«Ирония судьбы»: почему Надя предпочла Лукашина?

Быть более ограниченными в художественно-психологическом смысле просто невозможно. Их версия событий была выдумала лишь с одной целью: вымучить «продолжение» и извлечь выгоду из сверхпопулярной киноленты.
Кстати, если вы не уверены, что Женя сделал Наде предложение, а она его с радостью приняла, лучше не читайте мой пост, ведь он о том, почему роман Ипполита и Надежды был обречен.
«Ирония судьбы» - психологически глубокий и точный фильм. Это отнюдь не комедия положений, и не фильм «про алкоголика» или «про Новый год», и даже не мелодрама о любви с первого взгляда.
На мой взгляд, ежегодно мы наслаждаемся картиной, в которой поразительно точно показаны характеры, и у каждого из этих характеров есть внутренняя логика и история.
Сдержу свое желание дать развернутую характеристику героев.
Сегодня мы сосредоточимся на главном вопросе поста: почему Надя предпочла Лукашина (и, на мой взгляд, сделала правильный выбор)?
Картина задумывалась как протест против стандартизации, и олицетворять стандартизацию человеческих отношений было поручено Ипполиту. Хороший, материально обеспеченный человек с правильными, весьма жизнеспособными ценностями – почему же не менее хорошая женщина Надя предпочла ему Лукашина?
Ответ очень прост: Лукашин – живой.
Он способен быть разным: мягким и жестким, элегантным и неуклюжим, молчаливым и разговорчивым, напористым и деликатным, нежным и грубым. Он способен быстро реагировать на изменение ситуации и чувствовать партнера, то есть способен к тому, в основе чего лежит главное – доверие к жизни.
В начале фильма Лукашин – этакий недотепа, которого в качестве ручной клади запихивают в самолет. Но образ тюфяка мгновенно исчезает, когда речь заходит о действительно серьезных вопросах. Тут герой становится героем.
Посмотрите, как решителен он в отстаивании чести Нади, которую Ипполит, охваченный уязвленным самолюбием, обвиняет в разных грехах!
А его поведение в эпизоде, когда Надины подруги повторно являются к ней в квартиру? Он вновь решителен и последователен.
Совершенно очевидно, что на Лукашина можно положиться, ему можно довериться. Он не будет бегать от ответственности и не будет «раздолбаем». Его «разгильдяйство» - мнимое. На самом деле, оно является лишь следствием усталости, минутной слабостью, а не жизненной стратегией.
Может показаться, что Женя – маменькин сынок (так же, как и Надя – маменькина дочка), но это не так. Кажущаяся зависимость от матери – его выбор. Как только Лукашин женится, маменькино господство будет прекращено – так же решительно, как были выставлены из квартиры Надины подружки.
У зрителей нет никаких оснований считать Лукашина тюфяком. Тюфяки себя так не ведут. И у маменьки не останется другого выбора, кроме как отойти в кулисы.
Собственно, и сейчас ее гегемония очень относительна, ведь все ее наставления типа «тебе надо жениться» пролетают мимо сыновьих ушей, поскольку у сына - своя голова и свои собственные решения.
Лукашин – здоровая, сбалансированная личность, в которой отсутствуют крайности, превращающие хорошего человека в зануду. Он благороден, но не до приторности; мягок, но не до беспринципности; напорист, но не до хамства; уверен в себе, но не до самолюбования. Очевидно, что в отличие от Ипполита, для которого Надя – собственность, он не будет душить любимую женщину контролем.
И у него есть важное качество, без которого невозможна счастливая жизнь и которое тоже проистекает из доверия - чувство юмора.
Способность к доверию - вот, чего нет в Ипполите и что есть в Лукашине.
Доверяя матери, Лукашин снисходительно относится к ее диктату.
Доверяя Гале, он рассказывает ей о своих прошлых отношениях.
Доверяя друзьям, он расслабляется после напряженного дня.
Доверяя жизни, он влюбляется в Надю.
И большинство женщин хотят быть с мужчиной, способным к доверию, ведь за такой способностью стоит и уверенность в себе, и оптимизм, и благородство, и готовность к действию.
Самый надежный способ убить отношения – не доверять. И каждый год мы видим, как своим недоверием Ипполит и Галя уничтожают свои романы: выдумали то, чего нет, обиделись, уличили и – добились, что обвинения стали реальностью.
Лукашин и Ипполит – это не противопоставление порыва и разума, или авантюризма и предсказуемости. Это противопоставление доверия и недоверия, с которых часто все начинается, и еще чаще – заканчивается…
Думаю, что Надя ушла одновременно и к Лукашину, и от Ипполита, вовремя рассмотрев в нем мягкого тирана.
А как вы думаете, чем закончилась эта история?
|
</> |