Коня на скаку остановит
hydrok — 16.10.2023Любопытное про упомянутую мной выше Настасью Дмитриевну Офросимову:
1. Пётр Андреевич Вяземский писал о ней: «Настасья Дмитриевна Офросимова была долго в старые годы воеводою на Москве, чем-то вроде Марфы Посадницы, но без малейших оттенков республиканизма. В московском обществе имела она силу и власть. Силу захватила, власть приобрела она с помощью общего к ней уважения. Откровенность и правдивость её налагали на многих невольное почтение, на многих страх. Она была судом, пред которым докладывались житейские дела, тяжбы, экстренные случаи. Она и решала их приговором своим. Молодые люди, молодые барышни, только что вступившие в свет, не могли избегнуть осмотра и, так сказать, контроля её. Матери представляли ей девиц своих и просили её, мать-игуменью, благословить их и оказывать им и впредь своё начальническое благоволение».
2. Она является прототипом трёх героинь литературных произведений:
Маремьяна Бабровна Набатова — комедия «Вести, или живой убитый» (1807), Фёдор Ростопчин;
Анфиса Ниловна Хлёстова — «Горе от ума», Александр Грибоедов;
Марья Дмитриевна Ахросимова — «Война и мир», Лев Толстой.
3. Владение её находилось в Старой Конюшенной — дом № 5 в нынешнем Чистом переулке (ныне Патриаршая резиденция в Чистом Переулке).
4. Была замужем за Павлом Афанасьевичем Офросимовым (1752-1817), боевым генералом времен Потёмкина, «которого она, как сама признавалась, тайно похитила из отцовского дома к венцу». Муж был у неё в полном подчинении. У неё было восемь детей: семь сыновей и дочь. Детей своих, включая гвардейских офицеров и даже одного генерала, держала она в страхе Божием и в порядке и говорила с любовью о их беспрекословном к ней повиновении: „У меня есть руки, а у них щеки“.
Её портрет кисти Фёдора Рокотова.
|
</> |