Историческое штрихами, часть тридцать девятая

Комиссия Пиля была королевской комиссией по расследованию, созданной в августе 1936 года правительством Соединенного Королевства с целью расследования причин Великого арабского восстания в Палестине под британским мандатом и выработки рекомендаций на будущее. Председателем комитета был лорд Уильям Роберт Пиль, первый граф Пиль. Комиссия была назначена Уильямом Ормсби-Гором, министром по делам колоний в правительстве Невилла Чемберлена.
В комиссии было шесть членов. Председатель комитета лорд Пиль ранее был государственным секретарем по делам Индии. Вице-председатель, сэр Хорас Дж. Рамболд, был старшим дипломатом, работавшим в Консультативном комитете Лиги Наций по делам беженцев. Сэр Лори Хэммонд (Sir Laurie Hammond) ранее служил на колониальной службе в Индии. Сэр Моррис Картер (Sir Morris Carter) был судьей Верховного суда Восточной Африки и председателем комитетов по земельным делам в Родезии и Кении. Сэр Гарольд Моррис был юристом и экспертом по социальным проблемам. Профессор Реджинальд Коупленд (Reginald Coupland), профессор истории Оксфордского университета, был членом Королевской комиссии по делам Индии и участвовал в работе комитета, обсуждавшего дела Бирмы.
Члены комиссии имели богатый колониальный опыт, но им не хватало предварительных знаний по вопросу Палестины. Поэтому они использовали всё свое время до даты своего отъезда в Палестину, чтобы ознакомиться с исторической подоплекой и изучить предмет на основе документов и отчетов предыдущих комиссий. Шесть членов комиссии прибыли в Палестину 11 ноября 1936 года и были приведены к присяге 12 ноября во "дворце Верховного комиссара" в Иерусалиме.
Комиссии Пиля было поручено расследование следующих вопросов:
1) Причины Великого арабского восстания.
2) Как можно разрешить существующий конфликт в Палестине между арабами и евреями.
3) Функционирование мандатного правительства в Палестине и его обязательства перед евреями и арабами.
Комиссия Пиля не фиксировалась на деталях кровавых событий, а скорее пыталась обнаружить их глубокие корни и причины. Ее стремлением было решить палестинскую проблему фундаментальным путем, и по этой причине она попросила выслушать основных свидетелей каждой стороны и сделать свои выводы в соответствии с их словами.
Большую часть своего пребывания в Палестине члены комиссии находились в Иерусалиме, но время от времени также совершали поездки по стране: в Яффо, Тель-Авив, Петах-Тикву, Хайфу, Акко, район Хулы, а также в еврейские и арабские сельскохозяйственные поселения. Они также посетили институт Зив [сегодня -- Институт Вейцмана] в Реховоте и проехали около Вифлеема, Хеврона, Беэр-Шевы и сектора Газы. Они покинули страну 18 января 1937 года. Из Палестины они отправились в Египет, где провели предварительные переговоры.
Заседания комиссии проходили в отеле "Палас" в Иерусалиме, который принадлежал Верховному Мусульманскому Совету и арендовался властями мандата. Перед комиссией предстали представители британских мандатных властей, представители евреев и представители арабов. Первыми давали показания представители мандатного правительства, затем главы еврейского Ишува -- Хаим Вейцман, Давид Бен-Гурион и Моше Черток (позже известный как Моше Шарет). Зеев Жаботинский, которому британцы запретили въезд в Палестину, давал показания перед членами комиссии по их возвращении в Лондон. Арабские представители предстали перед комиссией в последние дни ее пребывания в Палестине, незадолго до возвращения комиссии в Великобританию. Арабских представителей возглавлял Муфтий Амин аль-Хусейни в сопровождении своих людей.
Впервые перед комиссией предстали чиновники британского правительства и люди мандатного правительства. Первоначально арабы отказались предстать перед комиссией в знак протеста против неспособности правительства отреагировать на их требование запретить еврейскую иммиграцию в Палестину. Лишь когда королевская комиссия объявила дату своего отъезда из страны, после вмешательства королей арабских стран, убедивших палестинских арабских лидеров предстать перед комиссией, арабская сторона согласилась отменить бойкот и дать показания.
В апреле 2014 года появилась публикация, в которой говорилось, что члены "Хаганы" прослушивали все обсуждения комиссии.
Во главе еврейской стороны стояли Хаим Вейцман и Давид Бен-Гурион, которые практически сразу же изложили свои причины создания еврейского государства на территории Палестины и высказались за решение о временном продолжении британского мандата. Кроме того, евреи приводили аргументы об исторических правах евреев на Землю Израиля и демонстрировали свою лояльность британцам в любых их действиях. Зная о судьбоносности этого момента и чувствуя ответственность, учреждения Ишува и Сионистской организации усердно работали над подготовкой необходимого материала для устного и письменного представления членам комиссии. Позиции сионистов перед комиссией Пиля были сосредоточены на четырех основных вопросах:
1) Анализ связи еврейского вопроса в мире и проблемы Земли Израиля.
2) Описание достижений Ишува, его влияния на Палестину и перспектив его развития.
3) Краткое изложение претензий еврейского Ишува правительству мандата.
4) Требование о выполнении условий мандата, а также требование о британской политике активно поддерживающей еврейское предприятие в Палестине.
Эти вопросы были представлены с энтузиазмом и с большим акцентом в показаниях сионистских лидеров. Утром 25 ноября 1936 года Хаим Вейцман, президент Сионистской организации и Еврейского агентства, дал показания от имени еврейского Ишува. Вейцман выступал два с половиной часа и определил еврейскую проблему словами "отсутствие родины":
"Еврейская проблема, которая стоит перед нами сегодня -- это проблема бездомного сегодня народа. Сегодня существует около шести миллионов евреев, в глазах которых мир разделен на места, где они не могут жить, и места, куда они не могут въехать. Мир слишком мало осведомлен о том, что впереди у этих шести миллионов. Поэтому неудивительно, что возможность иммигрировать в Палестину рассматривается в этих местах как величайший приз. Мы никогда не отказывались от Земли Израиля. Не существует ни единого века с момента разрушения Земли Израиля как еврейского политического образования, в который евреи не пытались бы вернуться. Даже после того, как материальные основы Израильского царства были уничтожены, евреи продолжали нести Землю Израиля в своих сердцах и умах, куда бы они ни шли."
Вейцман заявил, что евреи "везде составляют меньшинство, и нет ни одного места, где они составляли бы большинство". Он подчеркнул связь евреев с Землей Израиля: "Мы никогда не забывали ее, мы никогда не отказывались от нее". Он опроверг утверждение о том, что Декларация Бальфура была безрассудным мероприятием военного времени, и утверждал, что это обязательство, имеющее глубокие корни в британском наследии, конечной целью которого было создание еврейского государства. В конце своих показаний он представил секретарю комитета Джону Мартину копию сочинений Ахад Хаама [Ушер Исаевич (Ашер Хирш) Гинцберг -- еврейский писатель-публицист и философ]. Позже лорд Пиль написал, что показания Вейцмана были единственными, которые произвели впечатление на членов комиссии. Давид Бен-Гурион писал, что показания Вейцмана были "самым глубоким и проницательным выражением тяжелого положения еврейского народа". На следующий день после дачи показаний, Вейцман подвергся трехчасовому перекрестному допросу. Пиль спросил его, как можно было взять на себя ответственность за доставку тысяч евреев в Израиль, не предоставив им адекватной защиты. Вейцман ответил, что " "защищенные" евреи в Польше предпочли бы жить незащищенными на Земле Израиля". Его ответ довел сэра Хэммонда до слез. Рамболд спросил Вейцмана: "Когда будет закончено строительство Еврейского национального дома?" Вейцман ответил: "Никогда -- так же, как никогда не будет закончено строительство Англии".
По сравнению с выдающимся выступлением Вейцмана, Давид Бен-Гурион не произвел впечатления в своей длинной речи, за исключением сделанного им заявления: "Не мандат является нашим Ветхим заветом, но Ветхий завет является нашим мандатом".
Зеев Жаботинский, давший показания 11 февраля 1937 года, особо остановился на арабской проблеме и проблеме безопасности. По его мнению, требование арабов о создании государства на Земле Израиля в дополнение к своим многочисленным государствам, в сравнении с требованиями еврейского спасения, аналогично требованию сытого против требований умирающих от голода. Когда британское правительство приняло мандат, оно должно было четко объяснить арабам, что это на самом деле означает, и они бы это поняли. А что касается проблемы безопасности, продолжал Жаботинский, британское правительство совершило тяжкий грех, не предоставив Ишуву элементарного права на самозащиту. Если бы правительство мобилизовало пять тысяч молодых евреев сразу же после начала событий, они немедленно положили бы конец беспорядкам.
В декабре 1936 года перед комитетом дали показания представители Агудат Исраэль [политическое ответвление ашкеназов], раввин Йосеф Цви Душинский, Моше Белой, Ицхак Бройер и Зеев Шеин. Раввин Душинский рассказал о связи народа Израиля и Земли Израиля и долгом ожидании искупления [народом Израиля]. Он отметил:
"Все части народа Израиля считали себя гражданами Земли Израиля и с нетерпением ждали искупления, чтобы они могли вернуться в нее; Декларация Бальфура позволила им сделать это."
Вместе с этим раввин Душинский отметил: "Нам приказано не завоевывать ее силой и не доминировать над другими". Во имя "Ам ХаТора" [народа Торы] раввин Душинский попросил не вводить никаких ограничений на иммиграцию и покупку земли в Земле Израиля.
Еще до начала работы комиссии по расследованию, Высший Арабский Комитет назначил специальный комитет, который должен был подготовить показания арабов для комиссии Пиля, однако ВАК настойчиво потребовал приостановить еврейскую иммиграцию на время работы комиссии. Четвертого ноября ВАК объявил о решении бойкотировать комиссию, "если еврейская иммиграция не будет приостановлена". Министр колоний согласился значительно сократить квоту на иммиграционные лицензии, но Высший Арабский Комитет выполнил свою угрозу и бойкотировал комиссию. Лишь после того, как комиссия объявила дату своего отъезда из страны, под давлением арабских правителей арабский бойкот был отменен (6 января 1937 года). Комиссия продлила свое пребывание в стране с целью сбора показаний у представителей Верховного Арабского Комитета. Незадолго до того, как она покинула страну, перед ней решил предстать Муфтий Амин аль-Хусейни. Он потребовал независимости и осудил британскую политику, которая, по его словам, "помогает евреям завоевывать землю и наносить ущерб святым местам ислама". Отвечая на вопрос, он уточнил, что, по его мнению, в Палестине нет места и тем 400 тысячам евреев, которые уже там находятся. Он утверждал, что евреи, приехавшие в Палестину после "сионистской оккупации" в 1917 году, будут вынуждены ее покинуть. Аль-Хусейни утверждал, что целью евреев являлось уничтожение любых следов религиозных и исторических прав существования мусульман на этой земле. Он также заявил, что евреи узурпируют землю у арабов Палестины. Муфтий добавил, что Великобритания должна выполнить свои решения и заявления, содержащиеся в письмах Хусейна-МакМагона.
В отличие от подхода сионистов, которые придавали большое значение убедительным письменным материалам, Высший Арабский Комитет представил лишь краткий меморандум, предназначенный как для широкой публики, так и для членов комиссии. В меморандуме беспорядки объяснялись тем, что просионистская политика Великобритании лишила арабов Палестины их естественных и политических прав. Меморандум видел корни зла "в глубине самой системы" и призывал к фундаментальному и правдивому заявлению, которое будет включать: немедленное прекращение плана создания еврейского национального дома, немедленное и полное прекращение еврейской иммиграции и продажу арабских земель евреям, а также решение "проблемы Палестины" путем прекращения мандатного правления и создания союза между Великобританией и Палестиной в качестве основы для независимого национального правительства. Основные арабские устные показания были даны Муфтием в качестве председателя Высшего Арабского Комитета. Из его показаний вытекало главным образом враждебное сопротивление арабов всему, что связано с мандатом.
Эмир Трансиордании Абдалла, направил в комиссию по разделу письмо, в котором занял твердую панарабскую позицию. Он отверг право евреев на Землю Израиля, принадлежащую арабам, и заявил, что судьба вторгшихся евреев будет такой же, как и судьба всех иностранных захватчиков, которые пытались обосноваться на этой земле. Он утверждал, что политика Еврейского национального дома причиняет несправедливость по отношению к арабам Палестины, а также что евреи отвергают любые попытки сотрудничества с арабами. Он также включил в свои слова откровенные антисемитские комментарии, оправдывающие горькую судьбу евреев в истории. Три члена комиссии встретились с эмиром в Иудее и Самарии.
В конце января 1937 года члены комитета вернулись в Лондон, где выслушали показания Зева Жаботинского и британских государственных деятелей, в том числе Дэвида Ллойд Джорджа, премьер-министра Великобритании во время написания Декларации Бальфура, и Уинстона Черчилля.
Заключения комиссии были опубликованы в Лондоне 7 июля 1937 года после проведения 31 открытого заседания и 48 закрытых заседаний и заслушивания примерно 120 свидетелей.
Доклад комиссии состоял из трех частей: в первой давался исторический обзор палестинской проблемы, во второй излагались претензии обеих сторон конфликта, а в третьей предлагался план решения в виде раздела земли на два государства и британской подмандатной территории. Помимо чисто национальных вопросов, комиссия занималась и административными вопросами, в том числе земельным сектором, в том числе покупкой земель евреями. В главе III отчета говорится, что успех мандата основан на предположении о сотрудничестве между евреями и арабами:
"Поэтому мы видим, что британские министры, комиссии по расследованию и лидеры сионизма вернулись и единогласно поддержали предположение, на котором с самого начала было основано успешное выполнение мандата, то есть, что в нужное время и правильным способом, евреи и арабы будут работать вместе ради мира и благополучия страны. В этом хоре не хватает только одного голоса -- голоса арабов. С 1919 года ни один арабский лидер никогда не заявлял, что сотрудничество с евреями вообще возможно. Ответ арабского национализма на предположение о том, что все остальные стороны в этом вопросе к нему присоединятся был столь же упорен, сколь отрицание того, что этого не произойдет."
В главе, посвященной недвижимости, комиссия отвергла опасения, высказанные в предыдущих британских документах, в том числе в докладе Хоупа Симпсона, согласно которому покупка земли евреями приводит к массовому лишению собственности феллахов. Комиссия заявила, что, несмотря на отдельные случаи, значительная часть земли, до покупки ее евреями, не обрабатывалась и включала болота и песчаные дюны -- до того, как они превратились в цитрусовые рощи. Наряду с этим комиссия рекомендовала жестко ограничить покупку земли евреями в горных районах, где проживала большая часть арабского населения, опасаясь, что это действительно приведет к массовой экспроприации, но, с другой стороны, продолжать разрешать покупку земли на прибрежной равнине и в долинах, где местное население было редким.
В национальной сфере комиссия определила, что:
"Между двумя народностями в границах маленькой страны разгорелся непреодолимый конфликт. Около миллиона арабов ведут открытую или скрытую войну примерно с 400 000 евреев. Между ними нет ничего общего. Арабская община по своей природе азиатская, еврейская община -- преимущественно европейская. Они отличаются друг от друга религией и языком, культурной и общественной жизнью. Их образ мышления и образ жизни так же далеки друг от друга, как и их национальные устремления. Эти амбиции являются самым тяжелым камнем преткновения на пути к миру. Национальный дом не может быть полунациональным."
Комиссия пришла к выводу, что арабский национализм также является мощной силой и что обе общины более лояльны к своему национальному руководству, чем к палестинской администрации:
"Арабский национализм является такой же мощной силой, как и еврейский. Требование арабских лидеров о национальном самоуправлении и закрытии Еврейского национального дома осталось неизменным с 1929 года. Как и еврейский национализм, арабский национализм стимулируется системой образования и ростом молодежного движения. Этому также во многом способствовали недавние англо-египетские и франко-сирийские договоры. Таким образом, пропасть между расами уже широка и будет продолжать расширяться, при условии сохранения нынешнего мандата. Положение правительства Палестины между двумя антагонистическими общинами незавидно. Есть две конкурирующие организации -- Высший Арабский Комитет, сотрудничающий с Высшим Мусульманским Советом, с одной стороны, и Еврейское агентство, сотрудничающее с Ваад Леуми [национальный комитет], с другой. Все они сильнее апеллируют к естественной лояльности арабов и евреев, чем правительство Палестины. Искренние попытки правительства относиться к двум расам беспристрастно не улучшили отношений между ними. Политика примирения арабской оппозиции также не увенчалась успехом. События прошлого года доказали, что попытки примирения бесполезны."
В главе 19 комиссия резюмировала жалобы арабов как "отказ от мандата и всего, что из него вытекает". Комиссия составила список основных жалоб: пренебрежение развитием институтов самоуправления, покупка земли евреями, еврейская иммиграция, использование иврита и английского языка в качестве официальных языков, прием на работу британских и еврейских чиновников и отказ арабам в высоких должностях, создание широкого класса безземельных арабов и отказ евреев в трудоустройстве арабов, а также недостаточный бюджет для арабского образования.
Обобщив жалобы обеих сторон, комиссия установила, что Палестина страдает от "болезни", от которой предложения комиссии могут быть использованы лишь как временные средства: "Корни болезни проросли настолько глубоко, что, с нашей независимой точки зрения, единственная надежда на излечение зависит от хирургической операции".
Обобщив претензии обеих сторон и глубоко проникнув в суть проблемы, комиссия постановила следующее:
1) В Палестине проживают две разные национальности с разными и противоположными национальными и политическими интересами, и амбициями.
2) Деятельность мандата в том виде, в каком она осуществляется сейчас, неэффективна и поэтому продолжаться не может.
3) Деятельность и продолжение мандата в Палестине спровоцирует новые вспышки гнева со стороны арабов и помешает британским интересам в регионе.
4) Число евреев и арабов, проживающих в Палестине, выше, чем ожидалось -- из-за иммиграции [как еврейской, так и арабской].
Таким образом, Комиссия Пила приняла решение:
-- Разделение Западной Палестины на два государства:
* Арабское государство, которое будет частью Трансиорданского эмирата [а не "независимая Палестина"], а также будет включать ту часть Западной Палестины (около 85%), которая не будет использоваться для создания еврейского государства, включая Иудею, Самарию, южную прибрежную равнину, Сектор Газа и весь Негев. Эта страна будет занимать территорию площадью более 110 000 квадратных километров (около 90 000 квадратных километров к востоку от Иордании и около 20 600 квадратных километров к западу от нее) и там будут проживать около 850 000 человек.
* Еврейское государство, которое включало бы Галилею (чтобы дать ему границу с Ливаном и контроль над многими водами), Изреельскую долину, долину Бейт-Шеан и прибрежную равнину до Беэр-Тувии (в общей сложности около 17% западной территории Палестины), помимо дополнительных, но относительно небольших территорий, закрепленных за арабской страной. Эта страна будет занимать площадь около 4840 квадратных километров, а число ее жителей составит около 591 000 человек [обратите внимание на соотношения территория-население для евреев и арабов]. Более трети из них -- арабы. В задействованных на севере городах (Хайфа, Акко, Тверия и Цфат) будет введен временный мандат и в дальнейшем они будут переданы еврейскому государству. Также еврейское государство будет обязано предоставлять финансовую помощь арабскому государству.
* Прямое британское правление будет существовать в Иерусалиме и Вифлееме, и они будут соединены с морем узким "коридором" под британским контролем, от Иерусалима до Яффо, включая Лод и близлежащий аэропорт, а также армейский лагерь в Серфанде [сегодня -- Црифин]. В этом анклаве, который разделит еврейское государство на две части, будут жить 225 000 человек, треть из которых -- евреи. Некоторый британский надзор будет также осуществляться в Назарете и святых местах христианства в Галилейском море и в Эйлатском заливе.
* Обмен населением между еврейским и арабским государствами, в рамках которого, по оценке комиссии, около 225 тысяч арабов будут переселены в Иорданию и арабское государство, а около 1250 евреев -- в еврейское государство.
* Будет создана более высокая политическая структура для представления арабской общественности, в то время как Еврейское агентство будет представлять евреев.
* В течение переходного периода, продолжительность которого не определена, иностранные дела и дела безопасности двух государств будут находиться под британским надзором.
* До тех пор, пока решение комиссии не будет выполнено, еврейская иммиграция будет резко ограничена и будет разрешена только в том случае, если напряженность между двумя группами населения утихнет и арабская сторона не заявит о своем несогласии на еврейскую иммиграцию.
* Пока решение комиссии не будет выполнено, покупка земли евреями будет ограничена.
Красным очерчены будущие границы еврейского государства:

Выводы комиссии были новаторством. Впервые с момента установления британского мандата в Палестине британский руководящий орган выдвинул идею разделения Палестины на два государства для двух народов, ее населяющих. Лорд Пиль с большим энтузиазмом публиковал выводы, он говорил о выводах комиссии в радиопередаче BBC, он говорил о них в Королевском институте международных отношений, "Чатем-Хаусе" и Палате лордов. Наряду с отчетом комиссии Пиля, британское правительство также опубликовало "Белую книгу" под названием "Мнение о политике Палестины, июль 1937 года". В ее пункте 6 написано, что правительство намерено "разрешить на восьмимесячный период с августа 1937 года по март 1938 года еврейскую иммиграцию [любую] общей численностью в 8000 человек -- при условии, что не будет превышен предел экономической абсорбционной способности страны."
Руководство еврейских институтов, включая Давида Бен-Гуриона, Хаима Вейцмана и Голду Меир, поддержало предложения комиссии Пиля, по крайней мере часть предлагающую раздел. Против них выступила коалиция коммунистов и левых (которые были за двунациональное государство), религиозных (которые выступали против отказа от собственности предков), ревизионистов, умеренных правых во главе с Менахемом Осишкиным, американских не-сионистов, и тех, кто думал, что с помощью борьбы можно будет добиться лучших условий. Председатель сионистской исполнительной власти Давид Бен-Гурион был очень рад, когда прочитал отчет комиссии, но он выбрал тактику общественного противодействия разделу, чтобы план был представлен как британский и, таким образом, не привел к автоматическому арабскому противодействию. Он сообщил министру колоний, что все сионистское движение выступает против раздела. Эта позиция заставила друзей сионизма яростно атаковать отчет в ходе дебатов в парламенте и, таким образом, вместо одобрения плана раздела, парламент принял решение представить предложение о разделе Лиге Наций.
Четвертого августа 1937 года Вейцман произнес основную речь перед 20 Сионистским конгрессом в Цюрихе: "Я говорю мандатной державе: не будьте жестоки к еврейскому народу [...] Скажите нам открыто, что Национальный дом закрыт, и мы будем знать, где мы находимся". Он отказался обсуждать план раздела комиссии Пиля и заявил, что "принять его невозможно". Сионистский конгресс заявил, что "предложение комиссии Пиля о разделе неприемлемо", но уполномочил Исполнительный комитет "продолжить переговоры с целью прояснения точного содержания предложений британского правительства о создании еврейского государства в Палестине". Среди противников раздела были Менахем Осишкин, Ицхак Табенкин и Берл Кацнельсон, которые утверждали, что территория, предложенная для еврейского государства, слишком мала, чтобы удовлетворить потребности еврейской диаспоры.
Сторонники предложения о разделе видели в нем перспективу создания еврейского государства и осуществление сионистской мечты. Перед массами угнетенных польских евреев вдруг появился шанс на спасение, и на Сионистский конгресс прибыли делегаты из Польши со списками министров для правительства будущего государства. Позиция Бен-Гуриона была подробно изложена в его письме сыну в октябре 1937 года.
Конгресс предоставил сионистскому руководству полномочия вести переговоры с британским правительством о создании еврейского государства, а не о разделе Западной Палестины. Предложение комиссии Пиля было основано на принципе раздела, поэтому это было сигналом о том, что сионистское движение готово обсудить предложение о разделе. Однако мнение руководства Ишува возобладало, и в качестве "помогающего шага" были основаны 52 поселения "Стена и Башня", предназначавшиеся для установления владения частями земель.
Доводы в пользу "плана раздела" в Ишуве были следующими:
1) Создание еврейского государства на Земле Израиля в соответствии с "планом раздела" является национальной ответственностью и основой политического возрождения, поскольку в нем содержится принципиальное решение о создании суверенного государства для еврейского народа на Земле Израиля.
2) Создание еврейского государства на Земле Израиля в соответствии с "планом раздела" позволит абсорбировать и расселять евреев в еврейском государстве без ограничений.
3) Создание еврейского государства на Земле Израиля в соответствии с "планом раздела" позволит немедленно спасти евреев, которые нуждаются и хотят решения для своего тяжелого положения в диаспоре, и особенно для множества беженцев, спасающихся от антисемитских настроений в расистской Европе.
4) Создание еврейского государства на Земле Израиля согласно "плану раздела" является основой для развития независимого еврейского государства с более расширенными границами в будущем.
5) Создание еврейского и арабского государств согласно "плану раздела" позволит достичь согласия и примирения между двумя народами, имеющими одинаковые национальные стремления на Землю Израиля. Это приведет к уменьшению арабской враждебности и прекращению арабского терроризма, который серьезно вредит еврейским поселениям, собственности и моральному духу. Создание еврейского государства, живущего в мире рядом с арабским государством, позволит полностью использовать имеющиеся у первого экономические и социальные ресурсы.
Теперь давайте поговорим об арабской реакции на отчет комиссии Пиля. Эта часть истории будет значительно короче.
В день публикации отчета комиссии Амин аль-Хусейни объявил об отклонении ее предложений. Через несколько дней после публикации отчета, лидер палестинской оппозиции Рааб Нашашиби, возглавлявший Партию национальной обороны, сообщил Верховному комиссару, что он и его партия вышли из Верховного Арабского Комитета 3 июля. Потому, по его сообщению, "он принимает рекомендации комиссии с оговорками". Однако уже 11 июля 1937 года он заявил: "Палестина будет независимым арабским государством без какого-либо еврейского или иностранного правления". Двадцать первого июля 1937 года "Партия защиты" представила Верховному комиссару меморандум, в котором идея раздела была решительно отвергнута.
Премьер-министр Ирака Хекмат Сулейман, выступавший в качестве представителя арабских стран, 14 июля 1937 года осудил предложение разделить и расчленить палестинское арабское государство и заявил: "Любой человек, который согласится возглавить такое государство, будет изгнан из всего арабского мира и вызовет гнев мусульман по всему востоку. Я заявляю, как арабский премьер-министр и как частное лицо, что я всегда буду выступать против любого, кто посчитает возможным вонзить кинжал в сердце арабской расы."
Шиитские улемы (религиозные мудрецы) священных городов Кербела и Наджаф издали фетву (юридическое постановление), в которой говорилось, что всякий, кто согласится принять (разделенный) "Палестинский трон", будет объявлен отступником "и будет проклят до тех пор, пока не настанет День Воскресения мертвых".
Восьмого сентября 1937 в Блодане (Сирия) по инициативе Высшего Арабского Комитета был созван Всеарабский конгресс (Блоданская конференция) для обсуждения выводов комиссии Пиля. Конгресс отклонил рекомендации комиссии Пиля и впервые была принята общеарабская позиция против сионизма, Декларации Бальфура и еврейского государства в Палестине. Конгресс выразил свою поддержку Великому арабскому восстанию, призвал положить конец еврейской иммиграции в Палестину и выразил протест против правления британского мандата. Распространенная на конференции брошюра под названием "Ислам и еврейство" была описана как "первый в истории текст, пропагандирующий явную ненависть к евреям в исламском контексте путем смешивания избранных антиеврейских эпизодов из жизни Мухаммеда с так называемой еврейской злобностью в 20 веке".
Весной и летом 1937 года террористические акты возобновились, главным образом против умеренных арабов, которых подозревали в поддержке плана раздела, предложенного комиссией Пиля. Однако, в отличие от восстания 1936 года, члены оппозиции Нашашиби не приняли участия в возобновлении восстания. В конце июня 1937 года было совершено покушение на Фахри Нашашиби, а в начале июля Рааб Нашашиби и Яаков Фарадж, представители Нашашибитской "Партии защиты", покинули Высший Арабский Комитет. Отныне в восстании участвовали не все арабы страны, а только круги "Истаклал" и Хусейны. Доля оппозиции Нашашиби в Блоданской конференции была невелика, и ее члены не участвовали в тайном совещании, прошедшем по окончании конференции. На этом совещании было решено возобновить восстание в полную силу.
Комиссия Пиля считала, что ее выводы не удовлетворили ни одну из сторон, и тем не менее рассматривала решение о разделе как преимущество для арабов и евреев. Королевская комиссия рассматривала разделение как справедливый компромисс для обеих стран, хотя и знала, что им нелегко согласиться с предложенным планом. Она напомнила им английскую пословицу, гласящую: "Половина буханки лучше, чем отсутствие хлеба", и хотела подчеркнуть, что преимущества раздела перевешивают его недостатки, а также то, что, несмотря на то, что раздел не удовлетворяет всех желаний ни одной из сторон, он дает им свободу и безопасность.
Почти сразу после провала комиссии Пиля была создана еще одна комиссия -- комиссия Вудхеда, которая попыталась предотвратить грядущий провал, но также закончившаяся ничем. Комиссия Вудхеда отвергла план комиссии Пиля и предложила три дополнительных варианта раздела, каждый из которых предлагал евреям значительно меньшую территорию, нежели предложенную комиссией Пиля. Несмотря на то, что в этих планах также предполагалось, что и евреи и арабы будут жить в обоих государствах, несоответствие цифр поражало воображение: к примеру, по первому плану предлагалось, что в арабском государстве будет 7200 евреев и 485200 арабов, в то время как в еврейском государстве -- 304900 евреев и 294700 арабов. Третий план предлагал евреям государство размером 1258 квадратных километров, где должны были разместиться 226 тысяч евреев и 54 400 арабов. В то же время, арабское государство, по этому плану, должно было занимать территорию в 7393 квадратных километра, на которой должны были разместиться 444 тысячи арабов и 8900 евреев. Все эти планы были категорически отвергнуты арабами.
После провала комиссии Вудхеда, в 1939 году была создана Конференция Круглого стола (Сент-Джеймс), которая считается последней попыткой британского правительства урегулировать проблему еврейско-арабского конфликта.
Продолжение следует.
Стандартный вопрос: расскажите мне, пожалуйста, что из этого вы знали до прочтения текста, заранее благодарю.
Просьба: мне достаточно тяжело это аккуратно и складно писать, поэтому если вы замечаете неточности или ошибки (как исторические, так и орфографические) сообщайте мне, пожалуйста, я еще раз проверю и, если я ошиблась, я обязательно исправлю.
|
</> |