Как я попал в учителя

Учился я, значит, на пятом курсе университета. Сдал уже зимнюю сессию. А расписание на второе полугодие было... да его как раз практически и не было. Были там только какие-то часы на подготовку диплома с научруком - но с ним мы договаривались не по расписанию, а когда удобно. А с дипломом у меня ещё тогда дела шли очень хорошо (меня явно сочли в научном плане безнадёжным и наконец дали научрука, который не пытался даже изображать со мной научную работу, а просто дал какой-то огрызок того, чем сам занимался и помог его пристойно оформить), так что время было реально свободное.
И решил я, что нужно как-то подработать. Одна подработка у меня уже была - "НаучКнига". Даже две - репетиторство же ещё помаленьку. Но этого было мало, явно было нужно что-то более надёжное, с регулярной зарплатой - ведь весь день же освободился - можно уже не подработку, а работу искать.
Но какую? Я ж ничего не умел.
(Был у меня, когда я в школу уже устроился, как-то очень милый момент. Всю первую половину дня я провёл в школе, учил детей физике-математике. Потом поехал в "Поиск", на танцы, там учил кавалеров правильному поклону. Потом в "Цитадель" отправился, там тренировку по фехтованию провёл. И вот, вечером, еду домой и думаю дословно так: "Интересное же дело. Сам нифига не умею, а весь день кого-то чему-то учил!")
И толком даже не представлял себе никаких сфер трудовой деятельности кроме... Кроме школы. Мама учителем работала, сам я репетиторствовал немного - да и вообще, школу все себе представляют, ибо учились же. А уметь... Чего там уметь-то. Знать свой предмет на школьном уровне и только.
Полез я в газету смотреть объявления. И сразу нашёл - в такую-то школу требуется учитель физики. Я ещё очень переживал - потяну ли именно физику. Математику на школьном уровне я знал довольно прилично, а вот физику откровенно фигово - с учительницей в ФТЛ мне не повезло:( Но успокоил себя тем, что даже если чего не знаю, то уж как-нибудь с материалом на школьном уровне разберусь по ходу дела. (Так и вышло.)
Позвонил.
- Нужен вам учитель?
- Нужен, приезжайте.
- Только я сразу хочу предупредить, я ещё студент.
- Приезжайте.
Как потом оказалось, я им был правда здорово нужен. У них там был сильный физ-мат класс - причём 11-й. Реально сильный. Тем более, что и школа сама тоже оказалась весьма приличная - одна из двух лучших здоровенного Заводского района. И вот их учительница физика на гололёде упала и сломала шейку бедра. А заменять-то её и некем. Все остальные физики в школе загружены, а со стороны в середине года кого найдёшь? Да тем более в такой ситуации, когда к лету та учительница (её звали Наталья Яковлевна) с больничного выйдет и придётся ей место уступать - кому это интересно. Да тем более сильный 11-й класс, физ-мат. Очень многие учителя не любят с профильными классами связываться - особенно со старшими. А родители требуют, чтобы уроки нормально вели - сильный класс это помимо прочего означает активных, заинтересованных родителей, которые в таком случае администрации всю плешь проедят.
Так что в тот момент администрация не то что студента - они бы кого угодно взяли, лишь бы хоть как дырку заткнуть.
Ну, и начал я работать. Помню, к первому уроку старательно готовился - выяснил, что у них там должно быть по программе - это была оптика, зоны Френеля. Я начисто не знал что это такое (и сейчас уже начисто не помню) - но взял учебник, сел вечером в "Цитадели" и часа два разбирался. Разобрался. Потом оказалось, что можно было так и не возиться - это даже в физ-мат классах особенно и не дают, считается слишком сложно. Но я ж тогда не знал:) Зато дети из того самого сильного 11-го класса слегка офигели - сложновато им показалось. Впрочем, тогда я этого особенно и не заметил.
Что любопытно, такая, своего рода настоящая педагогическая инициация у меня случилась не в этом классе, а в другом - тоже 11, но В.
Там было так (надо же, до сих пор помню):
11-А - сильный гуманитарный класс. В основном старательные девочки-отличницы, очень воспитанные, всё, что положено делают, ведут себя идеально, не нарадоваться.
11-Б - тот самый сильный физ-мат. В основном умные, способные мальчики. Причём такие, не зануды. Активные, даже шумные, весёлые, но поскольку учатся всерьёз - вполне управляемые.
11-В - в нём у меня и была инициация:) Такой себе класс. Специфический. Там были те, кто по способностям или по старательности не попал ни в А, ни в Б, но при этом с понтами. Довольно наглые, развязные - особенно женская часть класса. Как бы вот сказать, чтобы не обидеть... Впрочем, сейчас я, наверное, могу себе позволить немного и обидеть. Такие, юные хабалки с претензиями, честно-то говоря.
11-Г - те, что и в В не попали. Там уже были и откровенно тупые, и гопники и всякое такое. С ними было, как ни странно, проще, чем с В - тут народ учиться не хотел, не мог и не собирался - но и на оценки выше тройки не претендовал. Хотя тоже, проблемы с поведением были, ещё какие.
Так вот в 11-В у меня на одном из первых уроков случилось так. Одна из девочек (надо понимать - девочке тут 17 лет, здоровенная, самоуверенная, одна из явных альф в классе. И она среди своих - а мне 22 и я работаю в школе что-нибудь около месяца) как-то там себя плохо вела (реально плохо, мешала) я ей сделал замечание. Она мне чего-то в ответ и снова за своё. Я ей снова замечание, она снова что-то наглое в ответ в том смысле: "А что вы мне сделаете!".
Эпс. Ну, надо что-то делать.
Я говорю:
- Хорошо, Юля. Но тогда имейте в виду, что теперь я буду ставить вам (я тогда был с ними на вы) оценки строго объективно.
Юля чуть насторожилась. В Г на оценки всем было пофигу, но в В нет. Учиться они не собирались, но иметь хотели не ниже четвёрки.
- Это что, вы ко мне придираться что ли будете?
- Нет, Юля, придираться, конечно, не буду. Но буду ставить оценки строго объективно, а поскольку объективно вы знаете на 2 (чистая правда), то 2 вы и будете иметь. И чтобы получить хотя бы 3 вам придётся на 3 выучить.
Юля в ответ что-то довольно недовольное пробурчала - но тоном ниже.
Я веду дальше урок, а Юля сидит у себя за партой с недовольно-агрессивным выражением на лице и периодически начинает своей соседке по парте говорить что-то в стиле: "Да что он мне сделает!" - при этом так, чтобы мне было слышно и поглядывая на меня. Я не реагирую, веду урок.
После звонка она не выдержала-таки. Подошла ко мне, в этой своей развязной манере кое-как извинилась, пообещала, что больше не - я же в свою очередь сказал, что главная проблема не в том, как она себя вела, а в том, как реагировала на замечание - и что если впредь будет реагировать адекватно, то проблем не будет.
Юля ещё раза три переспросила:
- Но вы теперь точно придираться не будете? Точно? Занижать не будете?
Я уверил её что не буду, на том мы и расстались.
Я аж выдохнул - очень опасался, что конфликт дальше пойдёт. Не пошёл. И уроки в этом классе стало мне вести полегче.
Так я и доработал эти полгода до конца. Зарплата у меня была какая-то совсем смешная тысяч может быть 5. Но тут же какое дело - у меня ж до того вообще никакой не было, так что я и этому был очень рад.
Летом уже, в июне, вышла с больничного Наталья Яковлевна, мы с ней в конце недели даже увиделись и пообщались (она была очень настороже - явно опасалась, что я начну держаться за место, пытаться отгрызть себе часть нагрузки - и очень успокоилась, когда поняла, что ничего такого я не планирую, а собираюсь спокойно уйти).
И вот увольняться я должен был буквально с понедельника. А в выходные мне вдруг звонят - завуч, кажется - и говорят, что умер Сёмин. Это был ещё один учитель физики в той школе, он параллель 10-ых классов в тот год вёл. Старый уже был, заслуженный. И вот. Инфаркт.
Ну, и говорят мне, что вот, раз уж так, то оставайтесь у нас. Я подумал. Хорошо подумал - я ведь не собирался в школе работать вообще-то, рассматривал это так, как подработку на пол-года. Но решил, что раз уж так получается - то останусь пока. Деньги небольшие - но где я сейчас большие-то найду. а тут останется время не "НаучКнигу". Да и какие у меня варианты особо? Искать непонятно что? А тут уже есть воробей в руках. Да и отпуск длинный - это для игр очень удобно (тогда это было для меня весьма важно- игры занимали в моей жизни большое место). Опять же - уйти никогда не поздно. Не понравится или получше что подвернётся - уйду. А так - ну, поработаю годик-другой.
Кстати, теперь я понимаю, что просто так меня бы в эту школу не взяли.
Но после того как я пол-года проработал - да притом в профильном 11-м классе - и успешно справился, решили, видимо, что и дальше пусть я буду.
(Там был ещё один нюанс - такие, мелкие внутришкольные интриги. Физиков в школе было трое. И одна из них - Галина Евгеньевна - формально считалась самой лучшей, но реально учитель была так себе. Точнее в своём роде очень даже ничего, умела много такого, чего я до сих пор не умею - но вот именно в физике была слабовата и очень боялась брать старшие физ-мат классы. Работала не выше 9-го. И у них там был консенсус - Сёмин брал 11-й, а Наталья Яковлевна 10-й. А на следующий год наоборот. И Галина Евгеньевна всё время 10-11 избегала. И тут я. И я готов брать 10-й и 11-й. А если меня уволят и на моё место кого другого станут искать - так там ещё поди знай, кто будет, согласится ли на такую систему. Так что может быть Галина Евгеньевна ещё за меня слово замолвила из этих соображений. Кстати, так потом и вышло - пока я работал мы так и менялись 10-м и 11-м классами с Натальей Яковлевной. Хотя, конечно, это был анекдот - я первый год работаю, категории нет никакой - и у меня 10-й профильный. А Галина Евгеньевна с высшей категорией и стажем работает в 7-9. Но там все всё понимали и привыкли уже.)
И я поработал. Там три с половиной года, потом переехал в Москву и тут тоже в школу устроился. Так и пошло как-то.
Но у меня как-то очень долго совершенно не было ощущения, что это всерьёз. Я относился к этой работе как к какой-то временной и только вот года три что ли назад, поняв, что уже больше десяти лет по школам работаю, высшую категорию получить умудрился - только тогда начал как-то постепенно осознавать, что это, похоже, всерьёз, что я так, видимо, тут в этой системе и останусь.
С другой стороны - почему бы и нет. Мне повезло. Судя по всему в финансовом плане именно в этой сфере лучше стало очень существенно. Когда я начинал работать сказать, что ты учитель в школе было просто стыдно. Зарплаты были убогие - даже на общем окружающем фоне. А сейчас уже как-то и нет. Норм.
Но синдром самозванца у меня до сих пор сильный. Особенно после каникул, особенно после длинных. "А!!! Какой я нафиг учитель! Учитель - это такой взрослый, серьёзный человек. А я - это ж я. Я ж лет с 14 не особо изменился! Меня сейчас разоблачат!"
Но нет, не разоблачают:)
|
</> |