"Забытые" броненосцы (ч.40)

топ 100 блогов sergiovillaggio27.11.2022
Накануне отъезда из столицы таки успел закончить перевод и подготовку материалов по последним французским толи броненосцам, толи крейсерам, в полной мере подходящим под данную рубрику. Так уж получилось, что это уже сороковой выпуск "забытых" броненосцев. А ведь ровно год назад рубрика стартовала - аккурат в прошлый осенний приезд.

Читаем, наслаждаемся, не забываем оставлять комментарии...

Забытые броненосцы (ч.40)
Броненосец 2-го класса "Вобан" на рейде Тулона (фотография Мариуса Бара)

Эти корабли стали первыми французскими броненосцами 2-го класса, на которых, наконец-то, появились стальные корпуса, уже присутствовавшие в нескольких нереализованных проектах, начиная с 1871 года. При этом на них применили медную обшивку подводной части поверх деревянной, как это было сделано ранее на британском броненосце «Свифтшур». Кроме того, эти корабли получили возможность вести ретирадный огонь главным калибром благодаря переходу к парусному вооружению брига вместо корабля, благодаря чему кормовой барбет не заслонялся бизань-мачтой. Это также было сделано с оглядкой на британский опыт – к тому времени в строй вошел 8540-тонный броненосец «Темерер», прозванный «Большим бригом» и ставший, по словам Оскара Паркса, «самым большим из когда-либо существовавших кораблей, несущим всего две мачты».

Чертежи «Дюгеслэна» утвердил корабельный инженер Лебелэн де Дионн из Рошфора 30 ноября 1876 г., а морской министр Фуришон одобрил их 26 декабря 1876 г. В разработке проекта участвовал и Сабаттье, занимавший в то время пост главного конструктора. Головной «Вобан» планировалось строить по программе 1876 года, но в итоге оба корабля строились по программе 1877 года, причем заказ на «Дюгеслен» передали из арсенала Лориана в Рошфор. Механизмы для обоих кораблей поставляло предприятие Индрэ.

«Вобан» («Vauban») заказан 13 ноября 1876 г., заложен Арсеналом Шербура 1 августа 1877 г., зачислен в списки флота в январе 1878 года, спущен на воду 3 июля 1882 г., подготовлен к испытаниям в 1885 году и вошел в строй 9 марта 1886 г.
«Дюгеслен» («Duguesclin») заложен Арсеналом Рошфора в марте 1877 г., зачислен в списки флота в январе 1878 года, спущен на воду 7 апреля 1883 г., подготовлен к испытаниям 1 января 1886 г. и вошел в строй в июле 1887 года.

Броненосцы 2-го класса типа «Вобан» имели корпуса, изготовленные из железа и стали, с двойной деревянной обшивкой (общей толщиной 19 см), поверх которой в подводной части наносилась медная. По компоновке и внутреннему расположению мало отличались от предыдущих кораблей типа «Тюренн», но не имели полуюта, а таранный форштевень был длиннее – 2,85 м.

Парусное вооружение кораблей за время службы неоднократно менялось. «Вобан» при вступлении в строй имел бушприт длиной 2,6 м и нес паруса общей площадью 2156,89 кв.м. На «Дюгеслене» уже к 1889 году площадь парусов радикально сократили – до 431,46 кв.м, причем аналогичное сокращение распоряжением от 9 мая 1889 г. следовало произвести и на «Вобане». К 1893 году «Дюгеслен» полностью лишился парусов, а на «Вобане» площадь сохранившихся составляла всего 295 кв.м.

Броневой пояс из кованного железа имел высоту 2,85 м, при нормальной нагрузке заглубляясь на 1,6 м и выступая над поверхностью воды на 1,25 м. Его толщина составляла 250 мм в средней части, 180 мм в носу и 150 мм в корме. По верхней кромке пояса лежала 50-мм бронепалуба. Кольцевые барбеты защищались 200-мм броней. Корабли получили боевые рубки, имевшие 30-мм бронирование, причем на «Вобане» в 1890 году адмиральская рубка была дополнительно защищена 25-мм броней.

Силовая установка кораблей была спроектирована Жозефом Жосселем и состояла из двух вертикальных трехцилиндровых паровых машин системы «компаунд», пар для которых вырабатывали восемь цилиндрических котлов. Один из цилиндров машин имел диаметр 1280 мм, два других – по 1600 мм, ход поршня 750 мм. Номинальная мощность машин составляла 800 («Вобан») или 850 («Дюгеслен») сил; индикаторная, по проекту, – 4000 сил, но после пересчета по обновленным методикам – 4307,84 инд. л.с. при давлении пара 4,25 атм. и 88 оборотах в минуту. Н испытаниях 21 апреля 1885 г. «Вобан» показал среднюю скорость 14,32 уз при мощности машин 4589,37 инд. л.с. и частоте вращения винтов 92,125 об./мин. Расчетная дальность плавания при запасе угля 450 т составляла 2380,5 миль на скорости 12,817 уз.

8 апреля 1896 г. поступило распоряжение о замене котлов на «Вобане» новыми такого же типа; первый из них был извлечен из корпуса 29 марта 1897 г.

Составом и расположением артиллерии броненосцы типа «Вобан» повторяли тип «Тюренн», за исключением отсутствия кормового 19-см орудия. Оба корабля изначально несли по два 350-мм надводных торпедных аппарата, которые располагались побортно у носовой оконечности на батарейной палубе. На «Дюгеслене» в 1889 году две 37-мм револьверные пушки были заменены на 47-мм системы Гочкиса.

По состоянию на май 1889 года «Вобан» нес четыре 40-см прожектора, хотя по распоряжению морского министра Барбье от 29 сентября 1887 г. все броненосцы и прочие крупные боевые корабли должны были нести по четыре 60-см прожектора. К 1898 году замена была произведена.

27 октября 1893 г. Морское министерство распорядилось рассмотреть вопрос о замене на «Дюгеслене» погонного 19-см орудия на 16-см облегченного типа модели М1881 №2, чтобы разгрузить носовую оконечность. По всей видимости, замена так и не состоялась, дело ограничилось установкой четырех дополнительных 47-мм пушек.

5 февраля 1898 г., накануне отправки «Вобана» в состав Дальневосточной эскадры, на него приказали установить еще два 14-см орудия в батарею, но без соответствующего увеличения боезапаса. Кроме того, броненосец получил шесть 47-мм скорострельных пушек Гочкиса модели М1886.

«Вобан» 15 марта 1886 г. вышел из Шербура в Тулон и до 29 июня 1886 г. входил в состав к Практической эскадры. С 8 июня 1887 г. по 26 августа 1882 г. действовал в составе Морской дивизии Леванта и Эскадры Восточного Средиземноморья и Леванта. Со 2 августа 1894 г. по 5 февраля 1895 г. использовался в качестве учебного корабля при учебно-артиллерийском корабле «Куронь» в Тулоне, после чего был выведен в резерв. Вернулся в кампанию в январе 1898 года в качестве флагманского корабля Дальневосточной эскадры нового формирования. В начале 1899 года эскадра была понижена в статусе до дивизии, командир которой перенес флаг на крейсер «ДʼАнтркасто». Сам же «Вобан» с 19 мая 1899 г. до 1904 года находился в Сайгоне под командованием капитан-лейтенанта. 12 сентября 1905 г. исключен из состава флота С 1905 до 1910 года использовался в качестве штабного корабля и плавбазы 2-й торпедной флотилии Китайского моря в заливе Хонгай, затем в 1910-1914 годах – как плавбаза подводных лодок в Сайгоне. 21 мая 1914 г. признан непригодным к дальнейшему военному использованию, и 5 сентября 1919 г. поступило распоряжение о сдаче корабля на слом.

«Дюгеслен» 10 апреля 1886 г. вышел из Рошфора в Брест для испытаний, после которых 28 июля 1886 г. выведен в резерв и поставлен в док для ремонта днища. Вновь начал кампанию для испытаний 27 апреля 1887 г., но уже 7 июля 1887 г. вновь выведен в резерв. 13 февраля 1888 г. с сокращенным экипажем вышел из Бреста в Тулон, где 25 марта 1888 г. помещен в резерв второй категории. 20 марта 1889 г. вступил в кампанию в Тулоне и с 23 марта 1889 г. по 1 января 1893 г. служил в составе Эскадры Восточного Средиземноморья и Леванта. 9 февраля 1893 г. выведен в Тулоне в резерв второй категории; 25 октября 1894 г. переведен в резерв третьей категории (фактически – полностью небоеготовое состояние); 10 октября 1904 г. исключен из состава флота и 3 августа 1905 г. продан на слом фирме М. Черрутти из Генуи.

Тактико-технические характеристики:
водоизмещение: 6208 т;
длина между перпендикулярами 81,90 м, по ватерлинии 81,55 м, наибольшая 84,70 м, ширина наибольшая 18,60 м, по ватерлинии 17,44 м, осадка носом 7,389 м, кормой 8,139 м.
2 вертикальные паровые машины системы «компаунд», 8 цилиндрических котлов;
мощность 4000 инд. л.с.;
скорость 14 уз;
запас угля 450 т;
дальность плавания 2380 (12,8) миль;
бронирование: пояс 250 мм (оконечности 180-150 мм), барбеты 200 мм, палуба 50 мм, боевая рубка 30 мм;
вооружение: четыре 240-мм/19 орудий Мle.1870М, одно 194-мм/19,8 орудие Мle.1870, шесть 138-мм/21,3 орудий Мle.1870, две 65-мм десантные пушки, двенадцать 37-мм револьверных пушек, два 350-мм торпедных аппарата;
экипаж 500 чел.
Забытые броненосцы (ч.40)
Забытые броненосцы (ч.40)
"Вобан" в Пирее, примерно 1887-1889 гг.

Оставить комментарий

Архив записей в блогах:
    Amsterdammertjes, как их любовно- сокращенно называют в Голландии, кто же их ...
Я очень прошу прощения за возможный оффтопик, так как псто более про зубные страдания, чем собственно о ДТП, и очень прошу модеров не удалять мою тему, так как нам особо и спросить-то не у кого.. Суть: В ДТП по её вине жена лишилась моста из 5 зубов, державшихся на 3 штифтах. Увы, один ...
ГУГИ – структура, засекреченная круче, чем ГУ (ГРУ) или 12-й главк: у двух последних хоть что-то в информационном поле и для публичных глазок доступе имеется, а у ГУГИ – почти что ничего (по крайней мере, я в последних двух бывал, а вот в ГУГИ меня ни разу не пустили; за КПП ждал). Ни я, ...
В последние недели было много любопытных впечатлений, как личных, так и ...
Иногда двадцать минут тишины круче мультиоргазма, дороже платинового слитка и красивей молодого Марлона Брандо. Иногда материнство требует не только большого сердца, но и — маленьких хитростей в духе торговцев тюлькой на одесском «Привозе». За 20 минут вожделенной тишины и спокойствия м ...