Деревенская жизнь генерал-аншефа графа Каменского — 2

После очередной отставки генерал-аншеф граф Сергей Михайлович Каменский переехал в своё поместье Сабурово в Орловской губернии недалеко от Орла. По свидетельствам, граф производил весьма комичное впечатление: толстый, маленького роста, неуклюжий, сутуловатый, почти совсем лысый, с косыми глазами, аляповатым носом, отвислой губой и лицом кирпичного цвета (на мой взгляд, портрет графа в молодости ему льстит просто необычайно). Это впечатление усиливалось тем, где он любил молодиться и всячески франтить. Все свои ордена граф постоянно носил на себе. Вставал он в половине пятого утра, тут же одевал полную военную форму, ленту и ордена и на дрожках ехал наносить визиты, что продолжалось до шести или семи утра. Поскольку орловцы в это время все спали, такой ранний визит никто принять не мог, что было на руку Каменскому, который и делал визиты специально в такое время, чтобы везде получить отказы. Совсем же не делать визитов граф считал в высшей степени невежливым и неприличным.
В Орле же он наконец занялся своим любимым увлечением — театром. В городе ему принадлежал целый квартал, в центре которого находился громадный дом с театральным залом, а вокруг располагалась целая запутанная сеть деревянных строений. Про этот «театр Каменского» была наслышана вся Россия, а орловцы гордились, что не в пример другим губерниям имеют в городе «свой» театр с постоянной труппой, привлекавший и приезжих из других губерний. Правда, в 1830-х годах в губернии было несколько театров: самый известный принадлежал генералу Мациеву, радующему своих друзей не только спектаклями, но и после них вакханалиями с крепостными актрисами. Были свои крепостные театры и у богатых помещиков Офросимова, Бырдина, Юрасовского и помещицы Тургеневой, матери писателя. Однако эти театры, имевшие декорации, театральные машины, костюмы, музыку были не всем доступны, поскольку находились в имениях владельцев, не допускавших к себе без разбора всех и каждого. А вот в театре графа спектакли проходили три раза в неделю и на них продавались билеты, что приносило некоторы доход, хотя и окупало постановки лишь частично.
Завершив «визиты», граф отправлялся в свою театральную контору. Там не разгибая спины он работал следующие несколько часов: раздавал публике билеты, записывал каждую выдачу в книгу, полученные за билеты деньги вносил в особую кассу, рассылал бесплатные билеты наиболее именитым гражданам, к которым благоволил. В конверты с билетами граф вкладывал искусно им сложенные афиши, запечатывал конверт графской печатью, надписывал адреса и отдавал своим лакеям, рассылая их по городу для передачи конвертов непременно «в собственные руки» адресатам. Всех покупавших билеты граф подробно допрашивал, какого они чина, сами ли они пойдут в театр, при этом звание и приличный вид покупателей иногда не служили препятствием к резкому и грубому графскому своеволию.
Очевидцы рассказывали такой случай. К окну кассы подходит прилично одетый благообразный господин и требует билет Дальше между ним и графом происходит такой диалог:
— От кого? — спрашивает граф.
— От себя!
— Кому?
— Мне!
— Происхождение?
— Долго объяснять. Моя маменька..
— Дела мне нет до вашей маменьки! Чем занимаетесь?
— Пишу!
— Что?
— Бумаги!
— Какие бумаги?
— Разные. Нужные и ненужные.
— Где?
— На столе.
— А стол где?
— В Консистории.
— Ничего не пойму! Вы кто такой? Или не дам билета!
— Я столоначальник Консистории.
— А! Ну и пошёл прочь отсюда, глупый столоначальник! У меня нет билетов для дьячков и пономарей! Твоё место на колокольне, а не в театре! Вашему брату аллилуйя тянуть, а не на актёров глазеть.
История эта имела продолжение: через несколько лет графу надо было усыновить своих внебрачных детей. Придя в Консисторию, он столкнулся там с этим чиновником. Граф его узнал и, получив от него ответ, что дело сложное и займёт лет пять, он всячески пытался загладить свою вину: присылал ему бесплатные билеты, возил в карете, приглашал на обеды и ужины, дарил подарки. Однако сметливый чиновник попортил графу немало крови, водя его за нос и всячески давая почувствовать, что в «дьячках и пономарях» иногда нуждаются и самые влиятельные вельможи.
В другой раз в кассу явился в простом сюртуке депутат по рекрутскому набору граф Мантейфель и, напевая французскую шансонетку, потребовал несколько лож и кресел. Каменский был до того обижен, что категорически ему отказал и сообщил, что не даст ни одного билета, если Мантейфель не придёт к нему в более приличном виде. Юный граф покорился и явился на следующее утро в полной парадной форме, однако деньги за билеты вносил его денщик. Они составляли несколько мешков с копейками и грошами, собранными графом и его сослуживцами со всего города. Бедному педанту Каменскому пришлось пересчитывать эту массу мелкой и вонючей меди несколько часов.
Продолжение следует

|
</> |