Историческое штрихами, часть двадцать седьмая

топ 100 блогов inkogniton10.12.2024 Давайте поговорим о взрывах в Багдаде. Если вы пойдете на английскую страницу википедии, повествующую об этих событиях, то вначале вам предстоит продраться [постараясь не увязнуть] через очень длинный рассказ о вине сионистов в этих взрывах. В рассказе будут упоминаться имена всевозможных историков [с многочисленными ссылками на их произведения] -- к примеру, известного иракского еврея радикального анти-сиониста, а также пара палестинских историков и других подобных. Если вы копнете чуть глубже, то обнаружите, что все вышеперечисленные писали свои книги на основании книги одного [!] израильского историка (впоследствии основавшего партию Gush Shalom -- если вы слышите об этой партии впервые, посмотрите на описание, хотя, на мой взгляд, из названия уже более или менее ясно), который не потрудился проверить факты, допустил ошибки даже в датах; все остальные же основываются только и исключительно на нем, не проверяя больше вообще ничего. Вы прочитаете длинный и обстоятельный рассказ, в котором будет также сказано о том, что я собираюсь рассказать подробно, но не в начале, а совсем в конце, после того, как вас завалили авторитетными именами и объяснили о прямой причастности сионистов.

Но давайте с самого начала, чуть подробнее и опираясь на факты.

По словам представителей багдадской полиции, давших показания на суде, в качестве оружия использовалась ручная граната "№ 36" времен Второй мировой войны британского производства [в Ираке эти гранаты были только в распоряжении вооруженных сил]. В период с апреля 1950 года по июнь 1951 года в Багдаде произошло несколько взрывов и нападений:

1) В апреле 1950 года в кофейню "Эль-Дар Эль-Байда" в Багдаде была брошена бомба. В результате взрыва пострадали четыре еврея [легкие ранения].
2) Десятого мая 1950 года в здание автомобильной компании "Бейт-Лави", принадлежащей евреям, была брошена граната; пострадавших не было.
3) Третьего июня 1950 года в Эль-Батавине, тогда еврейском районе Багдада, взорвалась граната; пострадавших не было.
4) Четырнадцатого января 1951 года граната повредила высоковольтный кабель возле синагоги Масуда Шем Тов; четыре человека погибли и десятки получили ранения [восемь человек получили тяжелые ранения].
5) Четырнадцатого марта 1951 года в Американском культурном центре и библиотеке взорвалась бомба; несколько евреев были ранены.
6) Девятнадцатого марта 1951 года было совершено нападение на информационный офис посольства США.
7) Пятого июня 1951 года взорвалась бомба рядом с еврейским автосалоном Стэнли Сашуа на улице Эль-Расджид; пострадавших не было.
8) В мае 1951 года было совершено нападение на еврейский дом.

Самым известным и, как считают эти историки, оказавшим наибольшее психологическое воздействие, нападением, стал бросок ручной гранаты во двор синагоги Масуда Шем-Тов четвертого января 1951 года, в результате которого четыре человека погибли и десятки получили ранения [восемь человек получили тяжелые ранения]. В тот день во дворе синагоги стояло множество верующих. Также там находились люди, ожидающие перевозки в аэропорт, где их ждал самолет в Израиль, организованный Моссадом.

Как я уже писала, в тот момент прибытие такого количества иракских евреев представляло большие сложности для Израиля. Количество иракских евреев, зарегистрировавшихся на иммиграцию в Израиль, намного превзошло все прогнозы и ожидания. Задача осложнялась еще и тем, что алия иракских евреев происходила одновременно с алией из Румынии и Польши. Многие иракские евреи продали свои дома, отказались от иракского гражданства, подписались на иммиграцию в Израиль и находились в длинной очереди, в ожидании вылета в Израиль. Это нападение, вероятно, стало основной причиной решения израильского правительства от 14 января 1951 года об официальном признании того, что иракское еврейство находится в чрезвычайном положении.

Десятого марта 1951 года, на следующий день после последнего срока для регистрации на отмену гражданства, было созвано секретное заседание Палаты представителей. На этом заседании был принят закон о замораживании имущества отказавшихся от гражданства евреев. Той же ночью полиция, в сопровождении представителей купеческой организации, опечатала все еврейские магазины. На следующий день все еврейские счета были заморожены, евреям запретили продавать недвижимое имущество. Продажа движимого имущества также попала под запрет. Евреи продавали свое движимое имущество тайно, по мизерным ценам.

Четырнадцатого марта 1951 года в Американском культурном центре и библиотеке взорвалась бомба, ранив некоторых там находившихся евреев.

События 22 мая 1951 года положили своего рода начало трагическому завершению "Операции Ездра и Нехемия". В этот день полицией были арестованы два израильских эмиссара -- Мордехай Бен-Порат и Иегуда Таджер. Полиция обыскала их дома, а на следующий день Бен-Пората доставили к офицеру, известному "пыточному мастеру". Бен-Порат находился две недели под стражей, а затем чудом сумел бежать в Израиль и таким образом спастись. Таджера приговорили к десяти годам заключения, но в июле 1958 года, после июльской революции, он был освобожден и возвращен в Израиль. Полиция продолжала обыски, аресты и расследования. Во время этих тяжелых событий многие евреи были заключены в тюрьмы, в то время как уехавшая еврейская община находилась на пике проблем абсорбции в Израиле. У Израиля не осталось выбора и 15 июня 1952 года был отдан приказ о прекращении деятельности в Ираке.

Давайте поговорим подробнее о причастности сионистов к этим взрывам.

Иракское правительство Фейсала Второго и Нури аль-Саида привлекло к ответственности предполагаемых еврейских преступников [сионистов]. Судебное разбирательство началось в октябре 1951 года. В сообщении Еврейского телеграфного агентства того времени говорится, что террористам были предъявлены обвинения как во взрыве синагоги 14 января 1951 года, так и во взрыве гранаты 19 марта.

Два подтвержденных активиста сионистского подполья, Шалом Салах [девятнадцатилетний эксперт по оружию] и Йосеф Басри -- адвокат, занимавшийся сбором разведывательных материалов, были казнены после того, как были признаны виновными во взрывах. Хотя их участие в подпольном движении и наличие тайников с оружием не оспаривалось, оба отрицали свою причастность к взрывам. Показания Салаха под пытками позволили иракской полиции обнаружить большие тайники с оружием сионистского подполья в трех синагогах (Масуда Шем Тов, Хахам Хаскал и Меир Тувейк), а также в частных домах. Среди обнаруженного вооружения были в том числе 436 ручные гранаты, 33 пулемета, 97 пулеметных патронов и 186 пистолетов.

Девятнадцатого января 1952 года Йосеф Басри и Шалом Салах были публично повешены в Багдаде. Их обвинили в хранении взрывчатых веществ и бросании бомб в центре города; после жестоких пыток они "сознались в части преступлений". Евреи Ирака очень хорошо помнят фразу, которую произнес Басри, когда его привели на виселицу: даже черный мешок, закрывающий его лицо, не заглушил его ясный крик: "Да здравствует Асраиль! Да здравствует Государство Израиль!". Министерство иностранных дел Великобритании отметило в записке "Суд над евреями в Багдаде, 20 декабря 1951 года", что у них "нет оснований предполагать, что судебные процессы проводились иначе, чем в обычной манере". Офицеры полиции Багдада, давшие показания на суде, были, судя по всему, убеждены, что преступления были совершены еврейскими агентами. Они заявляли, что "любой, кто внимательно изучает это дело, увидит, что преступник не намеревался приводить к гибели евреев" и что каждая граната была "брошена не в центральные места, и не было намерения убить или ранить определенного человека".

Историк Меир-Глиценштейн утверждает, что обвинения в иракском процессе были "безосновательны по нескольким причинам", поскольку ко времени взрыва в синагоге [и последовавшим за ним другим] десятки тысяч иракских евреев уже зарегистрировались, чтобы покинуть страну. Однако обвинения касались только этих, более поздних, взрывов.

Давайте предоставим слово историку Моше Гату и посмотрим на его анализ ситуации. Гат сообщает, что большая часть предыдущей литературы "отражает всеобщее убеждение в том, что взрывы оказали огромное влияние на широкомасштабный исход евреев... Точнее, предполагается, что сионистские эмиссары совершили эти жестокие действия, чтобы искоренить процветающую иракскую еврейскую общину и привести ее в Израиль". Однако Гат утверждает, что оба утверждения противоречат фактам и их доказательствам. Его основное заключение:

"Мало того, что израильские эмиссары не закладывали бомбы в местах, указанных в иракском заявлении, но фактически не было необходимости предпринимать столь решительные действия, чтобы убедить евреев покинуть Ирак и отправиться в Израиль".

Гат пишет:

"62 000 евреев все еще ждали в Ираке, и было неясно, сколько времени потребуется, чтобы их спасти. Эмиссары Моссада в Ираке находились под сильным давлением со стороны этих потенциальных иммигрантов, и за несколько месяцев до инцидента с взрывом бомбы в их отчетах подчеркивалось их разочарование по поводу неспособности облегчить тяжелое положение иракских евреев. Как писал Бен-Порат: "Все, что мы построили, разрушено... Эмиссары никогда не предполагали, что такое большое количество евреев решит отказаться от своей национальности и покинуть страну... ни израильские власти, ни эмиссары не были заинтересованы в регистрации такого масштаба. Давка с регистрацией возникла главным образом из-за осознания самими евреями того, что это важно сделать до истечения срока действия закона. Как отмечалось выше, к 8 марта зарегистрировалось чуть более 105 000 евреев, из которых почти 40 000 уже покинули страну. Еще около 15 000 уехали нелегально до и после принятия закона. Поскольку число евреев, проживавших в Ираке до начала эмиграции, оценивалось в 125 000, это означает, что оставалось около 5 000 евреев, которые предпочли остаться в Ираке. Почему в таком случае кто-то в Израиле захотел бросать бомбы? Кого они хотели запугать?""

Гат писал, что безумная [давка] регистрация евреев для денатурализации и выезда была вызвана знанием того, что срок действия закона о денатурализации должен был истечь в марте 1951 года. Он также отметил влияние дальнейшего давления, включая закон о замораживании собственности и активов, а также продолжающихся антиеврейских волнений, пугающих возможным приближением крупномасштабных погромов. По мнению Мендеса, крайне маловероятно, что израильтяне предприняли бы такие меры для ускорения еврейской эвакуации, учитывая, что они уже изо всех сил пытались справиться с существующим уровнем еврейской иммиграции.

Гат также поднял ряд вопросов о судебном процессе и виновности предполагаемых евреев, обвиненных в бросании бомб и гранат:

-- Первоначально был арестован офицер иракской армии, известный своими антиеврейскими взглядами. Несмотря на то, что в его доме были обнаружены взрывные устройства, аналогичные тем, которые использовались при нападении на еврейскую синагогу, ему так и не было предъявлено обвинение.
-- Взрывы 1950--1951 годов являлись продолжением долгой истории антиеврейских инцидентов в Ираке; обвинение так и не смогло предоставить ни одного очевидца.
-- Шалом Салах сообщил суду, что признался после жестоких пыток. Других доказательств, прямо связывающих обоих обвиняемых со взрывом, не было, а были лишь косвенные доказательства обнаружения взрывных устройств и оружия.
-- Инцидент с взрывом восьмого апреля 1950 года, в результате которого были ранены четыре еврея, не был включен в обвинительное заключение против членов подполья, хотя он фигурировал в заявлении правительства. Прокурор "утверждал, что злоумышленники планировали причинить телесные повреждения, но не планировали гибели людей. Граната, однако, унесла пять жизней в синагоге (или четыре, согласно обвинению) и ранила более 20 человек. Это не помешало прокурору в своем заключительном слове включить взрыв восьмого апреля в список обвинений подпольщикам, хотя это и противоречило показаниям двух свидетелей."

Гат предполагает, что преступники могли быть членами антиеврейской партии "Истикляль". По словам Гата, "британское министерство иностранных дел, которое вряд ли можно было заподозрить в просионистских тенденциях, никогда прямо не заявляло, что именно обвиняемые бросили бомбы" и "сообщения посольства США также вызывают серьезные сомнения относительно того, были ли двое осужденных мужчин фактически виновны в бросании бомб".

По словам Таджера, нападение на синагогу Масуда Шем Тов было совершено не израильтянами, а "братьями-мусульманами". Но похоже, что как минимум один сионистский активист Йосеф Бейт Халами (Хаваза) совершил несколько нападений после ареста своих друзей, надеясь доказать иракским властям, что задержанные не были причастны к этим действиям. Это первый случай, когда кто-то из участников этого дела подтвердил, что члены сионистского подполья также совершали нападения в Багдаде. В интервью с Таджером, опубликованном в книге британского журналиста Артура Неслана, Таджер цитирует разговор с вдовой Бейт Халами:

"Она сказала, что спросила его [бросал ли он бомбы], и он ответил, что если бомбу бросили, пока мы были в тюрьме -- это доказывает, что это не мы бросили бомбу в синагоге. Она намекнула, что он действовал по собственной инициативе, а не по инструкциям, полученным из Израиля [с целью спасения заключенных сионистов]".

Эхуд Эйн-Гиль, заместитель редактора приложения, опубликовавшего рассказ, позвонил Теджару, чтобы подтвердить верность версии, опубликованной Несланом. Однако, когда Таджер предстал перед следственной комиссией, созданной Моссадом в 1960 году, он не представил эту версию. Эйн-Гиль спросил, почему. Тагер ответил:

"Всему есть время и место. В то время сказать что-то подобное -- общество бы этого не приняло. Обстоятельства с тех пор изменились, и здесь, в Израиле, истинная история уже известна, по крайней мере, в среде иракских иммигрантов".

В течение десятилетий, прошедших с тех пор, велись жаркие дебаты по вопросу о том, были ли те, кто бросал бомбы, евреями, посланными Моссадом, чтобы посеять тревогу и стимулировать еврейскую иммиграцию в недавно родившееся государство Израиль. Были ли они из числа местных сионистских активистов, действовавших по своим собственным причинам, или это были действия местных экстремистских антиеврейских мусульман в Ираке. Сами события остались нераскрытыми и стали предметом судебных исков и расследований в Израиле. В 1952 году специальная группа Моссада расследовала причастность к взрывам кого-либо из ее сотрудников и не нашла этому доказательств. Многие иракские иммигранты продолжали утверждать, что к нападениям было причастно еврейское подполье в Ираке и что Моссаду нецелесообразно проводить расследование "самого себя". В 1960 году Давид Бен-Гурион, тогдашний премьер-министр, приказал Иссеру Харелю [руководитель служб разведки и безопасности Израиля с 1948 по 1963 годы] назначить другую следственную группу. Группа из трех человек во главе с Хаимом Яари повторно изучила события и также не нашла никаких доказательств причастности к ним евреев.

В 1977 году журналист Барух Надель опубликовал статью, в которой обвинил сионистское движение в планировании и проведении терактов в Багдаде. Мордехай Бен-Порат, бывший во время взрывов эмиссаром в Багдаде [от имени сионистского движения], подал против него иск о клевете и выиграл его. Надель отказался от обвинения и извинился. В своей книге 1996 года "В Багдад и обратно", Бен-Порат опубликовал полный отчет следственной комиссии 1960 года, назначенной Давидом Бен-Гурионом, которая "не нашла никаких фактических доказательств того, что бомбы были сброшены какой-либо еврейской организацией или частным лицом". Бен-Порат был "убежден, что ни одно лицо в Израиле не отдавало приказ совершать подобные диверсии".

Прекрасным примером "досконального анализа" является заявление одного историка [не хочу называть имя, сами сможете найти] о том, что у него имеется "неоспоримое доказательство причастности сионистов к террористическим атакам". Историк основывает свой вывод о том, что большинство взрывов против евреев в Ираке были делом рук Моссада, на двух доказательствах: одно основано на воспоминаниях, рассказанных пожилым бывшим членом сионистского подполья. Другое представляет собой современный отчет полиции Багдада об инциденте, в котором содержится признание Басри.

Давайте подытожим рассказ об эвакуации иракских евреев во время операции "Ездра и Нехемия".

В марте 1951 года правительство Израиля организовало операцию по воздушной переброске. Ожидание в Багдаде было напряженным и трудным периодом. За месяц зарегистрировалось около 50 000 евреев, а через два месяца в списке было уже 90 000. Это массовое движение ошеломило иракское правительство, которое не ожидало, что число иммигрантов превысит 8000 человек, и опасалось, что административные институты, управляемые евреями, могут рухнуть. В то же время сионистское движение выпустило манифест, призывающий евреев подписываться на иммиграцию. Оно начиналось со следующих слов: "О, Сион, беги, дочь Вавилона" и заканчивалось так: "Иудеи! Израиль зовет вас -- выходите из Вавилона!". Операцию провели компания "Нир Ист" и израильская национальная авиакомпания El Al. Полеты начались в середине мая 1951 года, когда иракских евреев переправили по воздуху на Кипр, откуда их переправили в Израиль. Несколько месяцев спустя гигантский поток воздушного транспорта отправлялся прямо из Багдада в аэропорт Лод. Операция "Ездра и Нехемия" завершилась в начале 1952 года, в результате чего в Ираке осталось всего около 6000 евреев. Большая часть 2800-летней еврейской общины иммигрировала в Израиль.

До операции в Багдаде было 28 еврейских учебных заведений, 16 из которых находились под контролем общинного комитета, а остальные находились в частном владении. Число учеников достигало 12 000, многие другие учились в иностранных и государственных школах. Около 400 студентов изучали медицину, право, экономику, фармакологию и инженерное дело. В 1951 году еврейская школа для слепых была закрыта; это была единственная школа такого типа в Багдаде. У евреев Багдада было две больницы, в которых предоставлялось бесплатное лечение для малоимущих, а также несколько благотворительных организаций. Из шестидесяти синагог в 1950 году после 1970 года осталось только семь. Большинство общественных зданий было конфисковано правительством за ничтожную компенсацию или вообще без нее. Эти еврейские беженцы были приняты, размещены и накормлены Израилем.

Продолжение следует.

Стандартный вопрос: расскажите мне, пожалуйста, что из этого вы знали до прочтения текста, заранее благодарю.

Просьба: мне достаточно тяжело это аккуратно и складно писать, поэтому если вы замечаете неточности или ошибки (как исторические, так и орфографические) сообщайте мне, пожалуйста, я еще раз проверю и, если я ошиблась, я обязательно исправлю.

Оставить комментарий

Архив записей в блогах:
Маша созрела снять боковые колеса на велосипеде :) 6 падений, несколько мотков нервов папы и поехала:) Только вот этот велосипед уже мал( покупали-то еще на 3 года, придется раскошелиться на новый) Но, наверно, уже в следующем году, чтобы побольше взять. Зато купили Маше новый самокат ...
Что нам хочется весной?Правильно,чего-то новенького,вкусненького,и что-бы это не сильно отразилось на нашей фигуре!!Всё это нам может предложить Макдоналдс,ведь именно там, этой  весной появится две новинки в меню,а именно, Чикен Карри и Чикен Делюкс. Нам посчастливилось оказаться ...
В общем, рассказываю. С моей карты пропали 12 тысяч рублей. Из них 6000 моих личных и 6000 - Плюшкиных. На свои чихать, в общем-то, я не настолько трепетно отношусь к деньгам, чтобы убиваться из-за такой суммы. Еще заработаю, не проблема. Хотя и эти ...
В дополнение к предыдущему посту : «Надо всех женщин обрезать, чтобы разврата не было на Земле, чтобы сексуальность уменьшилась», — заявил муфтий «Интерфаксу» . ... «Но необходимо снизить сексуальность женщин. Если бы это было применительно ко всем женщинам, это ...
Только что на работе неожиданно меня крепко-крепко обнял ребенок,обхватил как раз живот и надавил,я сразу же вырвалась.Теперь жутко стремно:(Как думаете,могло у ребенка что-то повредиться?срок 21 ...