Деревенская жизнь генерал-аншефа графа Каменского — 1
hydrok — 13.10.2023Объединив две известных песни («Как хорошо быть генералом!» и «А может быть собака») вкратце пройдёмся по биографии старшего сына фельдмаршала графа Каменского (тогда ещё не фельдмаршала и не графа) Сергея Михайловича Каменского. По второй из них: родился он то ли 3-го, то ли 5-го июля то ли 1771-го, то ли 1772-го года. А вот по первой записан он был сразу корнетом в Нижегородский драгунский полк в 1774 году. Образование получил в Императорском сухопутном шляхетском корпусе, а в 1787 году переведён с чином прапорщика в Преображенский лейб-гвардии полк, а уже через два года стал целым подполковником Екатеринославского гренадёрского полка.
В составе Московского гренадёрского полка юный подполковник отправился воевать с туркой, в 1790-м году воевал против шведов, а в 1791-м опять против турок. С 1794-го командир батальона Екатеринославских егерей, участвовал в походе в Польшу и пленении Костюшко, ранен в живот картечью. В 1797-м произведён в полковники Рязанского мушкетёрского полка, а в 1798-м (в 26 лет) — и в генерал-майоры с назначением шефом Полоцкого мушкетёрского полка.
3 июня 1798 года вышел в отставку. 26 марта 1801 года вновь принят на службу и 19 августа назначен шефом Фанагорийского гренадёрского полка. В кампанию 1805-го года отличился в сражении при Аустерлице, а в 1806-м году произведён в генерал-лейтенанты. Более всего он отличился в войне с Турцией в составе Молдавской армии, где находился под командованием своего нелюбимого младшего брата, чем совершенно дико возмущался. В 1807-м разбил турецкие войска при Браилове, в 1809-м его корпус взял штурмом крепость Базарджик и разгромил турок при Шумле.
В 1812-м командовал корпусом в 3-й Западной армии Тормасова, брал Кобрин, сражался с французом под Городечно. Однако поссорился с Тормасовым и «по болезни» уехал из армии, получив бессрочный отпуск, а в 1822 году получил полный абшид в чине генерал-аншефа.
С детства избалованный матерью Анной Павловной (урожд. княжной Щербатовой) он унаследовал, по мемуарным свидетельствам, самые худшие свойства отца — «его необузданный нрав, его чудачества, жестокость, нравственную распущенность». Вот на этих его качествах, проявляемых им при жизни в отставке в орловском имении, мы и остановимся. Заметим, что после убийства отца в 1809-м и кончины младшего брата в 1811-м Сергею досталось всё огромное состояние семьи: 6 тысяч душ только в Орловской губернии, а также земли и крестьяне в Нижегородской, Владимирской и Курских губерниях. Он поселился в построенном отцом замке в имении Сабурово-Каменское под Орлом, где стал вести немыслимо расточительный образ жизни.
По сообщению Пыляева, за 8 тысяч рублей он заказал у часовщика Медокса механические часы, который в час убийства отца (14 часов 11 мин.) играли «Со святыми упокой», а в час рождения самого графа (16 часов) — «Славься, славься, храбрый росс». По свидетельствам москвичей, в графском доме на Смоленском бульваре «царили хаос, беспорядок и грязь; многочисленная прислуга, оборванная, ссорившаяся и ругавшаяся между собой, ничего не делала; в прихожей около двух десятков лакеев сидели и вязали чулки, ожидая приказания графа подать ему платок или трубку».
Граф всюду водил с собой любовницу-простолюдинку, которой было приказано носить на груди его большой портрет. Когда она чем-нибудь гневила Каменского, ей надевали другой такой же портрет, на котором были изображены только затылок и спина графа. Каждые четверть часа к ней входили дворовые люди и повторяли: «Грешно, Акулина Васильевна, молитесь!» — после чего несчастная должна была немедленно класть поклоны, даже ночью. Большой был оригинал!
Было у графа и ещё одно увлечение всей его жизни — это театр.
|
</> |