
Почему в СССР люде не страдали от клещей


В 1991 году в Альпах была обнаружена знаменитая ледяная мумия — Этци. Она принадлежала древнему человеку, жившему около 5300 лет назад. Исследования тела преподнесли сенсацию: Этци оказался первым известным науке человеком, страдавшим от болезни Лайма. На самом деле, подтверждают ученые, история противостояния человечества и клещевых инфекций исчисляется тысячелетиями. На этом фоне советская эпоха выглядит своеобразным кратковременным «затишьем».
Почему же у многих сложилось впечатление, что в СССР с клещами покончили раз и навсегда?
Эпоха ДДТ
Прорыв в борьбе с клещами связан с появлением «оружия победы» — инсектицида ДДТ, также известного в СССР как «дуст». Этот препарат, разработанный в конце 1930-х годов, оказался невероятно эффективным. Он обладал пролонгированным действием: одна обработка территории могла защитить ее от клещей на несколько лет. Советский Союз подошел к делу с размахом. Дуст распыляли над огромными площадями лесов, парков и зон отдыха — в том числе и с самолетов. Это действительно привело к резкому сокращению популяции клещей в обжитых людьми регионах. А сама методика надолго стало основой стратегии системной профилактики.
Однако к 1960-70 годам выяснилась обратная сторона медали. ДДТ оказался слишком «суровым» оружием. Он не выбирал цели, убивая не только вредителей, но и полезных насекомых, накапливался в почве и воде, попадал в пищевые цепочки и вредил птицам и рыбам. Его следы находили даже в организмах животных Антарктиды, куда препарат никогда не завозили. Осознав экологические последствия, в СССР, как и в большинстве стран мира, отказались от массового использования ДДТ.
Система вместо чуда
И хотя эра «дуста» была относительно недолгой, она нанесла серьезный удар по популяции клещей. Но это была не единственная причина успеха. В СССР существовала централизованная и плановая система обработки территорий. Даже после перехода на более безопасные инсектициды, обработка парков, санаториев, пионерлагерей и других зон массового отдыха проводилась регулярно и повсеместно.
Для примера: сегодня городские парки зачастую обрабатывают всего раз в год, в апреле-мае. Действие даже самых современных препаратов ослабевает уже к середине лета. В СССР же поддержание санитарной безопасности было постоянным процессом, что не давало популяции клещей даже малейшего шанса на восстановление.
Новые угрозы
Сегодня мы наблюдаем обратный процесс. Отказ от использования пусть опасных, но эффективных инсектицидов совпал с изменением климата. Клещи активно расширяют свой ареал, продвигаясь на север — в Архангельскую область и даже в Кольское Заполярье, где их раньше практически не встречали. Да и системная работа по обработке лесных массивов сегодня практически сведена на нет. Все это приводит к вспышкам клещевых инфекций в регионах. К счастью, пока они локальны, но ситуация может измениться в худшую сторону уже в ближайшие годы.
Бодро и простым языком обсуждаем околополитические темы на моем канале "Гражданин на диване", а интересную и познавательную информацию читаем на канале "Таблетка для головы", подписывайтесь.
|
</> |
