Иранские фрегаты типа «Саам»
sergiovillaggio — 08.12.2022Еще раз: это именно перевод, от себя ничего не добавлял, кроме иллюстраций (все кликабельны). Дополнительно об этих фрегатах можно глянуть хоть русскоязычную Вику.
В общем, читаем, наслаждаемся, не забываем оставлять отзывы.
Философия проекта
Вторым фактором стало появление нового поколения вооружения и систем управления огнем, которые были мощнее предшественников, но при этом обладали меньшими габаритами и весом и поэтому не требовали таких же больших кораблей в качестве носителей.
Третьим фактором стало уменьшение численности экипажа за счет того, что газовые турбины требовали меньше обслуживающего персонала, и благодаря более высокому уровню автоматизации в новом поколении вооружения. Более того: в силу оперативных требований к данным кораблям (более чем адекватных, чтобы удовлетворить амбициям Ирана, ограниченным в то время акваторией вокруг Персидского залива), они создавались для действий на удалении от баз в течение крайне короткого времени, что позволило уменьшить принимаемые на борт запасы до абсолютного минимума. Пополнение запасов должно было производиться при возвращении в базу, а методы замены газовых турбин и современной электроники позволяли производить ремонт гораздо быстрее, чем это было возможно ранее.
В результате экипаж сократился до 135 человек – примерно вдвое меньше, чем в то время было на эсминцах или больших фрегатах Западных флотов. Это позволило существенно уменьшить размеры корабля: наибольшую длину до 94,5 м, ширину до 10,5 м, осадку до 3,5 м, а стандартное водоизмещение до 1100 «длинных» тонн (полное 1300 тонн) – значений, сопоставимых с фрегатами типа 14 (тип «Блэквуд»), которые нельзя было сравнить с иранскими кораблями ни по скорости, ни по огневой мощи.
Срезая углы
Вооружение
Интересно, что иранцы отдали предпочтение «противокорабельному» варианту проекта Mk.5 в противоположность стандартному кораблю, ориентированному на ПЛО и несущему 114-мм орудие, один 40-мм автомат, вертолет и РБУ «Лимбо», на который в итоге заказов так и не последовало. Воплощенный в металле тип «Саам» стал отличной демонстрацией американских терминов «платформа» и «полезная нагрузка».
Высокая скорость, маневренность и мореходность по сравнению с аналогичными характеристиками типа «Леандер» демонстрировали проект с точки зрения «платформы». Основными элементами «полезной нагрузки» стали 114-мм артиллерийская установка «Виккерс» Mk.8 и итальянские ракеты «Си Киллер» класса «корабль-корабль».
В проекте установки «Виккерс» Mk.8 возможность ведения зенитного огня не являлась основной. Ее вертикальное наведение ограничивалось углом 55° по сравнению с 80° в предыдущей установке Mk.6, а скорострельность в 20 выстрелов в минуту не давала никаких преимуществ перед предшественницей. Ее достоинствами в качестве зенитки являлись, прежде всего, высокая точность стрельбы и малое время реакции – установка могла открыть огонь без вмешательства расчета в течение 15 секунд. Оба этих фактора обеспечивали ей значительные преимущества в надводном бою, особенно с быстроходными боевыми катерами. Увеличение скорострельности достигалось за счет упрощения системы питания с умеренными скоростью и ускорением, использующей центральную вертикальную подачу в сочетании с новыми многофункциональными снарядами и взрывателями, которые могли устанавливаться на контактное срабатывание, задержку или дистанционный подрыв. Само орудие с длиной ствола 55 калибров было разработано на базе орудия «Эббот» британской армии и оснащалось дульным тормозом и системой продувки ствола.
Первые два корабля, «Саам» и «Заал», временно оснащались орудиями старой модели Mk.8, которая в конце 1970-х была заменена на штатную Mk.8 во время ремонта в Девонпорте.
Противокорабельные ракеты «Си Киллер» фирмы «Систел» были установлены в Неаполе после завершения заводских испытаний и ввода кораблей в строй. Эти ракеты средней дальности (25+ км) содавались для установки на ракетные катера. На типе «Саам» они размещались в поворотной пятиконтейнерной установке на корме. После включения маршевого двигателя ракета наводилась по лучу радара управления огнем который, в сочетании с радиокомандным радиовысотометром, направлял ее к цели. Оптический и радиокомандный каналы наведения могли применяться в условиях сильных помех.
Имелось две системы ПВО. Первой являлся зенитно-ракетный комплекс «Си Кэт» с облегченной установкой на три ракеты, специально разработанной для этих небольших кораблей. Ракета имела дальность около 5 км и управлялась с упрощенного оптического директора. Второй была 35-мм спаренная электрифицированная и полностью стабилизированная установка «Эрликон-Бюрле» GDM-A. Автомат имел длину ствола 90 калибров, угол возвышения 85° и темп стрельбы 550 выстрелов в минуту. Он оснащался радаром управления огнем, но мог наводиться и вручную.
Управление всеми четырьмя системами вооружения осуществлялось при помощи двух радаров «Си Хантер 4» фирмы «Контравес», установленных на вершине и у основания фок-мачты. Система «Си Хантер 4» отличалась наличием широкополосной (поисковой) и узконаправленной (стрельбовой) антенн, размещенных на общем легком стабилизированном основании. После того, как поисковый радар захватывал цель, сопровождение велось автоматически.
Обнаружение надводных и воздушных целей обеспечивалось радаром AWS-2 фирмы «Плесси» со стабилизированной антенной, сопряженной с системой опознавания «свой-чужой», удовлетворяющей жестким весовым ограничениям. В соответствии с «восперовскими» традициями, она устанавливалась перед широкой дымовой трубой, что обеспечивало ей защиту от горячих отработанных газов газовых турбин. Она обнаруживала до 90% воздушных целей на дальности 60 миль и высоте 10 000 м. Радар обеспечивал автоматическое сопровождение обнаруженных целей.
Единственным образцом противолодочного вооружения являлся проверенный трехствольный реактивный бомбомет «Лимбо», информация о цели для которого поступала с размещенного в корпусе сонара, антенна которого на высокой скорости убиралась в корпус и закрывалась крышкой, чтобы защитить ее от набегающего потока.
Все системы вооружения и обнаружения целей были интегрированы в компьютеризированный боевой информационный пост, а вся энергетическая установка управлялась с аналогичного центрального поста, оснащенного всем инструментарием.
Этапы строительства
Заключение
Фрегат "Альванд" (бывший "Саам") в 1977 году
Фрегат "Саханд" (бывший "Фарамарз") в том же 1977 году
Фрегат "Альборз" (бывший "Заал") в наши дни
|
</> |