"Забытые" броненосцы (ч.40)
sergiovillaggio — 27.11.2022Читаем, наслаждаемся, не забываем оставлять комментарии...
Чертежи «Дюгеслэна» утвердил корабельный инженер Лебелэн де Дионн из Рошфора 30 ноября 1876 г., а морской министр Фуришон одобрил их 26 декабря 1876 г. В разработке проекта участвовал и Сабаттье, занимавший в то время пост главного конструктора. Головной «Вобан» планировалось строить по программе 1876 года, но в итоге оба корабля строились по программе 1877 года, причем заказ на «Дюгеслен» передали из арсенала Лориана в Рошфор. Механизмы для обоих кораблей поставляло предприятие Индрэ.
«Вобан» («Vauban») заказан 13 ноября 1876 г., заложен Арсеналом Шербура 1 августа 1877 г., зачислен в списки флота в январе 1878 года, спущен на воду 3 июля 1882 г., подготовлен к испытаниям в 1885 году и вошел в строй 9 марта 1886 г.
Броненосцы 2-го класса типа «Вобан» имели корпуса, изготовленные из железа и стали, с двойной деревянной обшивкой (общей толщиной 19 см), поверх которой в подводной части наносилась медная. По компоновке и внутреннему расположению мало отличались от предыдущих кораблей типа «Тюренн», но не имели полуюта, а таранный форштевень был длиннее – 2,85 м.
Парусное вооружение кораблей за время службы неоднократно менялось. «Вобан» при вступлении в строй имел бушприт длиной 2,6 м и нес паруса общей площадью 2156,89 кв.м. На «Дюгеслене» уже к 1889 году площадь парусов радикально сократили – до 431,46 кв.м, причем аналогичное сокращение распоряжением от 9 мая 1889 г. следовало произвести и на «Вобане». К 1893 году «Дюгеслен» полностью лишился парусов, а на «Вобане» площадь сохранившихся составляла всего 295 кв.м.
Броневой пояс из кованного железа имел высоту 2,85 м, при нормальной нагрузке заглубляясь на 1,6 м и выступая над поверхностью воды на 1,25 м. Его толщина составляла 250 мм в средней части, 180 мм в носу и 150 мм в корме. По верхней кромке пояса лежала 50-мм бронепалуба. Кольцевые барбеты защищались 200-мм броней. Корабли получили боевые рубки, имевшие 30-мм бронирование, причем на «Вобане» в 1890 году адмиральская рубка была дополнительно защищена 25-мм броней.
Силовая установка кораблей была спроектирована Жозефом Жосселем и состояла из двух вертикальных трехцилиндровых паровых машин системы «компаунд», пар для которых вырабатывали восемь цилиндрических котлов. Один из цилиндров машин имел диаметр 1280 мм, два других – по 1600 мм, ход поршня 750 мм. Номинальная мощность машин составляла 800 («Вобан») или 850 («Дюгеслен») сил; индикаторная, по проекту, – 4000 сил, но после пересчета по обновленным методикам – 4307,84 инд. л.с. при давлении пара 4,25 атм. и 88 оборотах в минуту. Н испытаниях 21 апреля 1885 г. «Вобан» показал среднюю скорость 14,32 уз при мощности машин 4589,37 инд. л.с. и частоте вращения винтов 92,125 об./мин. Расчетная дальность плавания при запасе угля 450 т составляла 2380,5 миль на скорости 12,817 уз.
8 апреля 1896 г. поступило распоряжение о замене котлов на «Вобане» новыми такого же типа; первый из них был извлечен из корпуса 29 марта 1897 г.
Составом и расположением артиллерии броненосцы типа «Вобан» повторяли тип «Тюренн», за исключением отсутствия кормового 19-см орудия. Оба корабля изначально несли по два 350-мм надводных торпедных аппарата, которые располагались побортно у носовой оконечности на батарейной палубе. На «Дюгеслене» в 1889 году две 37-мм револьверные пушки были заменены на 47-мм системы Гочкиса.
По состоянию на май 1889 года «Вобан» нес четыре 40-см прожектора, хотя по распоряжению морского министра Барбье от 29 сентября 1887 г. все броненосцы и прочие крупные боевые корабли должны были нести по четыре 60-см прожектора. К 1898 году замена была произведена.
27 октября 1893 г. Морское министерство распорядилось рассмотреть вопрос о замене на «Дюгеслене» погонного 19-см орудия на 16-см облегченного типа модели М1881 №2, чтобы разгрузить носовую оконечность. По всей видимости, замена так и не состоялась, дело ограничилось установкой четырех дополнительных 47-мм пушек.
5 февраля 1898 г., накануне отправки «Вобана» в состав Дальневосточной эскадры, на него приказали установить еще два 14-см орудия в батарею, но без соответствующего увеличения боезапаса. Кроме того, броненосец получил шесть 47-мм скорострельных пушек Гочкиса модели М1886.
«Вобан» 15 марта 1886 г. вышел из Шербура в Тулон и до 29 июня 1886 г. входил в состав к Практической эскадры. С 8 июня 1887 г. по 26 августа 1882 г. действовал в составе Морской дивизии Леванта и Эскадры Восточного Средиземноморья и Леванта. Со 2 августа 1894 г. по 5 февраля 1895 г. использовался в качестве учебного корабля при учебно-артиллерийском корабле «Куронь» в Тулоне, после чего был выведен в резерв. Вернулся в кампанию в январе 1898 года в качестве флагманского корабля Дальневосточной эскадры нового формирования. В начале 1899 года эскадра была понижена в статусе до дивизии, командир которой перенес флаг на крейсер «ДʼАнтркасто». Сам же «Вобан» с 19 мая 1899 г. до 1904 года находился в Сайгоне под командованием капитан-лейтенанта. 12 сентября 1905 г. исключен из состава флота С 1905 до 1910 года использовался в качестве штабного корабля и плавбазы 2-й торпедной флотилии Китайского моря в заливе Хонгай, затем в 1910-1914 годах – как плавбаза подводных лодок в Сайгоне. 21 мая 1914 г. признан непригодным к дальнейшему военному использованию, и 5 сентября 1919 г. поступило распоряжение о сдаче корабля на слом.
«Дюгеслен» 10 апреля 1886 г. вышел из Рошфора в Брест для испытаний, после которых 28 июля 1886 г. выведен в резерв и поставлен в док для ремонта днища. Вновь начал кампанию для испытаний 27 апреля 1887 г., но уже 7 июля 1887 г. вновь выведен в резерв. 13 февраля 1888 г. с сокращенным экипажем вышел из Бреста в Тулон, где 25 марта 1888 г. помещен в резерв второй категории. 20 марта 1889 г. вступил в кампанию в Тулоне и с 23 марта 1889 г. по 1 января 1893 г. служил в составе Эскадры Восточного Средиземноморья и Леванта. 9 февраля 1893 г. выведен в Тулоне в резерв второй категории; 25 октября 1894 г. переведен в резерв третьей категории (фактически – полностью небоеготовое состояние); 10 октября 1904 г. исключен из состава флота и 3 августа 1905 г. продан на слом фирме М. Черрутти из Генуи.
Тактико-технические характеристики:
|
</> |