Как стреляли в Брежнева, а попали в космонавтов


Виктор Ильин во время следственного эксперимента
22 января 1969 года у Боровицких ворот Кремля было совершено покушение на Генерального секретаря ЦК КПСС Леонида Ильича Брежнева. Советская печать опубликовала об этом лаконичное сообщение ТАСС:
«22 января 1969 г. во время торжественной встречи лётчиков-космонавтов совершён провокационный акт — было произведено несколько выстрелов по автомашине, в которой следовали космонавты тт. Береговой, Николаева-Терешкова, Николаев, Леонов. В результате получили ранение водитель автомашины и мотоциклист, сопровождавший кортеж. Никто из космонавтов не пострадал. Стрелявший задержан на месте совершения преступления. Производится расследование».

Стрелявший — это был младший лейтенант Советской Армии Виктор Ильин. В наше время Ильин (он жив и сейчас) обычно избегает интервью, но иногда всё же делает исключения для особо въедливых журналистов. Из таких его ответов:
«— Какие требования у вас были к власти?
— Многопартийность, выборность, частное предпринимательство.
— А всё-таки, кому из политиков вы симпатизировали?
— Фиделю Кастро, Че Геваре, Кеннеди, его брату Роберту».
Симпатизировал одновременно и Фиделю с Че Геварой, и частному предпринимательству? Ох... :) Но на самом деле такая эклектика в голове — симпатии и к кубинской революционной романтике, и в то же время к «многопартийности и частному предпринимательству», то есть будущим идеям «перестройки» — были в головах у многих диссидентов-«шестидесятников». По сути, Ильин отличался от них только тем, что взял в руки оружие.
«— Сожалеете, что СССР рухнул?
— Да».
Вот-те нате, хрен в томате, как говорится... :) До чего мы дожили! :) Уже и Виктор Ильин «сожалеет, что СССР рухнул».

Виктор Ильин в наше время
Ильин рассчитывал убить Генерального секретаря ЦК КПСС Леонида Ильича Брежнева. Но интересный вопрос: а кто бы тогда занял его место? Практика 1980-х годов, да и 1964-го, показывает, что место ушедшего по тем или иным причинам Генсека всегда и неизменно занимал второй секретарь ЦК. Это была неформальная, но вполне реальная должность: человек, который вёл заседания Секретариата и Политбюро в отсутствие Генсека (скажем, во время отпуска). В 1969 году вторым секретарём ЦК был Михаил Суслов. Значит, если бы Ильину повезло больше, мы получили бы «сусловское десятилетие»? Это, конечно, имело бы последствия для СССР и социализма, которые сейчас оценить трудно...
Но реальными мишенями Ильина, в частности, оказались:
Космонавты Валентина Терешкова и её муж Андриян Николаев, находившиеся на заднем сиденье:

Николаеву пуля оцарапала спину.
Космонавт Георгий Береговой:

Георгий Береговой (1921—1995)
Береговой был ранен осколками разбитого стекла автомашины. Нетрудно заметить, что Береговой был чрезвычайно похож внешне на действовавшего Генсека. А в суматохе покушения спутать их лица было тем более легко... Судя по всему, Ильин, в горячке событий, увидел густые кустистые брови, характерную причёску с зачёсанными назад волосами, знакомый тип лица... и просто не разобрался, в кого стреляет.
Ещё в той автомашине находился космонавт Алексей Леонов:

Космонавт и художник Алексей Леонов за работой. 1979
Алексей Леонов вспоминал: «Стекло полетело внутрь автомобиля. Хлопок. Я увидел водителя, который сидел передо мной, и зияющее отверстие в шее, чёрная кровь за воротничок хлынула. Вот на этот выстрел я резко повернул голову, и пуля прошла вот тут, я увидел дырку в стекле».
Водитель Илья Жарков был смертельно ранен (позднее он скончался в больнице). Управление машиной перехватил Георгий Береговой, он дёрнул за ручник.
Из интервью Ильина:
«Если бы мне тогдашнему сегодняшние мои мозги, я бы, конечно, не пошёл на это дело... И правильно, что меня в психушку отправили: по меркам любого нормального человека я совершил безумство. Просто акт самоубийства. Власть обошлась со мной более чем милостиво. Никакой «карательной медицины» я на себе не испытал: меня не кололи лекарствами до положения «овоща», не лечили электрошоком. В 90-е меня многие пытались втянуть в политику. Но послушав, как я провёл свои 20 лет на принудительном лечении, все теряли ко мне интерес: ничего «жареного», никаких злодейств».
Ещё один участник событий того горячего дня — упомянутый в официальном сообщении мотоциклист почётного эскорта. Это был сержант Василий Зацепилов, который вёл мотоцикл К-750 и заслонил собой космонавтов. Десять пуль Ильина попали в автомобиль, а 11-я пуля ранила Зацепилова. Ещё пять патронов остались неизрасходованными в магазинах пистолетов Ильина.
Зацепилов вспоминал: «На простых мотоциклах было трудно успеть за кортежем. И поскольку это был январь, то мотоцикл был с коляской. Летом — на «одиночке», зимой ездили с колясками. В то время мотоциклисты Почётного эскорта ездили без оружия. В случае покушения предполагалось сбивать террориста мотоциклом. Но от Ильина мотоциклиста отделяло стальное ограждение. Поэтому сделал то, что было возможно: встал между машиной и стрелком, перекрыв ему сектор обстрела».
За это поведение, которое оценили как подвиг, Зацепилов получил орден Красной Звезды, вторую комнату в коммунальной квартире и звание прапорщика.
«Помню — холодно было. Под минус 20, наверное. Пока ехали — Леонов (а я с его стороны как раз сопровождал) мне в окно знаки такие делает, на свои щеки показывает: мол, свои не поморозь! Ну, я попробовал крагой, постучал, — чувствую щеки. И киваю Леонову — всё, спасибо».
«Вот начали проезжать, машина туда, через [Боровицкие] ворота, только нос показала, и тут — хлопки. Я мельком вверх глянул – думаю, может, встречают, салют какой-то новый? Непривычный... Нет. И тут вижу — стоит человек. В милицейской форме. Такая шинель у него — не по плечу. Я не знаю, как его пропустили. Короткая милицейская шинель. И с двумя пистолетами в руках. И вот так он — дёргался. От выстрелов. Я вижу — стреляет по машине».
«Когда я направил мотоцикл на стрелявшего, почувствовал какой-то толчок. Но не понял, что ранен. А когда всё кончилось и я поехал в гараж, у меня вдруг онемела рука. Сел на ступеньки. Вбежали ребята, увидели, что у меня куртка пробита. В этот момент я и потерял сознание... Уже в госпитале врачи сказали: пуля прошла около лёгких, считай, что родился в рубашке. Потом заехал ещё домой, отдал сыну игрушку — ходячего пингвина. Я ему обещал, поэтому ещё утром зашёл в ГУМ и купил. И попытался обмануть домашних: сказал, что заболел гриппом и ложусь в госпиталь.
— И что, семья поверила?
— Поверили бы, если бы сосед по коммуналке не разболтал про теракт и раненого мотоциклиста...
— Вы знали погибшего водителя?
— Ну конечно. Там ведь какая история была: Илья Жарков уже оформился в длительную зарубежную командировку. В Канаду. Считай, тогда уже почти не работал. А тут надо было во Внуково встретить экипажи космических кораблей «Союз-4» и «Союз-5». Водителей не хватало. Его и выдернули... Остались вдова и двое детей».