Государство без экономики

Вот только к существованию государства она не имеет почти никакого отношения. Да, именно так: реальный источник существования украинского государства - это не указанная производственная деятельность, а то, что можно назвать "взаимодействием с Западом". Который - как это не странно - занимается активным кредитованием данной страны: за последние шесть месяцев госдолг Украины вырос с 49% ВВП до 69% ВВП. (С 97 до 106 млрд. долларов.) Конечно, можно сказать, что эта политика характеризовала практически все время существования страны: долговые обязательства страны начали расти еще при Кучме. Однако при Кучме еще можно было надеяться на "подъем украинской экономики" - на то, что совокупность сельскохозяйственных, металлургических и химических предприятий позволит получить хоть какой-то реальный экономический рост.
Сейчас же понятно, что ничего этого уже не будет: даже без учета идущего конфликта любое производственное предприятие тут является нерентабельным в связи с энергетическими проблемами. (Дешевого российского газа нет и не будет никогда.) Что же касается сельского хозяйства, то, во-первых, оно так же испытывает серьезные трудности в связи с ценой на топливо и т.д. А, во-вторых, вопрос изъятия из украинской производственной системы рабочей силы, которое происходит при мобилизации, является очень серьезной проблемой для данной отрасли. (На Украине мобилизовано от 400 до 700 тыс. человек по разным источникам. Что составляет почти 10% от всех мужчин трудоспособного возраста, но надо учитывать то, что мобилизуют в основном представителей рабочих специальностей.)
В любом случае говорить о возможности каких-то "возвратов долгов" сейчас трудно: разумеется, есть еще возможность расплачиваться с кредиторами той же землей, но данный способ имеет множество специфических особенностей. И поэтому рассматривать его надо отдельно. (Хотя понятно, что это - единственное рациональное объяснение существующего положения.) Тут же стоит обратить внимание несколько на иное - а именно, на уже указанную важность "западных кредитов" (и западной "помощи") для действий текущего украинского режима. Который, по существу, существует именно на основе указанных источников, и даже военную технику и боеприпасы получает практически "чисто извне". (Так же, судя по всему, в обмен на возможность получения украинских сельскохозяйственных земель в будущем.)
Так что в реальности можно сказать, что "украинская государственная система" представляет собой чистого "паразита". Который практически не нуждается в "хозяине", в существовании реального украинского производства вместе со всеми вытекающими отсюда последствиями. Например - очевидной недоговороспособности, коя так поражала нас еще в начале данного процесса. Напомню, что в том же 2014-15 годах еще существовали иллюзии возможности погашения украинского конфликта "малой кровью" - вроде принятия плана федерализации с предоставлением ряду регионов некоторой самостоятельности.
Именно "некоторой", довольно условной - меньше, нежели самостоятельность у регионов в Российской Федерации или, скажем, у тех же штатов в составе США. На фоне очевидной невозможности решить проблему "силовым путем" - пресловутая АТО буксовала с самого начала - это выглядело крайне выгодно для страны. (В конце концов, ту же Чечню у нас "замирили" гораздо более серьезными уступками.) На этом фоне казалось, что "Минские соглашения" - это действительно способ решения проблемы. Но, как сейчас стало понятным, эти надежды были ложными: украинская власть не собиралась отступать ни на шаг не в 2014, не в 2015, не в 2017 или, скажем, 2021 году. Более того - даже сейчас она не собирается это делать.
Впрочем, что там урегулирования проблем на Донбассе. Украина намерена добивать безоговорочной капитуляции России! Это, разумеется, выглядит, как чистая клиника - и часто так и трактуется у нас. Но на самом деле никакой клиники во всем этом нет: если рассматривать украинское государство, как находящееся на исключительно внешнем финансировании, то данная стратегия имеет смысл. Потому, что нанести ему потери военным путем, действительно, очень и очень сложно: тут даже массовое уничтожение живой силы и техники не ведет к ухудшению положения правительства. (Ну, в самом деле, даже потеря половины и более страны не уничтожит "экономический потенциал" в случае, если снаряды везут из Европы.) Поэтому, фактически, "война до последнего украинца" тут становится не риторической конструкцией, а реально рассматриваемом вариантом развития. (Что при текущем уровне потерь означает конфликт на десятилетия.)
Правда, при этом уровень жизни украинцев, не связанных с государством, падает очень сильно. (Им-то никто ничем не "помогает".) Но это в данном случае - см. выше - никого не волнует: если основные богатства делаются не на изъятии прибавочной стоимости или прибавочного продукта, а на "сидении в потоке" западных денег, то "простой человек" теряет всякую ценность. Причем, это не какая-то "ошибка системы", не последствия "коррупции" или еще какой-то "неправильности", а именно что системное свойство. Примерно так же, например, существовала российская экономика в 1990 годы - когда важны (для власть имущих) были только пресловутые "транши МВФ", все же остальное оказывалось "побоку". Поэтому в стране тогда царила откровенная нищета, в Сибири и на Дальнем Востоке замерзали города - но "лучших людей страны" это не интересовало. Их интересовал только "внешний образ России", то, как "нас" воспринимают на вожделенном Западе.
Но понятно, что "российские 1990 годы" - это достаточно "мягкий" вариант "безэкономического", а точнее, "беспроизводственного" государства. Потому, что тогда еще оставалось немало рудиментов прежнего, советского общества. А точнее, эти рудименты даже господствовали - что, собственно, и дало России выжить. Поскольку имей "реформаторы" абсолютное большинство, то они неизбежно привели бы желаемое ими "сокращение населения". (Да, именно так: в "безэкономическом государстве" - в отличие от "экономического" - выгодно именно уменьшение числа жителей страны, а не их рост.) Ну Украине этих рудиментов почти не осталось - там даже во власти произошла полная смена поколений - и поэтому судьба жителей страны в ближайшем будущем оказывается не печальной даже, а фатальной. Так как поддерживать их существование просто не нужно - даже для того, чтобы "драть три шкуры", как это происходит в "нормальных условиях". (То есть, конечно, драть-то будут - но вот останавливаться на уровне сохранения хотя бы витальных потребностей, нет.)
Так что можно сказать: Украина, действительно, становится первым в мире "виртуальным государством". То есть, государством, которое имеет смысл только в информационном пространстве, в пространстве распределения поступающих извне "ресурсов". Идеальным паразитом, по сравнению с которым даже "паразиты" в виде финансовых систем США и Европы выглядят блекло. (Поскольку этот "паразит" паразитирует на последних "паразитах", которые, в свою очередь, живут за счет всего остального мира.) Правда, понятно, что данный путь в реальности не слишком долог: паразиты обычно или уничтожаются иммунной системой организма, или же убивают его окончательно. После чего умирают. Но это, понятное дело, уже совершенно иная тема, требующая уже отдельного разговора...
|
</> |