Что происходит с грузовыми контейнерами, когда их теряют в море

топ 100 блогов masterok13.10.2025 Что происходит с грузовыми контейнерами, когда их теряют в море


Морские контейнеры, эти огромные стальные ящики, давно превратились в важную часть мировой торговли. Каждый год миллионы таких ящиков укладывают в аккуратные штабели на гигантских судах и перевозят через океаны. Вот только природа вносит свои коррективы в этот процесс, контейнеры оказываются за бортом, благополучно тонут или же дрейфуют неделями. Интересно, что эти падения — не редкое ЧП, а вполне обыденная часть логистики.

В глубинах океана уже лежат тысячи контейнеров, и у каждого из них есть своя история.



1. Как контейнеры оказываются за бортом



Контейнеровоз


С виду всё просто: контейнер надёжно закреплён, а всё на корабле находится под контролем. Но в реальности даже на самых современных судах нет абсолютной гарантии, что груз дойдёт до пункта назначения. Главные же виновники катастроф — погода, перегрузка и человеческий фактор. Штормы первый в списке, и он похож на волнение у берега. Высота волн может превышать двадцать метров, и даже многотонный груз начинает гулять по палубе. Иногда крепёж просто не выдерживает, а контейнеры срываются и падают в воду. Достаточно одной неудачной волны, чтобы сорвать целый ярус.


Во время погрузки иногда случаются ошибки


От человека тоже много зависит. К примеру, сделанная ошибка – размещённый в самом верху тяжёлый контейнер обязательно нарушит весь баланс. Если судно потеряет устойчивость, один наклон может обернуться обвалом штабеля. Бывает, что крепления затягивают не по инструкции или проверяют наспех. Тогда даже не самый сильный шторм может вызвать серьёзные последствия. Отдельная история — высоконагруженные маршруты. В Северной Атлантике и северной части Тихого океана часто возникают резкие перепады погоды, и именно здесь происходит наибольшее число потерь. Например, в одном только инциденте у берегов Японии за борт ушло более 1800 контейнеров — это один из крупнейших случаев в истории контейнерных перевозок. Также в Тихом океане бывают ситуации, когда несколько сотен ящиков оказываются в воде всего за одну ночь.


Крепление контейнеров на палубе


Даже системы крепления не дают полной страховки. Они рассчитаны на определённые нагрузки, но океан далеко не всегда укладывается в расчётные параметры. Поэтому каждый шторм — это проверка судна на прочность и игра на выживание для груза. И чем больше контейнеров на борту, тем выше шанс, что часть из них окажется в воде.


2. Сколько контейнеров тонет ежегодно

Сорванные с места контейнеры


Количество контейнеров, которые ежегодно исчезают в океане, — это не десятки и даже не сотни. По данным судоходных компаний и отраслевых организаций, в среднем в море теряется более пяти тысяч контейнеров в год, но цифра эта примерная, потому что далеко не все инциденты фиксируются официально. В шторме никто не ведёт учёт поштучно, а капитаны и операторы иногда сообщают только о серьёзных потерях. Самые «урожайные» по потерям годы приходятся на периоды аномальной погоды или серьёзных инцидентов. В 2020–2021 годах в северной части Тихого океана только несколько штормов унесли более трёх тысяч контейнеров, и это почти рекорд. В некоторых случаях речь шла о судах, перевозивших бытовую технику, электронику и готовые товары для массового рынка, а не о безликом металлоломе.


Упавший за борт груз


Неопределённость с цифрами объясняется просто. Во-первых, часть контейнеров срывается ночью или в тяжёлых погодных условиях — и их просто не замечают. Во-вторых, если падение не создало угрозы судну и не повлекло экологических последствий, то информацию могут не афишировать. Кроме того, не все контейнеровозы следуют по маршрутам с активным контролем, и обнаружить точное место потери невозможно.


3. Что происходит с контейнером после падения



Явно заметные последствия


Самое же интересное начинается, когда контейнер падает в воду. Контейнер не уходит на дно сразу, а вопреки ожиданиям, может держаться на плаву довольно долго. В первые часы внутри остаётся воздух, который придаёт плавучесть. Особенно это касается пустых или частично загруженных контейнеров — они способны дрейфовать несколько дней, а иногда и недель. Если же контейнер загружен плотным товаром — техникой, металлом, стройматериалами — он начнёт тонуть почти сразу, но и в этом случае путь ко дну занимает время. Он может зависнуть на определённой глубине, остановиться на неровном рельефе или лечь на бок. Некоторые же из них ведут себя непредсказуемо, например, через несколько дней или недель они снова могут всплыть. Такие призраки дрейфуют по океану и представляют большую опасность для судов, особенно для малых.


На дне лежит уже много контейнеров


Иногда контейнеры находят в самых неожиданных местах, порой за тысячи километров от точки падения. Течения и ветра способны нести их месяцами. Бывали случаи, когда ящики с грузом, сорванные в Тихом океане, оказывались на побережьях Северной Америки. Некоторые выносит на берег спустя годы. Особенно опасны контейнеры, дрейфующие чуть ниже уровня воды. Их не видно с мостика, а столкновение с ними может закончиться повреждением корпуса или даже пробоиной. Именно поэтому потерянный контейнер месяцами может создавать проблемы для судоходства.


4. Когда контейнеры становятся опасными



Часть контейнеров выкидывает на берег


Плавающий контейнер способен серьёзно повредить корпус судна, особенно если речь идёт о рыболовецких катерах или яхтах. Такие столкновения происходят регулярно — капитаны сообщают о внезапных ударах, после которых судно теряет ход или получает пробоину. Ситуация осложняется, если контейнер содержит не просто бытовой товар, а опасные вещества или технику. Среди прочего на борту контейнеровозов перевозят химикаты, аккумуляторы, нефтепродукты и промышленные реагенты. Когда такие контейнеры начинают подтекать, их содержимое попадает в воду. Даже небольшое количество концентрированных химикатов может нанести вред экосистеме — отравить рыбу, повредить кораллы или вызвать локальное загрязнение.


Часть вылавливают


Иногда контейнеры возвращаются на сушу. Ветры и течения выносят их на побережья, и тогда начинается другая история — поиски владельцев и ликвидация последствий. В 1992 году у побережья Аляски в воду упал контейнер с примерно 29 тысячами пластиковых игрушек — уточек и черепашек. Часть из них нашлась через годы на пляжах разных континентов, а океанологи даже использовали эти находки для изучения морских течений. В других случаях на берег выбрасывало бытовую технику, обувь, мебель, даже мотоциклы — в зависимости от груза.


Плавающий контейнер - большая проблема для судоходства


Есть и ещё одна проблема: потерянные контейнеры часто превращаются в своеобразные искусственные рифы. На них оседают водоросли и моллюски, появляются рыбы, и со временем такие конструкции становятся частью подводного ландшафта. С точки зрения экологии это неоднозначное явление: с одной стороны, это новая среда обитания, а с другой — неуправляемое вмешательство человека в морскую экосистему.


5. Кто и как ищет упавшие контейнеры



Это - часть потерянного груза


На практике большинство контейнеров никто не ищет. Причин много: высокая стоимость подъёма, трудности с точным определением места падения и огромные площади океана. Если контейнер не несёт опасных веществ и не представляет угрозы судоходству, его просто списывают как потерянный вместе с грузом.

Тем не менее в ряде случаев поиски всё же проводятся. Если контейнер содержит опасный груз, экипаж передаёт координаты, а затем к делу подключаются спасательные службы или частные компании. Во время поисков используют наблюдения с воздуха, специальное оборудование и подводные аппараты, но даже с такими технологиями найти ушедший на дно контейнер — задача не из лёгких. Ведь за несколько часов он может сместиться на десятки километров от места падения.



Бодро и простым языком обсуждаем околополитические темы на моем канале "Гражданин на диване", а интересную и познавательную информацию читаем на канале "Таблетка для головы", подписывайтесь.


Оставить комментарий

Архив записей в блогах:
Запульну ка я позитивчика. Ну и так ...
Написал большой текст на интересную тему - про ненависть российских людей к частной собственности и самоуправлению. Не с целью осудить, а с целью понять: я ведь и сам - один из них. Написал еще осенью, но после всех приключений этой зимы (которые к тому ж еще явно не закончились, как ...
Не особо осматривали.Чисто ночевка.Но до местного «Арбата»,Трехсвятской улицы все таки добрались,поздно вечером. Макет старинной Твери. ...
Есть любовь, но нет секса... и ни с кем больше не хочется...Бред полный, но нет ...
Эл Ават : Посмотрел "Не смотри вверх" и буквально через полчаса заскринил потрясающий комментарий, дословно пересказывающий сюжет. ...