен Георгом IV в 1825 году за 6 490 франков (262 фунта 15 шиллингов 1 пенни) и отправлен в Виндзорский замок.
|
</> |