Тунисская экспедиция 1864 года

топ 100 блогов sergiovillaggio14.11.2022 Понедельник - день тяжелый, поэтому настраиваемся на серьезный лад. Представляю перевод отрывка текста из книги Мариано Габриэле «Итальянская морская мощь 1861-1915» (Mariano Gabriele «Il Potere Marittimo Italiano 1861-1915»). О ней я как-то уже отзывался.

Предваряя сам текст хотел бы отметить, что для итальянской литературы, не просто содержащей голое изложение исторической фактуры, но и претендующей на ее философское осмысление, данный текст является просто чрезвычайно богатым на саму фактуру и бедным на словесную "воду". Если Вам покажется обратное - смею Вас уверить, что в других работах всё намного хуже.

Перевод дается с минимальными сокращениями - в основном это касается примечаний и отсылок на мнения иностранцев о тогдашнем итальянском флоте (исключение сделано только для одно, крайне интересного). Меня интересовала, прежде всего, фактура тех событий, о которых у нас известно... да ничего не известно.
Иллюстрации в оригинале отсутствовали, тут их тоже не будет. Фотки, схемы и характеристики итальянских кораблей можно было посмотреть тут.

Наиболее значимой операцией десятилетия стало присутствие итальянского флота в Тунисе, где с апреля по сентябрь 1864 года Практическая эскадра (Squadra d’evoluzione) формировала военно-морскую станцию с важными политическим значением. Причиной тому стали волнения местных бедуинских племен, направленные против европейцев, контролировавших всю внешнюю торговлю. Над их жизнями и имуществом нависла реальная угроза. 21 апреля генеральный консул Италии в Тунисе Карло Франческо Гамбаротта направил в Турин тревожную телеграмму, и уже 23 апреля в море вышли фрегат «Гарибальди» (капитан 2 ранга Гульелмо Актон) и корвет «Этна» (капитан 2 ранга Ди Суни). Они прибыли в Тунис спустя два дня, первыми из кораблей, направленных туда великими державами.

27 апреля вице-адмирал Джованни Баттиста Альбини получил приказ “как можно скорее” отправиться в Тунис с имеющимися в готовности кораблями; позднее к нему должны были присоединиться другие. Инструкции министра иностранных дел Висконти Веноста рекомендовали адмиралу взаимодействовать с другими западными флотами и предписывали высадить десант вместе с англичанами и французами, если они это сделают. Таким образом, флот должен был своими активными действиями показать свое место в ряду крупных морских держав и, пользуясь возможностью, оказать давление на правительство бея в решении некоторых незначительных вопросов, находящихся на рассмотрении.

Альбини отплыл из Специи в 06:30 28 апреля с фрегатами «Мария Аделаида», «Дука ди Дженова» и корветом «Маджента»; 30-го он был уже в Тунисе, где стояли на якорях «Гарибальди», два французских корабля и один британский. «Этна» находился в Сусе. Между французами и англичанами складывались напряженные отношения, на что контр-адмирал Д’Эрбингем пожаловался Альбини. Вскоре «Гарибальди» сменил «Этну» в Сузе, а корвет «Маджента» был отправлен в Сфакс. В ожидании высадки Альбини запросил дополнительных людей и средства, которые ему прислали. Англо-французское соперничество продолжалось, а прибытие в середине мая турецкой дивизии только ухудшило ситуацию. Французы выступали за высадку десанта, англичане были против, поэтому их подозревали в желании содействовать вмешательству турок, которые номинально все еще обладали суверенитетом над Бейликатом, и имели дело с арабами. Бей тоже был против высадки европейцев.

Английский консул Вуд попытался привлечь Средиземноморский флот к защите независимости Туниса, сообщив вице-адмиралу Смарту 23 мая, что итальянцы ждут крупное подкрепление в виде кораблей и личного состава для высадки. На самом деле, итальянцы на данном этапе руководствовались дружелюбием и солидарностью с французами, которыми теперь командовал адмирал Буэ де Вилломец, а те, в свою очередь, демонстрировали симпатию к Италии и ее флоту.

Вероятно, за жалобой на амбициозную политику Франции со стороны Вуда стояло осознание того, что географическое положение Италии рано или поздно побудило бы ее играть важную роль в Средиземноморье. Несмотря на то, что объединение страны еще не завершилось, скорое открытие Суэцкого канала требовало обратить пристальное внимание на зарождающуюся итальянскую морскую державу, которая в будущем могла стать конкурентом. Морской министр Эфизио Куджиа на этом этапе поручил Альбини выступить против высадки только турок, но “без колебаний снисходить к любым запросам о высадке, сделанным беем или французским адмиралом”.

По мнению итальянских моряков, усилия англичан были направлены на предотвращение франко-итальянской высадки, даже если за это пришлось бы заплатить передачей Турции контроля над Тунисом и ростом антифранцузских настроений среди арабского населения, о чем сообщал Актон из Сузы в начале июня и подтвердил капитан 2 ранга Раккия, командовавший авизо «Мессаджеро», крейсировавшим у тунисских берегов. Отношение местных к французам и, следовательно, итальянцам, которые считались объединенными в общий союз, было отвратительным, в то время как к англичанам проявлялись дружеские чувства; в Габесе Раккия сошел на берег и перешел на английский язык, получая в ответ радостные приветствия, пока местные жители не поняли, что он не англичанин, после чего отношение сменилось на резко противоположное. Неприязнь к французам была повсеместной – считалось, что они покушаются на независимость Туниса.

На восточном побережье Раккия встретил британское гидрографическое судно «Файрфлай», капитан которого проявил дружеские чувства и помог исправить некоторые ошибки в итальянских картах и собрать некоторую полезную информацию. Самое интересное касалось Бизерты, расположенной к западу от Туниса, где “можно увидеть два больших озера…, расположенных между мысом Бьянко и мысом Забиб, таких, что получив их и вложив небольшие средства можно получить один из лучших, самый безопасный и обширный военный порт Средиземноморья”. Командир «Файрфлай» оценивал стоимость работ в полмиллиона фунтов стерлингов – “расходы весьма умеренные, если оценить значительные политические, стратегические и экономические преимущества, которые получит морская держава, которой удастся единолично заполучить такое место. Сосредоточенный в нем флот, находясь в 120 милях от Сицилии и в 150 от Сардинии, будет контролировать подходы к Тунисскому проливу и, следовательно, будет держать в своих руках судьбу Средиземного моря”.

В направленном министру Куджиа 8 июня докладе адмирал Альбини сообщил информацию, полученную Раккией, и прокомментировал ее, отметив, что англичане и французы стремились “занять Бизерту, чтобы владеть ее великолепным озером, которое они хотели бы превратить в неприступный арсенал с целью господства над Средиземным морем”.

Доклад Альбини шел вразрез с новыми министерскими инструкциями, декларирующими движение Турина к новым целям. Считалось, что в интересах живущих там итальянцев "не допустить, чтобы тунисское побережье… было взято под контроль любой другой державой, в частности, Османской империей”. Для этого “нельзя думать о высадке иначе, как корпуса регулярных войск”. И консул, и адмирал понимали, что высадка одних лишь итальянских войск встретит отпор как местных жителей, так и англичан и французов. Гамбаротта подчеркивал необходимость согласия Бея, а Альбини предупреждал, что французы встретят силой любую попытку высадки без согласия с ними.

Но машина Военного министерства уже пришла в движение, и предназначенный для высадки экспедиционный корпус сосредоточился в Генуе. Было предложено два плана: первый, майора Риччи, предусматривал использование 4000 солдат для оккупации Голетты (Хальк-эль-Уэд) и Туниса; второй, адмирала Альбини, требовал 10 000 солдат для более обширной операции, предусматривавшей занятие Суса, Сфакса и Хаммамета. Однако ситуация изменилась в благоприятную для тунисского правительства сторону, что привело к укреплению власти бея, в результате чего итальянские войска, которые предполагалось отправить в Тунис, так и не двинулись с места. В этот момент морской министр Куджиа больше беспокоился о том, чтобы вовремя провести летние маневры флота, необходимые для того, чтобы многочисленные новобранцы набрались необходимого опыта.*

(* Примечание. Руководивший маневрами контр-адмирал Вакка в своем рапорте крайне негативно оценил боевую готовность флота. При производстве тактических эволюций железные броненосцы постоянно рисковали протаранить деревянные корабли, хотя подготовка артиллеристов в целом была неплохой. В итоге Вакка предложил, чтобы броненосцы всегда действовали в одиночку и не включались в соединения деревянных кораблей во время эволюций. Альбини в своем докладе в министерство писал, что вместо этого нужно приучать командиров действовать в составе эскадры и выполнять эволюции совместно, а корень проблем заключается в том, что итальянцам не хватает морской практики. Однако в министерстве в высшей степени учли замечания Вакки, что, возможно, негативно сказалось на действиях итальянских броненосцев при Лиссе.)

Теперь перед Турином встала задача выйти из этой истории, не потеряв лица. 7 сентября Висконти Веноста писал своему коллеге из Морского министерства: «Нельзя без неприятностей отозвать наш флот до того, как из Туниса уйдут английский и французский флоты; но не будет правильным, если наши корабли останутся там после ухода других эскадр». Англичане придерживались аналогичного мнения, они посредничали между другими сторонами и оставили в Тунисе в качестве стационера только один корабль – «Ривендж». В соответствии с подписанной на борту итальянского фрегата «Мария Аделаида» конвенцией об одновременном отводе французской, итальянской и турецкой эскадр, 23 сентября состоялась церемония вывода.

Действия Практической эскадры явились первым важным случаем использования итальянского флота в качестве инструмента внешней политики. Опыт 1864 года не имел ничего общего с предыдущими экспедициями сардинских и неаполитанских эскадр против Туниса и Триполи. В этот раз массовое и продолжительное вмешательство флота продемонстрировало интерес новой средиземноморской державы к происходящему на африканском берегу, за пределами Сицилии, и его решимость оказывать политическое и экономическое влияние в регионе. Подобная политика может показаться абсурдно агрессивной для страны, все еще находящейся в процессе объединения, с ограниченными финансовыми возможностями и очень длинными сухопутными и морскими границами, которые нелегко защитить. Однако когда Кавур заявил, что «дать более широкое развитие военно-морским ресурсам страны, сделав из них силу, заставившую считаться с новым государством», он понимал, что Италия должна расширяться не только на суше, но и за морем. У нее не было альтернативы, если только она не была готова смириться с ролью второстепенного государства на Средиземноморье и Европе.

Оставить комментарий

Архив записей в блогах:
А если бы выбирать - вы бы кем хотели быть - художником или писателем? Мне кажется, что писательство по сравнению с рисованием - небезусловное умение. Рисовать же надо уметь. Учиться долго и настойчиво. А трындеть может любой, лучше-хуже - но может ...
Сегодня будет насыщенный день - две встречи с очень яркими людьми. Один из них - важная персона из ГосДепа. Второй - важный представитель оппозиции. Буду посредником - в передаче печенек нужно соблюдать конспирацию и такт, чтобы не привлекать ...
Не будем обращать внимания на возгласы тех, кто считает 8-марта пережитком прошлого и сводит этот день только к подношению цветов. 8 марта - повод вспомнить и почтить память тех женщин, благодаря которым мы перестали быть существами второго сорта, можем быть независимыми от мужчин и ...
Максим Калашников ПОСПЕШНОЕ УБИЙСТВО «ТРОЯНСКОГО КОНЯ» Демонтаж проекта «Правое дело-Прохоров» в свете последних событий. Прежняя система «управляемой демократии» выходит из строя. Все покатилось к революции, к Ливии-2? В свете последних ...
Член конгресса от Аризоны Габриэль Гиффордс (Gabrielle Giffords), раненная 8 января в голову во время встречи со своими избирателями в Тусоне идет на поправку. "Шанс, что она выживет - 101 процент", - заявил Питер Ри (Peter Rhee), заведующий отделением ...