Миноносцы типа «Хайлун» – 4 единицы
sergiovillaggio — 29.11.2022Получили наименования «Хайлун» (海龍, Морской дракон), «Хайси» (海犀, Морской носорог), «Хайцин» (海青, Морская синева, или же особый вид сокола из Приморья) и «Хайхуа» (海華, Морское великолепие).
Корпус набирался по поперечной схеме из 117 шпангоутов, нумеровавшихся со стороны кормы, и делился водонепроницаемыми переборками на девять отсеков. Наружная обшивка оцинкованная. В целом корпус оказался переоблегченным, а продольная прочность – недостаточной. Миноносцы оснащались одним небалансирным рулем с подпятником; управления могло осуществляться с трех постов: боевой рубки, размещенного на ее крыше штурвала и кормового мостика. Электроэнергию вырабатывала паровая динамо-машина мощностью 4 кВт.
Четыре водотрубных котла системы Шульца-Торникрофта (рабочее давление пара 12 атм., форсированное – 16 атм.) располагались в изолированных отсеках. Позади котельных отделений находилось машинное с двумя трехцилиндровыми паровыми машинами тройного расширения проектной мощностью по 3000 инд. л.с. Головной «Хайлун» на мерной миле развил 35,2 уз, а с 67 тоннами угля на борту показал среднюю скорость 33,6 уз.
Проектное вооружение состояло из шести 47-мм «укороченных» пушек Гочкиса с длиной ствола 35 калибров, располагавшихся побортно, и двух 350-мм палубных поворотных торпедных аппаратов Шварцкопфа. О наличии запасных торпед данных не имеется.
Прибыли в Китай 6 июня 1899 г. В ходе подавлении Ихэтуаньского («Боксерского») восстания в Китае, 17 июня 1900 г. были захвачены в Дагу десантом с британских эсминцев «Fame» и «Whiting» и 20 июня 1900 г. разделены между союзниками: «Хайлун» отошел Великобритании, «Хайцзин» – Германии, «Хайси» – Франции и «Хайхуа» – России. Все корабли у новых владельцев получили одинаковые наименования – «Таку».
«Хайлун» (британский «Taku») в 1914 году выведен в резерв; 25 октября 1916 г. исключен из состава флота и разобран в Гонконге.
«Хайси» (французский «Takou») 13 мая 1901 г. прибыл в Сайгон; 22 февраля 1911 г. потерпел аварию, выскочив на камни у о-вов Пуло-Кондор (Кон-Дао) в Южно-Китайском море; 27 апреля 1911 г. снят с камней канонерской лодкой «Condor», но не восстанавливался и в 1912 году разобран в Сайгоне.
«Хайцзин» (германский «Taku») 12 декабря 1900 г. включен в состав Кайзеровского флота. В 1902 году перевооружен (две 52-мм/40 пушки, два 450-мм ТА). 22 октября 1913 г. выскочил на камни в бухте Аркона близ Циндао, но был снят и отремонтирован. 28 сентября 1914 г. затоплен у входа в Малую гавань Циндао.
«Хайхуа» (русский «Таку», с 9 февраля 1901 г. – «Лейтенант Бураков») входил в состав 1-й Тихоокеанской эскадры, участвовал в русско-японской войне. 24 июля 1904 г. торпедирован минным катером с японского броненосца «Микаса» и затонул в бухте Тахэ; в 1905 году поднят японскими спасателями и сдан на слом.
Тактико-технические характеристики:
Миноносец "Таку" по состоянию на 1900 год (графика Ростислава Кузнецова)
Модель миноносца типа "Хайлун" в экспозиции "Deutsche Museum" в Мюнхене
Миноносцы "Хайлун" и "Хайси", захваченные на реке Байхэ в Тунку, июнь 1900 г.
|
</> |