рейтинг блогов

О "дружбе народов" в СССР незадолго перед его распадом

топ 100 блогов peremogi15.02.2025

Вчера начал писать главу, в которой коснулся про то, как жили советские люди на самом деле в середине и конце 80-х годов. А то нынче столкьо благоглупостей, как мы тогда как сыр в масле катались и все было и все друг друга уважали и улыбались. Да как бы не так. Хуже всего жила росийская часть Союза, а вот окраинные республики те да - жили хорошо, еще и претензии высказывали.
В общем сделал часть главы в виде статьи. Модераторы - если покажется неформатом, сносите.


Людям, которые родились после распада Советского Союза или застали его только в нежном возрасте, сложно понять, насколько огромное значение имело для советских людей снабжение. Мало получать даже хорошую зарплату, если на нее фактически нечего купить, то толку немного. А в этом плане СССР был страной с огромными различиями.

Сейчас нередко можно услышать, что в советское время очень хорошо жили: в магазинах было все, зарплаты большие, квартиры бесплатно давали и прочие благоглупости. Такое ощущение, что те, кто такое говорит, жили в какой-то другой стране или же принадлежали к партийной номенклатуре, которая снабжалась намного лучше, чем обычный советский народ.

Нет, я вовсе не против того, что люди, сделавшие карьеру, живут лучше других. Почему нет? Они для этого немало потрудились. Тут другое. Получается, что руководство СССР не могло обеспечить нормальный рост экономики, при этом обеспечивалось импортными пайками. Собственно, а как при такой постановке вопроса оно вообще могло быть заинтересовано в том, чтобы люди жили лучше? Если в жизни с этими самыми простыми людьми практически не пересекалось? Причем, я бы не сказал, что высшее руководство было плохими людьми. Имел возможность сравнить. Часто большие начальники были внимательнее к людям, чем мелкие. Вот там порой - сливай воду, ощущение порой было, что у холопа перед барином. Но система, есть система.

Нередко даже крупные заводы были убыточны и это неудивительно. Например, одно и то же изделие могло собираться на двух конвейерах: на одном – массовая продукция, на втором – товар для экспорта и номенклатуры. Естественно, на второе изделие шли лучшие материалы, приемка выявляла малейший брак. Себестоимость таких изделий была в разы выше основного производства, а цена оставалась та же – затраты просто перекладывались на все производство, т.е. за товар для номенклатуры платил советский обыватель.

Плановая экономика по ряду позиций прогрессивнее рынка, но далеко не всегда и не везде. Энергетика, металлургия, станкостроение, военная промышленность и прочие базовые отрасли просто обязаны быть плановыми. Но распределять план на парикмахерские, дома быта, гостиницы, производство обуви с указанием ассортимента приводило только к огромным убыткам и порой к пренебрежению людскими потребностями. Об одной из гримас планового хозяйства я уже писал в главе «Мало ли что на табло вылета написано!»

Часто упоминают, что СССР содержал огромное количество компартий, «рабочих движений», тащил экономики развивающихся стран, поставляя туда практически бесплатно огромное количество вооружений, а также других товаров.

Но мало кто знает, что в Союзе были и свои экономические «черные дыры». В первую очередь это республики Закавказья. Откройте любой советский экономический учебник, в котором говорится о закавказских республиках и посмотрите немалый перечень заводов. Сразу понятно, как поднялся в Советское время промышленный уровень Кавказа!

Только это одна сторона – парадная. А на самом деле все было куда как печальней. 90% всех этих заводов переводило ценные ресурсы на металлолом и отбросы, которые можно было сразу отправлять на свалку. Я успел немного поработать на производстве до распада СССР и помню продукцию кавказских предприятий. Особенно выделялись Грузия и Армения.

Особенно мне «нравилась» автопромышленность гордых республик. Грузовик «Колхида» был кошмаром водителей. Собирался этот пепелац из запчастей, выпущенных на ЗиЛе. Но даже то, что на любом ЗиЛе никогда не выходило из строя, на Колхиде могло сломаться даже в первый день работы.

О дружбе народов в СССР незадолго перед его распадом

Грузинское чудо

Люди увольнялись с автобаз, если их ставили на чудо грузинского автопрома. Выполнить план на Колхиде было невозможно. А как, если в месяц в среднем автомобиль проводил на ремонте больше, чем на выездах?

На автобазе, где я работал, был вопиющий случай – у Колхилы оборвался кардан. При этом он, упав, воткнулся в асфальт, пришпилив к нему автомобиль, словно жука. Рама такого издевательства не выдержала и лопнула. В результате кузов остался на месте, а ошалевший водитель поехал дальше на двух колесах, пока через несколько метров кабина не завалилась. Он заикаться начал, но хоть обошлось без травм.

О дружбе народов в СССР незадолго перед его распадом

Такой вот был грузовичок

А сколько водителей, вылезая из кабины, повисли на рычаге стояночного тормоза, который грузинские конструкторы прилепили не где-нибудь, а слева от водителя! Если машины стояла на склоне, то это частенько приводило к тому, что она начинала катиться вниз с болтающимся сбоку и завывающим от ужаса шофером, который зацепился ремнем или курткой за поднятый рычаг.

Как говорили грузины: «А что ви хотыте? Мы дэлалы автомобиль, чтобы с гор вэзти логкый чай, а ви в него щебэнь грузитэ и еще в гору едэтэ! Так нэ пойдёт!»

Не лучше был и автопром Армении, выпускающий микроавтобусы ЕРАЗ. Чуть не в половине случаев командировочные бросали их прямо у проходной завода, поняв, что завести чудо армянской промышленности просто не получится.

Прекрасно зная ситуацию с автомобильным производством на Кавказе перед распадом Союза, партийное руководство запланировало стройку еще одного гиганта автопрома, в этот раз в Азербайджане. Ну, там-то уж конечно, ласточки бы получились!

Другие изделия армян были не лучше: прецизионные станки, на которых даже обычный болт М12 не получалось выточить, наждачные круги, которые были какие угодно, только не круглые. Нет, серьезно – если их ставили на станок, то там вал так бил, что ого-го. Приходилось ставить втулку на посадочное отверстие, центровать, затем обтачивать, чтобы кое-как привести в порядок. А что делать, если других наждаков нет?

Армянские конденсаторы работали минут 20, а обычно поставлялись сразу сгоревшими. Если на завод приходили станки с армянской электроникой, то опытный директор сразу отправлял блоки на переделку. Опытные монтажники сидели и перепаивали конденсаторы, а потом доводили электронику до работоспособного состояния. Персоналки из Армении были не лучше, их порой прямо и присылали в виде полиэтиленового мешочка с набором деталей – «сделай-ка сам».

И такое положение дел было во всех кавказских республиках, кроме единственного города – Баку. Только там наличествовала нормально работающая промышленность И, кстати, это был единственный город Кавказа, который можно было пропесочивать в Фитиле – был такой сатирический киножурнал. Обсмеять завод в Тбилиси или Ереване и выпускаемый им мусор – да упаси Боже! Низзя!

И весь этот металлолом поставлялся на нормальные производства и на него выделялся производственный план. А если это не работает и единственное, что можно с оборудованием сделать – это сразу отправить на переплавку?

А теперь подумайте, что делать директору предприятия, к которому пришли такие станки и машины и с которого требуют план, который заведомо невозможно выполнить? Так с него еще могут обязать наладить внеплановый выпуск какой-нибудь номенклатуры. Помните миниатюру Райкина про колёсы, потеряные горами Азейберджяна? Вот это их этой оперы.

И директор выкручивался. Как правило, на советских заводах специально устраивали неучтенный резерв – лишние станки, дополнительные рабочие и штат снабженцев-толкачей, мотавшихся по всему Союзу и правдами и неправдами добивавшиеся отправки вовремя сырья и комплектующих, тех самых, которые и так было положены. Да, со слаженностью поставок было нередко очень все печально.

А главное – все эти лишние затраты значительно увеличивали себестоимость произведенной продукции и на весьма немаленькую сумму. А сколько всего пропадало из-за отсутствия складов для хранения, во время перевозки и перевалки? Так что ничуть не удивительно, что в СССР был тотальный дефицит. Свободно продавался хлеб, макароны, крупы, а практически все остальное приходилось «доставать» или давиться в очередях, когда товары «выбрасывали».

Так что мало было иметь хорошую зарплату, нужно было еще иметь «знакомства и связи», как говаривала широко известная в советское время Авдотья Никитична.

О дружбе народов в СССР незадолго перед его распадом

Она самая - самая известная старуха Советского Союза, которая на самом деле мужик

Да, на Колыме были отличные зарплаты, хотя, чтобы их заработать, нужно было лет 10 проработать в тяжелейших климатических условиях. Другие места для заработка тоже были не лучше: рыбопереработка на Курилах, угольные шахты, рыбофлот в дальних рейсах. Здоровья на такой работе оставляли немало, да и условия жизни частенько были крайне тяжелые.

Помню, мне дружок мой колымский жаловался, как его батя отлупил. Отец его всё время сыну долдонил:

- Учись сынок, учись!

Сынок и заявил, что пойдет, как папа – шахтером, уголь копать.

- Я, - говорит, - Очнулся через минут десять. Лежу на полу, глазами лупаю, смотрю, как батя третью сигарету от предыдущей прикуривает. Потом посмотрел на меня, и только три слова произнес: «Даже не думай».

Поэтому толку от зарплаты, даже и большой, нет, если потратить ее некуда. Потому, кстати, иные колымчане порой буквально с ума сходили, когда попадали в отпуск на материк. Значение имело еще и то, что в отпуск обычно ездили раз в 2-3 года. За это время накапливались деньги, сам отпуск суммировался, так что ехали отдыхать сразу месяца на два-три. При этом люди старались наверстать всё то, чего были лишены за те годы, в течение которых они пахали как загнанная лошадь.

Я как раз перед самым распадом СССР в армию попал. Некоторое время провел и в Средней Азии. Кстати, очень быстро там отвык говорить, когда меня спрашивали, откуда я, что из Магадана. Вот нигде такого отношения не встречал, только там. Скажешь, что из Магадана и тут же в ответ слышишь:

- Парень я из Магадана, полны денег чемоданы!

И смотрят на тебя, будто ты сейчас эти самые пачки купюр швырять направо и налево начнешь. Причем бесполезно было объяснять, что какие деньги – перед тобой простой солдат, который 7 рублей получает. Да и в Магадане сначала пахать несколько лет нужно, причем порой в морозы до 40 градусов, а то и еще ниже, пока зарплата станет действительно северной. Нет, по закону, если холод опускался ниже 40 градусов, то день должен быть актированным, не рабочим. Только в реальности на градуснике минус 45, а тебе объявляют, что все нормально – 39. Ага, то-то морозный туман в воздухе виднеется. Эта дымка такая, которая появляется только при морозе ниже 40 – серебристая такая из-за мельчайших кристалликов льда, рассеянных в воздухе. Есть такой – не ошибешься, ушел градусник за сороковник.

Средняя Азия тоже была «черной дырой», хоть и в меньшей степени, чем кавказские республики. Я бывал там на производствах. Директор – строго нацмен. Вот только он обычно лицом торговал. Реальным руководством занимался его заместитель – русский, немец, татарин или еще кто-нибудь.

Зато по сравнению с РСФСР в азиатских республиках снабжение было отличное. Особенно радовали продукты питания. Овощи, фрукты, мясо, молочка – все без очередей, было и в магазине и на базаре.

Меня поражало, что идешь в увольнительной по городу, рядом с любым домом в частном секторе может стоять небольшой столик и один или пара стульев. Сел за него, сразу появилась хозяйка, налила тебе тарелку лагмана, мантов положила. Поел, расплатился (недорого, кстати) и пошел.

Там это было в порядке вещей, как и частные пекарни, чайханы и магазинчики по аулам (не совсем законные, но на которые закрывали глаза). Местное население считало, что все это из-за того, что они очень предприимчивые и работящие, не то, что пьяный русский Ванька. Но то, что на местных заводах работал в основном как раз этот самый Ванька, в рассуждениях не учитывалось. Кстати, объяснить, что в России тоже многие вполне бы открыли свое кафе, да вот беда – через пару дней ОБХСС нарисуется и хозяину придется не по своей возле поменять работу на лесоповал, а цивильный пиджачок на телогрейку, тоже не представлялось возможным. Нет, это все из-за того, что русские ленивые, был однозначный ответ.

Глава полностью

А здесь вся книга целиком, потому как рассказ про советскую жизнь на северах с зарисовками реалий рассеян по ней всей. Может, кому-нибудь понравится.

Оставить комментарий

Архив записей в блогах:
Утро. Еще валяюсь в постели, так не хочется вставать - за окном холод, сырость и сильный пронизывающий ветер. Что делает в этом случае современный среднестатистический человек? Шарит рукой по прикроватной тумбочке, берет телефон и лезет в новости, полистать-потупить. Я очень редко ...
товарищи нищеброды, всем ужора масла сообщаю - на Комсомольском проспекте ЦЕНТР в область на пересечении с Хамовническим валом близ Винотеки на проезжей части валяется перевертыш и нечто с очень разбитой мордой - по-моему, ситро с4. выбирайте ...
Вчера я забыла зонт взять,  и на обратном пути с занятий попала под мощнейший ливняк на месте,  где и спрятаться было негде и до дома уже близко,  потому решила таки добежать.  Прибежала мокрая до нитки.  Сын сразу бросился ванну набирать и чайник ставить. ...
Вот смотрите. Есть несколько свидетельств, что Путин недавно пытался передать президентское кресло опять Медведеву. Показания нескольких инсайдеров сходятся  — Медведев сильно забухал, да и вообще не горит желанием президентствовать. Его жена выносит ему мозги — хочет быть царевной, ...
«Россия ищет будущее в своём империалистическом прошлом, в том прошлом, где не было свободы, не было человеческого достоинства, не было верховенства права, в том прошлом, где подавляли людей, где существовала экспансия», — цитирует телеканал «112 Украина» Порошенко. Он добавил, что ...