Историческое штрихами, часть тридцать восьмая
inkogniton — 21.12.2024 До того, как я продолжу рассказывать о великом арабском восстании [в английской википедии, кстати, оно уже называется палестинским, хотя во всех документах оно всегда называлось арабским, всегда], я хотела бы ответить на один вопрос/комментарий, к одной из предыдущих частей.14) Две цитаты: "Один мой приятель, американский еврей, как раз считает, что Израиль надо было обустраивать в Айове.", в ответ на это вторая цитата: "Да и я после прочтения подумала в том же направлении: далась им та Палестина малярийная..."
Никогда национальный дом евреев не мог бы быть ни в Айове, ни в Уганде, ни на Мадагаскаре, ни где еще, кроме этой земли. Тому есть две основные причины. Первая: все евреи диаспоры [или практически все, включая вашу покорную слугу и всех ее родных, близких, друзей и знакомых] каждый год жизни в галуте [изгнании] поднимали [и поднимают] бокал -- "В следующем году -- в Иерусалиме". Не в Де-Мойне, не в Кампале, не в Антананариву -- ни в каком другом месте, а только и именно "В следующем году -- в Иерусалиме". Иерусалим ни разу не упоминается в Коране, вообще, ни одного, даже самого захудалого раза, нет в Коране упоминаний об Иерусалиме, в то время как Ветхий Завет переполнен упоминаниями Иерусалима и "святой земли для детей израилевых". Я, как и все остальные евреи, родом из Иудеи -- это понятно из самого названия, это, наверное, странно и удивительно: иудеи родом из Иудеи [Израильское царство не родина слонов, как ни странно], но это так и только так.
Вторая причина: евреи не хотели жить под властью кого-то, евреи хотели жить сами по себе [опять -- очень удивительно, все хотят жить сами по себе, но только евреи почему-то всегда должны жить под чьей-то властью]. Евреи хотели свое государство, свою полицию, свою армию, своих преступников и свои суды, где судят своих преступников. Бен-Гурион сказал: "Когда в Израиле появятся проститутки и воры, мы станем таким же государством, как и любое другое." Как бывает когда евреи живут под чьей-то властью не имея своего государства мы видели -- изгнание из Европы, изгнание из стран ислама, постоянные преследования, второсортные люди, которые имели крайне скудные права и с которыми "любой самый отсталый мавр" мог делать что он хотел, а еврей "не смел защищаться". На тему малярийной Палестины -- вместо того, чтобы продолжить славную традицию сидеть и рыдать о том, что повсюду малярийные болота, что плодородных земель здесь раз и обчелся, что смертность высокая, почва плохая и прочее, прочее, прочее, евреи-сионисты закатили рукава и начали работать -- над тем, чтобы превратить эти земли в прекрасные, цветущие, изобилующие апельсиновыми садами и банановыми рощами. И когда евреям-сионистам это удалось [многие отдали за это жизнь, но не отступились], оказалось, что Палестина -- прекрасная территория, где даже в самом пустынном месте могут расти цветы, овощи, фрукты и деревья. Удивительное открытие -- почти открытие века. Никогда арабы не хотели здесь своего государства, но только хотели быть частью другого государства -- будь то Сирии или Иордании, но не самостоятельного государства, я об этом много говорила, но буду говорить позже опять.
Теперь мы продолжим говорить о восстании.
В этот период через Самарию проходило очень мало дорог с твердым покрытием, и многие деревни были недоступны для автотранспорта. Борьба армии с повстанцами сильно затруднялась из-за знакомства повстанцев с местностью и их связями с местным населением в плане продовольствия и информации о передвижениях армии. Действия сельских повстанческих групп (по-арабски: "Маджахдон") велись в основном против мостов и железных дорог, телефонных линий, нефтепровода, проходящего через Изреельскую долину, и сельскохозяйственных построек. Нападения на автомобили и поезда привели к столкновениям повстанцев с сопровождавшими транспорт армейскими и полицейскими охранниками. Повстанцам удалось добиться некоторого успеха, в результате чего к группам присоединялось все больше людей, и во второй половине августа они достигли пика своей мощи. В результате арабы получили контроль над [британской] транспортной системой, за исключением случаев, когда движение сопровождалось крупными военными силами. В некоторых бандах часто менялся состав, хотя их члены были из одной деревни. Ночью они выходили на боевые операции, а днем возвращались на работу. Со временем увеличилось количество постоянных банд, члены которых посвящали все свое время боям. Таких было 50-70 человек.
Со временем организаторы банд стали командующими районов своего постоянного проживания: Абд аль-Кадер аль-Хусейни [командующий "Армией Священного джихада", лидер арабских сил в районе Иерусалима во время войны за Независимость] стал командующим в районе Иерусалима. Исса аль-Батат и его преемник Абд аль-Халим аль-Джолани (также известный как "Абу Зидан", "Абу Шальф" или "Абу Мансур") стал командующим в районе Хеврона. Хасан Салама ("Абу Али") [один из лидеров Великого арабского восстания в 1936-1939 годах; во время войны за Независимость он служил заместителем Абд аль-Кадера аль-Хусейни и был убит в начале июня 1948 года в бою с солдатами ЦАХАЛа; тесно сотрудничал с нацистами во время войны] в районе Рамла-Лод-Яффо (в июле армия разрушила его дом в селе Кола). Араф Абд а-Разак ("Абу Фаизл") в районе Бней-Цаев (к югу от Тулькарема); Абд а-Рахим аль-Хадж Мухаммад ("Абу Камаль") в районе Вади аль-Шаир (долина между Тулькармом и Шхемом); Фахри Абд аль-Хади в районе Эш-Шаравии (между Тулькармом и Дженином); Юсуф Абу Дора в Изреельской долине до Хайфы; Халил Мухаммад аль-Иса ("Абу Ибрагим аль-Кабир") из Шфарама в нижней Галилее. Первые палестинские банды были организованы оппозиционером Фахри Абд аль-Хади Мараба. В августе аль-Хади стал центральной фигурой восстания. Основными организаторами военных действий были главнокомандующий Абд аль-Хади и Хадж Мухаммад из Днабы близ Тулькарма. В районе Иерусалим-Вифлеем сириец Саид аль-Аац [погиб в бою с армией у села Хадр 4 октября 1936 года] сотрудничал с Абд аль-Кадером аль-Хусейни.
Высший Арабский Комитет и национальные комитеты в основном несли финансовое бремя по обеспечению потребностей в продовольствии, оружии, боеприпасах и одежде для постоянных групп. Другим источником финансирования был "Центральный комитет помощи", средства которого, хотя и предназначались для оказания помощи нуждающимся, использовались Амином аль-Хусейни для помощи повстанцам. У жителей деревень было много оружия, собранного в 1918 году при отступлении османской армии, большое количество этого оружия, таким образом, оказалось в руках повстанцев. К этому оружию добавилось большое количество оружия, которое повстанцам удалось собрать за первые три месяца восстания. Основные поставщики оружия находились в Сирии и Трансиордании, оттуда бедуины переправляли оружие в Палестину. Повстанцы нашли множество снарядов, спрятанных в южном прибрежном районе, и использовали их для диверсий на путях и поездах. Бастующие моряки Яффо на своих лодках переправляли в Палестину оружие, которое провозили, пользуясь разными хитростями, в том числе в гробах. Во время столкновений, арабские полицейские вместо того, чтобы стрелять в повстанцев, оставляли им пули. Работники департамента общественных работ похищали взрывчатку со складов департамента и передавали ее повстанцам.
С самого начала событий Высший Арабский Комитет стремился распространить беспорядки на многие районы страны, создавая кровавый режим и навязывая восстание всему арабскому лагерю. Сторонники Хаджа Амина аль-Хусейни совершили несколько терактов-смертников против политических оппонентов Хусейни и после нескольких убийств добились своей цели: большинство противников Муфтия, занимавших умеренные позиции, были убиты, а остальные были безвозвратно изгнаны из страны.
Организаторы восстания получили большую финансовую помощь от нацистов, которая была организована на встрече аль-Хусейни и швейцарского банкира Франсуа Женода. Пятнадцатого июля 1936 года, за шесть дней до начала восстания, состоялась встреча Муфтия и посла нацистской Германии в Иерусалиме. Последний сообщил о встрече своему начальству в Берлине: "Великий Муфтий подчеркнул поддержку арабами новой Германии и выразил надежду, что Германия поддержит борьбу арабов против евреев". В отчете, обнаруженном после Второй мировой войны в архивах германского верховного командования, написано: "Только благодаря средствам, предоставленным Германией Великому Муфтию Иерусалима, удалось осуществить восстание в Палестине".
В первые два месяца забастовки Амин аль-Хусейни воздерживался от присоединения к забастовке Высшего Мусульманского Совета и от использования своих полномочий президента для разжигания восстания религиозной пропагандой. Он следил за тем, чтобы священнослужители не произносили религиозные песнопения и воздерживались от радикальных пятничных проповедей. Однако в июне он изменил свой подход и мусульманские священнослужители начали поднимать массы и призывать их во имя ислама присоединиться к повстанцам. Среди прочего они рассказывали о британских солдатах, оскверняющих мечети, и предупреждали, что сионисты собираются захватить святыни ислама. Подобные проповеди охватили всю страну, начавшись с соответствующего приказа Высшего Мусульманского Совета. Двадцать второго июня аль-Хусейни написал письмо Верховному комиссару, в котором утверждал, что еврейская идея создания национального дома для евреев в Палестине имеет религиозное происхождение и поэтому сионизм также, в первую очередь, является религиозным течением. Еврейский отказ основать национальный дом в другой стране обусловлен их религиозными убеждениями и стремлением "восстановить еврейский Храм Соломона на месте священной мечети Аль-Акса". После этапа религиозной проповеди Высший Мусульманский Совет и партия Хусейни начали принимать более активное участие в восстании. Рупор партии призвал повстанцев продолжать борьбу, по всей стране повстанцам помогали работники местных администраций. Кади [мусульманские судьи] использовались для снабжения повстанцев деньгами, оружием и информацией. Всей этой деятельностью руководил Муфтий из своего убежища на Храмовой горе, где он проводил тайные собрания, прятал оружие и давал убежище разыскиваемым повстанцам. Британские силы безопасности не хотели входить в комлпекс, опасаясь вызвать массовый гнев местного мусульманского населения. Многие другие мечети Палестины использовались повстанцами в похожих целях.
Арабы-христиане почти не участвовали в восстании 1936--1939 годов, но их лидеры старались подчеркнуть, что их преданность палестинскому национальному делу не уступает преданности мусульман.
Палестинское руководство считало, что для успеха восстания очень важна поддержка арабских стран. Объективные сообщения египетских газет о ситуации в Палестине не удовлетворяли этому запросу. Это побудило Амина аль-Хусейни уже в мае направить владельцам газеты письма, в которых он описал "еврейский террор" и "жестокость англичан". После этого в мечетях и университетах были распространены листовки, в которых рассказывалось об осквернении мечетей и массовых убийствах арабских женщин и детей. Высший Арабский Комитет направил специальных эмиссаров, чтобы влиять на журналистов и действовать среди религиозных кругов, влияя, таким образом, на общественное мнение. Аналогичная пропаганда велась в Сирии "Обществом исламского руководства". В начале июня Моин аль-Мади и Салим Абд ар-Рахман аль-Хадж Ибрагим отправились в Ирак и организовали акции солидарности с палестинцами. Они проводили митинги и демонстрации, выпускали различные публикации и собирали средства. Вместе с бывшим министром Наджи аль-Сувайди и спикером Палаты представителей Саидом Табатом они создали "Комитет защиты Палестины". Комитет издавал регулярный еженедельник, в котором общественности Ирака предоставлялась текущая, искаженная и преувеличенная информация о том, что происходит в Палестине. Партии арабского мира выразили поддержку палестинскому восстанию, а арабская пресса в различных странах опубликовала статьи, описывающие "ситуацию в Палестине".
В августе 1936 года прибыла военная помощь из арабских стран. Все банды были вверены специально присланному из Ирака верховному главнокомандующему Фавзи аль-Кавукджи [арабский военный и политический деятель, участник ряда восстаний в странах Ближнего Востока, командующий Арабской Освободительной Армии в ходе арабо-израильской войны 1947--1949 годов, тесно сотрудничавший с нацистами и дослужившийся до звания полковника вермахта]. К концу августа прибыла группа из 200 добровольцев из Ирака, Сирии и Трансиордании под командованием Кавукджи, дислоцированных на северо-востоке Самарии. Сам Кавукджи прибыл в Палестину 22 августа в соответствии с соглашением между "Комитетом защиты Палестины" в Багдаде и Высшим Арабским Комитетом. Двадцать восьмого августа он издал свою первую прокламацию, в которой объявил о принятии на себя верховного командования. В прокламации говорилось, что она составлена от имени "Главного штаба арабского восстания в Южной Сирии (Палестине)" и подписана Кавукджи -- "главнокомандующий восстания в Южной Сирии" [а не Палестины]. Пять дней спустя он встретился с шестью командирами крупных повстанческих группировок, которые подписали заявление о признании его главнокомандующим восстания.
Кавукджи разделил своих людей на четыре бригады и назначил командиров: Фахри Абд аль-Хади для палестинских рот (и на роль заместителя Кавукджи), Джассама Али для иракской роты, Мухаммада Сааба для друзской роты и шейха Мухаммада аль-Ашмара для сирийской роты. Остальные главы палестинских банд были назначены главами отрядов. Палестинская рота насчитывала несколько десятков бойцов и была наименее опытной. Друзы-добровольцы из Сирии не получили благословения традиционного руководства общины и не оказали влияния на друзов Палестины с целью поддержки арабского восстания. Иракцы, сирийцы и друзы получали фиксированную зарплату из фонда, который "Комитеты защиты Палестины" разных стран, особенно тот, что в Багдаде, предоставили руководству восстания. Позже организованные палестинские банды также получали зарплату. Помимо этих рот, Кавукджи организовал подразделение разведки и информации, которое собирало информацию от правительственных чиновников и полиции и выпускало уведомления для общественности. Ее возглавил Мунир аль-Раис, известный сирийский журналист и командир добровольцев из Хомса.
Для снабжения продовольствием был назначен Баха ад-Дин аль-Табаа, сирийский учитель, живший в Иерусалиме, который приказал жителям деревни предоставить еду, которая хранилась на секретных складах в горах. Несоблюдение этих инструкций влекло за собой штраф. Комитету, состоящему из семи важных военных командиров, было поручено собрать финансовые пожертвования. Штаб располагался в одном из лагерей, разбитых на вершине горы. Кавукджи изучил местность и подготовил планы действий для рот. Он учредил "Суд восстания", где судили предателей и шпионов, в состав которого входили: Раис (президент), Ашмар, Абд аль-Хади и Хадж Мухаммад. Один араб, укравший винтовку у одного из повстанцев, был приговорен на этом "суде" к 100 ударам палкой и сносу своего дома. Трое арабов были казнены за шпионаж, двое из них были забиты до смерти палками. Этот суд, где судили как воров, так и преступников, еще больше усугубил и без того существовавшую атмосферу страха.
Летом 1936 года среди арабов еще сохранялось национальное единство, и помощь бандам оказывали все слои населения -- деревни предоставляли людей, продовольствие и оружие, а города -- деньги и оружие. Однако уже тогда были посеяны семена раздора. Сбор денег на помощь бандам легко превращался в вымогательство, поставки продовольствия -- в грабежи, осуждение предателей -- в доносы, акты личной мести и убийства. Первые убийства были совершены против евреев и англичан, за ними последовали арабы "предатели", особенно служащие полиции. И уже очень скоро начались убийства арабских лидеров и бизнесменов.
В июле--августе произошли первые политические убийства арабов. Первыми жертвами такого типа убийств стали лидеры семейных кругов Нашашиби, и это несмотря на то, что они были руководителями "национальных комитетов" и организаторами событий на первом их этапе. Среди первых жертв были глава национального комитета в Хевроне и глава национального комитета в Хайфе. Седьмого сентября правительство объявило военный режим, после чего произошло значительное снижение активности повстанцев.
Второго сентября британский кабинет решил жестко подавить арабское восстание. По рекомендации военного министра кабинет решил отправить в Палестину еще одну дивизию и объявить военный режим как только наступит подходящее для этого время. Уведомление об этом было доведено до сведения общественности 8 сентября, а дополнительные силы армии прибыли в середине месяца. Угроза введения военного режима привела к значительному сокращению насилия со стороны повстанцев. Пожертвования, полученные Высшим Арабским Комитетом, также сократились, они больше не могли продолжать поддерживать забастовщиков. В начале сельскохозяйственного сезона [цитрусовые] фермеры оказали сильнейшее давление с целью прекращения забастовки, к ним присоединились портовые рабочие Яффо. В результате растущего сопротивления среди арабского населения и предупреждения британских властей о том, что, если не прекратятся беспорядки, то в стране будет объявлено военное положение, палестинские лидеры начали искать способ прекратить беспорядки, заботясь, в первую очередь, о том, чтобы сохранить лицо. Верховный комиссар Уокоп встретился с тремя главами Высшего Арабского Комитета -- Амином аль-Хусейни, Раабом ан-Нашашиби и Уни Абд аль-Хади и предупредил их о значении введения военного режима. Главы ВАК ответили, что согласятся призвать к прекращению забастовки и нарушений порядка, если об этом попросят арабские короли -- Гази (Ирак), Ибн Сауд (Саудовская Аравия), Имам Яхья (Йемен) и Абдалла (Трансиордания). Главы комитета даже предложили Британии попросить королей призвать комитет прекратить забастовку, но их просьба была отклонена.
Шестнадцатого сентября газета "Палестина" [арабская палестинская газета, основанная в 1911 году в Яффо; быстро превратилась из еженедельного издания в ежедневную, и стала одной из самых влиятельных газет в османской и британской Палестине] опубликовала первый публичный призыв прекратить забастовку. Высший Арабский Комитет начал переговоры с арабскими королями по поводу черновиков для издания "Коль-Кора", который будет опубликован королями, одновременно информируя британское правительство о содержании черновиков. Переговоры длились около месяца и 10 октября в Палестине был опубликован "призыв" арабских королей к арабам Палестины сложить оружие, чтобы дать шанс дипломатии:
"Нашим детям, арабам Палестины. Наши сердца разрывались при взгляде на сложившуюся ситуацию в Палестине. Мы призываем вас, в согласии с нашими братьями, арабскими королями и эмиром Абдаллой, восстановить мир, чтобы предотвратить дальнейшее кровопролитие, опираясь на добрые намерения нашего дружественного британского правительства и заявленное им желание о восстановлении справедливости."
В тот же день Высший Арабский Комитет призвал народ прекратить забастовку и беспорядки. Однако эти призывы не убедили повстанцев сложить оружие, и поэтому Высший Арабский Комитет направил им секретное обращение, призывая прекратить все акты насилия и оправдывая свой призыв ложным заявлением, что "британское правительство приступило к выполнению своих обещаний и выполнению достигнутых договоренностей". Правительство дало повстанцам недельную отсрочку -- на то, чтобы вся повстанческая деятельность была прекращена. Большинство групп сложили оружие, за исключением сил Кавукджи в Самарии -- они рассматривали прекращение восстания лишь как временную передышку с целью прекращения забастовки, после чего восстание возобновится. В ответ армия окружила банды Кавукджи. Многие жители деревни пришли ему на помощь. Высший Арабский Комитет обратился за помощью к Верховному комиссару, и из-за опасений возобновления восстания среди жителей деревень, Кавукджи и его людям было разрешено пересечь Иордан и вернуться в Ирак.
Одиннадцатого октября 1936 года, всеобщая забастовка, длившаяся 175 дней, завершилась. С ее прекращением утихли и беспорядки. Арабы рассматривали окончание забастовки и прекращение действий банд как перемирие, необходимое только для того, чтобы позволить британской следственной комиссии найти новую политическую формулу для Палестины, соответствовующую требованиям Верховного Арабского Комитета.
На данном этапе беспорядков (до конца октября) в еврейском Ишуве был убит 91 человек и ранено 369, атакованы 19 школ, 9 детских домов и яслей и 3 дома престарелых. Было зафиксировано около 900 случаев повреждения еврейских поселений, 380 нападений на поезда и автобусы, уничтожено около 17 000 дунамов сельскохозяйственных территорий и выкорчевано 200 000 деревьев, были разрушены сотни еврейских домов, также были зафиксированы три случая осквернения кладбищ. Несмотря на это, жизнь еврейской экономики существенно не пострадала, также не удалось парализовать транспорт. Из-за этого Высший Арабский Комитет начал перенаправлять атаки на правительственные силы безопасности.
После прекращения забастовки и насилия палестинское руководство воспользовалось затишьем для реорганизации. Особое внимание уделялось сбору средств для возобновления забастовки и восстания в случае, если будет принято решение о их возобновлении. Сбор осуществлялся привычными методами: вымогательством у богатых, запугиванием тех, кто отказывается платить, продажей фотографий героев восстания и однопроцентным сбором с [цитрусовых] фермеров и торговцев [цитрусовыми] на том основании, что основным фактором в принятии решения о прекращении забастовки явилось начало сезона цитрусовых. Высший Арабский Комитет принял решение о продолжении экономического бойкота евреев даже после окончания забастовки.
По окончании первой фазы повстанческого движения, банды хранили свое оружие и боеприпасы на скрытых складах. Армия отказалась взять на себя задачу разоружения арабов без объявления военного положения. С осени 1936 года священнослужители, работающие в Высшем Мусульманском Совете, развернули широкую кампанию по закупке оружия и возобновлению насилия в селах и городах.
В мае 1936 года британское правительство назначило Королевскую комиссию по расследованию под председательством лорда Пиля (ранее занимавшего пост министра по делам Индии). Основной целью комиссии являлось выяснение фундаментальных причин вспыхнувших в Палестине беспорядков и их связью с обязательствами мандатного правительства по отношению к арабам и евреям. Дополнительной целью комиссии было выяснение, в свете правильной интерпретации инструкций мандата, справедливости жалоб евреев и арабов на выполнение функций мандата, возложенных на себя британским правительством. Указывалось, что при условии, что комиссии станет ясно, что существуют реальные основания для всех жалоб, комиссия должна будет внести предложения по их устранению и недопущению повторения.
После окончания забастовки и волны насилия, в середине ноября комиссия приступила к работе. Высший Арабский Комитет назначил специальный комитет, который будет готовить показания арабов для комисси Пиля. ВАК также настойчиво потребовал полностью прекратить еврейскую иммиграцию на время работы комиссии. Четвертого ноября ВАК принял решение бойкотировать комиссию, "если еврейская иммиграция не будет приостановлена". Министр колоний согласился значительно сократить квоту на иммиграционные лицензии, но не останавливать иммиграцию, в ответ на это Высший Арабский Комитет выполнил свою угрозу и объявил бойкот комиссии Пиля. Но после того, как отовсюду начали раздаваться голоса, призывающие отменить решение о бойкоте комиссии, а также под давлением арабских королей, 6 января 1937 года, Высший Арабский Комитет отозвал свое решение о бойкоте и принял решение предстать перед комиссией. В частности, незадолго до того, как комиссия покинула Палестину, перед ней предстал Амин аль-Хусейни. Он потребовал независимости и осудил британскую политику, которая, по его словам, "помогает евреям завоевывать землю и наносить ущерб святым местам ислама".
Продолжение следует [где мы подробно поговорим о комиссии Пиля].
Стандартный вопрос: расскажите мне, пожалуйста, что из этого вы знали до прочтения текста, заранее благодарю.
Просьба: мне достаточно тяжело это аккуратно и складно писать, поэтому если вы замечаете неточности или ошибки (как исторические, так и орфографические) сообщайте мне, пожалуйста, я еще раз проверю и, если я ошиблась, я обязательно исправлю.
|
</> |