рейтинг блогов

Гибель канонерской лодки «Эри»

топ 100 блогов sergiovillaggio05.12.2022 В этот день ровно 80 лет назад погибла она из двух самых больших канонерских лодок в истории - американская "Эри" (PG-50). Вспомним этот любопытный случай.

Гибель канонерской лодки «Эри»

10 ноября 1942 г. “Эри” под командованием кэптена Эндрю Р. Мака вышла из Порт-оф-Спейна (Тринидад) в Гуантанамо в составе эскорта конвоя TAG-20. Двумя днями позже караван, находившийся между островами Кюрасао и Аруба, был обнаружен германской подводной лодкой U-163 под командованием корветтен-капитана Курта-Эдуарда Энгельмана. Субмарина дважды выпускала торпеды. Впоследствии Энгельман доложил, что в ходе первой атаки потопил судно водоизмещением 5000 т и повредил другое, в 6000 т, а спустя пять часов добился двух попаданий в эскадренный миноносец типа “Сомерс”, после которых на нем наблюдался пожар. В действительности ни одно из судов конвоя повреждений не получило, а торпедированным эсминцем оказалась “Эри”.
Гибель канонерской лодки «Эри» PG50 Erie after torpedoing 13.11.42.jpg

В 17:33 канонерская лодка содрогнулась от взрыва. Торпеда попала в правый борт в районе 126-го шпангоута примерно в 1,5 м ниже ватерлинии. В корпусе образовалась огромная пробоина длиной около 15 м, разворотившая борт и прошедшая через всю верхнюю палубу до левого борта, при этом банкет кормового орудия  провалился на вторую палубу. Правый вал был перебит. Мазут и авиационный бензин, вытекая через разорванные корпусные конструкции, быстро распространились по кормовым отсекам между шпангоутами 99 и 141. Через несколько секунд раздался второй взрыв – по всей видимости, паров бензина. Пламя быстро вырвалось из-под второй палубы и охватило кормовую надстройку. Спустя 12 минут после попадания торпеды начал рваться боезапас кормовых 152-мм пушек.

Накренившаяся на правый борт и осевшая кормой “Эри” развернулась против ветра, чтобы не дать огню распространиться в нос, к кранцам первых выстрелов 152-мм орудия №3, но поступление воды остановить не удавалось, и курс был взят на находившийся в 4 милях берег острова Кюрасао. В 18:23 канонерка села на прибрежную отмель с креном 15° на левый борт, причем верхняя палуба в корму от 104-го шпангоута оказалась под водой. Попытки взять пожар под контроль не увенчались успехом из-за нахождения половины пожарных насосов в затопленных помещениях, и менее чем через 2 минуты огонь распространился по верхней и второй палубам за исключением небольшого участка в носовой части. В 18:26 кэптен Мак отдал приказ оставить корабль. Потери экипажа составили 7 человек убитыми и 11 ранеными (шестеро погибших были офицерами). Уцелевших подобрал голландский шлюп “Ван Кинсберген”.

Пожар вызвал взрывы кранцев первых выстрелов оставшихся 152-мм орудий и 28-мм автоматов, а также хранилища авиационного боезапаса, в котором находились три 325-фнт. глубинных и две 100-фнт. фугасных бомбы. От их взрыва дымовая труба и самолет были сброшены за борт, а в верхней палубе образовалась пробоина диаметром около 6 м, однако 32-мм броневая палуба выдержала удар, благодаря чему силовая установка не пострадала.

“Эри” горела еще три дня. Лишь 15 ноября из Норфолка прибыли пожарные со спецоборудованием и наконец-то погасили огонь. Судоподъемная операция была поручена частной фирме “Меррит, Чепмен и Скотт” и началась уже 19 ноября. В ней также участвовало около 40 специалистов из состава экипажа корабля. С канонерки сняли около 375 т различных грузов и откачали 20 т нефти.

28 ноября спасатели оторвали выгоревший корпус от грунта и отбуксировали его в гавань Виллемстада, где пришвартовали к специальному бую в бухте Макола. “Эри” имела стабильный крен 8,5° на левый борт, осадка составляла 2,6 м носом и 7,3 м кормой. 3 декабря было достигнуть соглашение с голландской администрацией о постановке канонерки в местный плавучий док для проведения неотложных работ перед буксировкой на восстановительный ремонт в Штаты. Однако для этого осадку требовалось уменьшить до 6 м. С этой целью демонтировали часть разрушенных надстроек и откачали топливо из носовых цистерн. К 19:30 работы были завершены, крен на левый борт уменьшился до 5°.

В 3 часа утра 5 декабря вахтенные заметили, что “Эри” выпрямилась и стала медленно крениться на противоположный, правый, борт. Достигнув значения 10°, крен перестал нарастать – канонерка уперлась в наливную баржу, пришвартованную к правому борту. Осмотр показал, что кормовая 43-тонная цистерна правого борта, откачанная накануне, заполнилась водой, кроме того, вода начала поступать в машинное отделение через щели в броневой палубе. Чтобы выправить крен, командир приказал затопить две топливные цистерны левого борта, что имело фатальные последствия. Через 12 минут “Эри” стала стремительно крениться на левый борт, перевернулась и затонула.

28 июля 1943 г. канонерская лодка была исключена из списков ВМС США. 28 сентября Бюро кораблестроения выпустило официальный отчет об ее гибели, в котором делался вывод, что причиной опрокидывания явилось неконтролируемое перемещение свободных объемов воды на второй палубе при крайне низком запасе остойчивости. Остов корабля оставался в гавани Виллемстада до декабря 1952 г., когда его поднял спасатель ВМС США “Оппортьюн” (ARS-41), но лишь для того, чтобы затопить в более глубоком месте.

Гибель канонерской лодки «Эри»
Гибель канонерской лодки «Эри»
Гибель канонерской лодки «Эри»
Гибель канонерской лодки «Эри»

Оставить комментарий



Архив записей в блогах:
Представляю, как сейчас перекрестились все жители Эстонии, ведь им такое не могло присниться даже в самом страшном сне, хотя уверен, что есть индивиды, которые просто мечтают о возвращении любимого государства из европейского обратно в социалистический союз. Да ладно, шучу-шучу, ...
Около недели назад писал, что компьютер после сборки в новом корпусе начал перезагружаться в самые неожиданные моменты . Бился я с этим бился, и наконец то отдебажил, поняв в чём была проблема. Это было неожиданно, скажу честно - меньше всего я мог грешить именно на такой вариант. На ...
Путешествуя по Италии с семьей, я пытаюсь отвлечься от ежедневной научной работы (писание научных статей, книги), изучаю историю народов, посещаемых мною мест. Мне интересно как образовался итальянский язык, ведь древние римляне говорили на латинском. Пытаюсь найти общее между ...
Что вы чувствуете накануне нового учебного года? Какие мысли обуревают вас, какие чаяния и надежды родятся в ваших родительских головах? Хотели бы вы, к примеру, чтобы каникулы продлились еще пару месяцев, а лучше - три. Могу сказать о себе: меня ...
Минздрав Ирана сообщил, что эпидемия распространяется по всей стране: "...Основываясь на существующих сообщениях, распространение коронавируса началось в Коме, и в настоящее время достигло нескольких городов... включая Тегеран, Бабол, Арак, Исфахан, Рашт и другие города, и вполне ...