
Гибель канонерской лодки «Эри»



В 17:33 канонерская лодка содрогнулась от взрыва. Торпеда попала в правый борт в районе 126-го шпангоута примерно в 1,5 м ниже ватерлинии. В корпусе образовалась огромная пробоина длиной около 15 м, разворотившая борт и прошедшая через всю верхнюю палубу до левого борта, при этом банкет кормового орудия провалился на вторую палубу. Правый вал был перебит. Мазут и авиационный бензин, вытекая через разорванные корпусные конструкции, быстро распространились по кормовым отсекам между шпангоутами 99 и 141. Через несколько секунд раздался второй взрыв – по всей видимости, паров бензина. Пламя быстро вырвалось из-под второй палубы и охватило кормовую надстройку. Спустя 12 минут после попадания торпеды начал рваться боезапас кормовых 152-мм пушек.
Накренившаяся на правый борт и осевшая кормой “Эри” развернулась против ветра, чтобы не дать огню распространиться в нос, к кранцам первых выстрелов 152-мм орудия №3, но поступление воды остановить не удавалось, и курс был взят на находившийся в 4 милях берег острова Кюрасао. В 18:23 канонерка села на прибрежную отмель с креном 15° на левый борт, причем верхняя палуба в корму от 104-го шпангоута оказалась под водой. Попытки взять пожар под контроль не увенчались успехом из-за нахождения половины пожарных насосов в затопленных помещениях, и менее чем через 2 минуты огонь распространился по верхней и второй палубам за исключением небольшого участка в носовой части. В 18:26 кэптен Мак отдал приказ оставить корабль. Потери экипажа составили 7 человек убитыми и 11 ранеными (шестеро погибших были офицерами). Уцелевших подобрал голландский шлюп “Ван Кинсберген”.
Пожар вызвал взрывы кранцев первых выстрелов оставшихся 152-мм орудий и 28-мм автоматов, а также хранилища авиационного боезапаса, в котором находились три 325-фнт. глубинных и две 100-фнт. фугасных бомбы. От их взрыва дымовая труба и самолет были сброшены за борт, а в верхней палубе образовалась пробоина диаметром около 6 м, однако 32-мм броневая палуба выдержала удар, благодаря чему силовая установка не пострадала.
“Эри” горела еще три дня. Лишь 15 ноября из Норфолка прибыли пожарные со спецоборудованием и наконец-то погасили огонь. Судоподъемная операция была поручена частной фирме “Меррит, Чепмен и Скотт” и началась уже 19 ноября. В ней также участвовало около 40 специалистов из состава экипажа корабля. С канонерки сняли около 375 т различных грузов и откачали 20 т нефти.
28 ноября спасатели оторвали выгоревший корпус от грунта и отбуксировали его в гавань Виллемстада, где пришвартовали к специальному бую в бухте Макола. “Эри” имела стабильный крен 8,5° на левый борт, осадка составляла 2,6 м носом и 7,3 м кормой. 3 декабря было достигнуть соглашение с голландской администрацией о постановке канонерки в местный плавучий док для проведения неотложных работ перед буксировкой на восстановительный ремонт в Штаты. Однако для этого осадку требовалось уменьшить до 6 м. С этой целью демонтировали часть разрушенных надстроек и откачали топливо из носовых цистерн. К 19:30 работы были завершены, крен на левый борт уменьшился до 5°.
В 3 часа утра 5 декабря вахтенные заметили, что “Эри” выпрямилась и стала медленно крениться на противоположный, правый, борт. Достигнув значения 10°, крен перестал нарастать – канонерка уперлась в наливную баржу, пришвартованную к правому борту. Осмотр показал, что кормовая 43-тонная цистерна правого борта, откачанная накануне, заполнилась водой, кроме того, вода начала поступать в машинное отделение через щели в броневой палубе. Чтобы выправить крен, командир приказал затопить две топливные цистерны левого борта, что имело фатальные последствия. Через 12 минут “Эри” стала стремительно крениться на левый борт, перевернулась и затонула.
28 июля 1943 г. канонерская лодка была исключена из списков ВМС США. 28 сентября Бюро кораблестроения выпустило официальный отчет об ее гибели, в котором делался вывод, что причиной опрокидывания явилось неконтролируемое перемещение свободных объемов воды на второй палубе при крайне низком запасе остойчивости. Остов корабля оставался в гавани Виллемстада до декабря 1952 г., когда его поднял спасатель ВМС США “Оппортьюн” (ARS-41), но лишь для того, чтобы затопить в более глубоком месте.




|
</> |