рейтинг блогов

Иранские фрегаты типа «Саам»

топ 100 блогов sergiovillaggio08.12.2022
Звезды сложились так, что пошла какая-то волна постов про послевоенный и современный флот. Не так давно сделал перевод статьи Джона Джордана, опубликованной в ежегоднике «Warship» за 1978 год и посвященной иранским фрегатам типа "Саам". К своему удивлению обнаружил, что автор очень высоко отзывается об этих кораблях, хвалит внедренные в их конструкции передовые решения, да и внешне они, похоже, стали прообразом британских "Амазонов" (фрегатов типа 21).

Еще раз: это именно перевод, от себя ничего не добавлял, кроме иллюстраций (все кликабельны). Дополнительно об этих фрегатах можно глянуть хоть русскоязычную Вику.
В общем, читаем, наслаждаемся, не забываем оставлять отзывы.

Иранские фрегаты типа «Саам»
Фрегат "Фарамарз" в 1972 году, с первоначальным бортовым номером

К началу 1960-х годов эскадренный миноносец как класс кораблей завершил свою послевоенную эволюцию в крупный океанский корабль ПВО и ПЛО, способный действовать самостоятельно или совместно с аналогичными кораблями против подводных лодок – в дополнение к более традиционной роли защиты крупных и более важных единиц. Четыре корабля типа «Саам», заказанных Ираном фирме «Воспер-Торникрофт» в 1967 году, прервали это развитие, став возвратом к ранней концепции быстроходного, малоуязвимого эсминца, предназначенного для нанесения удара по надводным и береговым целям.

Философия проекта
Данный проект стал возможным благодаря сочетанию трех факторов. Первым стало создание корабельной газовой турбины типа «Олимпус», выдавшей на испытаниях мощность в 22 500 л.с., что сильно превосходило турбину типа AEI G6 (7500 л.с.), которой оснащались корабли типов «Каунти» и «Трайбл». Это позволило сделать газовую турбину главным источником мощности вместо того, чтобы использовать ее в качестве форсажной в сочетании с обычными паровыми турбинами. Также в качестве маршевого в схеме CODOG (Combined Diesel or Gas) мог применяться дизельный двигатель, работающий через редуктор. Степень уверенности Ирана, продемонстрированную проектом «Воспера», подчеркивает тот факт, что Королевский флот, находившийся на переднем крае внедрения газотурбинных силовых установок на Западе, только-только приступил к монтажу экспериментальной комбинированной установки схемы COGOG (Combined Gas or Gas) на фрегат «Эксмур», которая завершилась в июле 1968 года – том же месяце, когда был заложен последний из кораблей типа «Саам». Чтобы обеспечить иранским кораблям высокую скорость применялось сочетание одной газовой турбины «Олимпус» ТМ2А и одного 16-цилиндрового дизеля «Паксман» на каждом валу. Это обеспечило максимальную мощность 48 000 л.с. и скорость 40 уз под газовыми турбинами и 3800 л.с. и 17,5 уз под дизелями.

Вторым фактором стало появление нового поколения вооружения и систем управления огнем, которые были мощнее предшественников, но при этом обладали меньшими габаритами и весом и поэтому не требовали таких же больших кораблей в качестве носителей.

Третьим фактором стало уменьшение численности экипажа за счет того, что газовые турбины требовали меньше обслуживающего персонала, и благодаря более высокому уровню автоматизации в новом поколении вооружения. Более того: в силу оперативных требований к данным кораблям (более чем адекватных, чтобы удовлетворить амбициям Ирана, ограниченным в то время акваторией вокруг Персидского залива), они создавались для действий на удалении от баз в течение крайне короткого времени, что позволило уменьшить принимаемые на борт запасы до абсолютного минимума. Пополнение запасов должно было производиться при возвращении в базу, а методы замены газовых турбин и современной электроники позволяли производить ремонт гораздо быстрее, чем это было возможно ранее.

В результате экипаж сократился до 135 человек – примерно вдвое меньше, чем в то время было на эсминцах или больших фрегатах Западных флотов. Это позволило существенно уменьшить размеры корабля: наибольшую длину до 94,5 м, ширину до 10,5 м, осадку до 3,5 м, а стандартное водоизмещение до 1100 «длинных» тонн (полное 1300 тонн) – значений, сопоставимых с фрегатами типа 14 (тип «Блэквуд»), которые нельзя было сравнить с иранскими кораблями ни по скорости, ни по огневой мощи.

Иранские фрегаты типа «Саам»

Срезая углы
Поскольку проект эсминца Mk.5, давший рождение типу «Саам», являлся частным проектом, конструкторы «Воспера» были вольны снижать вес и стоимость – которая составила 6,5 млн. фунтов стерлингов, что составляло примерно две трети от стоимости так же оснащенного корабля, построенного согласно требованиям, принятым в Западных флотах – путем аккуратного снижения этих требований применительно к той роли, которая отводилась этим кораблям. Они сочли, что принятые Адмиралтейством требования устойчивости к взрывной волне являются чрезмерно высокими, поскольку рассчитывались на близкие попадания старого и менее точного поколения боеприпасов. Экономия достигалась также за счет снижения требований к акустической шумности силовой установки по сравнению с исходным проектом, ориентированным на ПЛО. В качестве защиты от подводных лодок для типа «Саам» выступали высокая скорость и маневренность, существенно улучшенная за счет винтов регулируемого шага «KaMeWa».

Вооружение
Для исходного проекта Mk.5 предусматривались разнообразные возможные «наборы» вооружения. Могли устанавливаться тяжелые орудия, малокалиберные автоматические пушки, зенитные ракеты ближнего действия, ракеты «корабль-корабль», противолодочные бомбометы и даже вертолеты, такие как WG-13 «Линкс», в комплекте с телескопически складывающимся ангаром – ограничение накладывалось только на суммарный вес вооружения, который не должен был превышать 9% от стандартного водоизмещения. Могли устанавливаться системы управления огнем производства фирм HAS (Нидерланды), «Контравес» или «Элеттроника Сан-Джорджио» (обе – Италия). Британские фирмы, сосредоточившиеся на объемных и тяжелых высокопроизводительных системах для Королевского флота, не смогли вовремя обратить внимание на рынок небольших современных кораблей, открывшийся в это время для флотов второго и третьего эшелона, которые до того приобретали в основном подержанные крейсера и эсминцы периода Второй мировой войны.

Интересно, что иранцы отдали предпочтение «противокорабельному» варианту проекта Mk.5 в противоположность стандартному кораблю, ориентированному на ПЛО и несущему 114-мм орудие, один 40-мм автомат, вертолет и РБУ «Лимбо», на который в итоге заказов так и не последовало. Воплощенный в металле тип «Саам» стал отличной демонстрацией американских терминов «платформа» и «полезная нагрузка».

Высокая скорость, маневренность и мореходность по сравнению с аналогичными характеристиками типа «Леандер» демонстрировали проект с точки зрения «платформы». Основными элементами «полезной нагрузки» стали 114-мм артиллерийская установка «Виккерс» Mk.8 и итальянские ракеты «Си Киллер» класса «корабль-корабль».

В проекте установки «Виккерс» Mk.8 возможность ведения зенитного огня не являлась основной. Ее вертикальное наведение ограничивалось углом 55° по сравнению с 80° в предыдущей установке Mk.6, а скорострельность в 20 выстрелов в минуту не давала никаких преимуществ перед предшественницей. Ее достоинствами в качестве зенитки являлись, прежде всего, высокая точность стрельбы и малое время реакции – установка могла открыть огонь без вмешательства расчета в течение 15 секунд. Оба этих фактора обеспечивали ей значительные преимущества в надводном бою, особенно с быстроходными боевыми катерами. Увеличение скорострельности достигалось за счет упрощения системы питания с умеренными скоростью и ускорением, использующей центральную вертикальную подачу в сочетании с новыми многофункциональными снарядами и взрывателями, которые могли устанавливаться на контактное срабатывание, задержку или дистанционный подрыв. Само орудие с длиной ствола 55 калибров было разработано на базе орудия «Эббот» британской армии и оснащалось дульным тормозом и системой продувки ствола.

Первые два корабля, «Саам» и «Заал», временно оснащались орудиями старой модели Mk.8, которая в конце 1970-х была заменена на штатную Mk.8 во время ремонта в Девонпорте.

Противокорабельные ракеты «Си Киллер» фирмы «Систел» были установлены в Неаполе после завершения заводских испытаний и ввода кораблей в строй. Эти ракеты средней дальности (25+ км) содавались для установки на ракетные катера. На типе «Саам» они размещались в поворотной пятиконтейнерной установке на корме. После включения маршевого двигателя ракета наводилась по лучу радара управления огнем который, в сочетании с радиокомандным радиовысотометром, направлял ее к цели. Оптический и радиокомандный каналы наведения могли применяться в условиях сильных помех.

Имелось две системы ПВО. Первой являлся зенитно-ракетный комплекс «Си Кэт» с облегченной установкой на три ракеты, специально разработанной для этих небольших кораблей. Ракета имела дальность около 5 км и управлялась с упрощенного оптического директора. Второй была 35-мм спаренная электрифицированная и полностью стабилизированная установка «Эрликон-Бюрле» GDM-A. Автомат имел длину ствола 90 калибров, угол возвышения 85° и темп стрельбы 550 выстрелов в минуту. Он оснащался радаром управления огнем, но мог наводиться и вручную.

Управление всеми четырьмя системами вооружения осуществлялось при помощи двух радаров «Си Хантер 4» фирмы «Контравес», установленных на вершине и у основания фок-мачты. Система «Си Хантер 4» отличалась наличием широкополосной (поисковой) и узконаправленной (стрельбовой) антенн, размещенных на общем легком стабилизированном основании. После того, как поисковый радар захватывал цель, сопровождение велось автоматически.

Обнаружение надводных и воздушных целей обеспечивалось радаром AWS-2 фирмы «Плесси» со стабилизированной антенной, сопряженной с системой опознавания «свой-чужой», удовлетворяющей жестким весовым ограничениям. В соответствии с «восперовскими» традициями, она устанавливалась перед широкой дымовой трубой, что обеспечивало ей защиту от горячих отработанных газов газовых турбин. Она обнаруживала до 90% воздушных целей на дальности 60 миль и высоте 10 000 м. Радар обеспечивал автоматическое сопровождение обнаруженных целей.

Единственным образцом противолодочного вооружения являлся проверенный трехствольный реактивный бомбомет «Лимбо», информация о цели для которого поступала с размещенного в корпусе сонара, антенна которого на высокой скорости убиралась в корпус и закрывалась крышкой, чтобы защитить ее от набегающего потока.

Все системы вооружения и обнаружения целей были интегрированы в компьютеризированный боевой информационный пост, а вся энергетическая установка управлялась с аналогичного центрального поста, оснащенного всем инструментарием.

Иранские фрегаты типа «Саам»
Схема модернизации вооружения от г-на Апалькова

Этапы строительства
«Саам» («Saam», бортовой номер 71) заложен на верфи «Vosper-Thornycroft» 22.05.1967, спущен на воду 25.07.1968, вошел в строй 20.05.1971.
«Заал» («Zaal», бортовой номер 72) заложен на верфи «Vickers» в Барроу 3.03.1968, спущен на воду 4.03.1969, вошел в строй 1.03.1971.
«Ростам» («Rostam», бортовой номер 73) заложен на верфи «Vickers» в Ньюкасле 10.12.1967, спущен на воду 4.03.1969, вошел в строй 26.05.1972.
«Фарамарз» («Faramarz», бортовой номер 74) заложен на верфи «Vosper-Thornycroft»  25.07.1968, спущен на воду 30.07.1969, вошел в строй 28.02.1972.

Заключение
В современных кораблестроительных программах практически не наблюдается дальнейшего развития быстроходных эскадренных миноносцев как класса боевых кораблей. Основные усилия сосредоточены на противоположных концах спектра – океанских противолодочных кораблях с одной стороны и быстроходных катерах, вооруженных противокорабельными ракетами, с другой. Однако большинство из них не сравнится с конструкторами «Воспера», создавшими столь революционный и красивый проект, сочетающий традиционные принципы кораблестроения и самые современные технологии. Именно так и появился первый эскадренный миноносец.

Иранские фрегаты типа «Саам»
Фрегат "Альванд" (бывший "Саам") в 1977 году

Иранские фрегаты типа «Саам»
Фрегат "Саханд" (бывший "Фарамарз") в том же 1977 году

Иранские фрегаты типа «Саам»
Фрегат "Альборз" (бывший "Заал") в наши дни

Оставить комментарий

Архив записей в блогах:
Всего на подготовку и проведение выборов выделено 33 млрд 233,8 млн рублей. Из них нижестоящим избирательным комиссиям будет направлено 32 млрд 846,7 млн рублей, государственным органам, в ведении которых находятся вопросы регистрации и учета избирателей, ЦИК распределит 170 млн рублей. ...
По всей видимости, Япония планирует создать тяжелый истребитель нового поколения класса F-22 Raptor, сообщает aviationweek.com 21 ноября. Японцы пришли к выводу, что большая дальность полета и боевая нагрузка являются более важными параметрами будущего самолета, чем скорость и ман ...
Миф – это одна из древнейших форм массовой культуры и пропаганды, благополучно дошедшая из тьмы веков до наших дней. И поныне религиозные, политические и культурные мифы формируют общественное сознание, а также используются различными политическими силами к собственной выгоде. ...
Есть такое понятие - «экологическое искусство». И это не только «экологические» проблемы, вернее, не они конкретно. ... Термин говорит о связи художника с природой, о его умении чувствовать первозданный материал – камень, лозу, цветы, песок, дерево … В данном случае – последнее. ...
Я как тот Карлсончик...улетаю, но обещаю вернуться! И вернусь я не с пустыми руками, ...