Еще о психологии элиты, или Не все буржуи - воробуржуи

топ 100 блогов schegloff29.01.2010 Прочитал наконец, через четвертую (!) перепечатку статью Соколова-Митрича "Недостойная зарплата". Еще один фактик в копилку сведений об элите:

С тем противоестественным фактом, что не только спрос и предложение влияют на рынок труда, мне впервые пришлось столкнуться на наших нефтяных северах в 90-е годы. Казалось бы, какая разница между двумя соседними поселками нефтяников, которые торчат посреди тундры, как два поплавка в самом центре океана. И в том, и в другом налицо синдром подводной лодки: есть только один серьезный работодатель, который может пользоваться своим положением как угодно. Мало платим? Вали на материк, если есть на что. Не на что? Тогда терпи и не вякай. Один из двух работодателей примерно такой стиль общения и практикует. Вернее, практиковал. А в 40 километрах находился другой городок нефтяников, и в нем рулил другой работодатель, который почему-то платил рабочим в два раза больше. Как объяснить это с позиций рыночной экономики? Никак. Просто работодателю номер один казалось, что платить людям надо столько, за сколько они готовы пахать, чтобы сегодня не сдохнуть от голода и завтра снова выйти на работу. А работодатель номер два полагал, что если ты сам зарабатываешь миллиарды, то почему бы не создать человеческие условия и для тех, кто тебе эти миллиарды делает. Просто потому, что это по-человечески, а он вроде как человек.

Работодатель номер один не понимал работодателя номер два, за глаза называл его "совком" и предрекал ему скорую гибель в пучине безжалостного рынка. Но почему-то сложилось иначе. Номер один очень скоро сгинул, потонул, не выдержал конкуренции, а номер два продолжает зарабатывать миллиарды.


Когда в СССР объявили капитализм, основным источником знаний об этом занятии был марксов "Капитал". Написано там было черным по белому: капиталист должен эксплуатировать рабочих, иначе денег не заработать. Не эксплуатируешь, не платишь на уровне "только чтобы не умерли с голоду" - не капиталист, а лох. Сколько раз я ни общался с предпринимателями, столько раз и слышал: деньги зарабатываются на подчиненных, сколько людей на тебя работает, столько ты и стоишь, пока никого не эксплуатируешь - не капиталист. Логика на уровне "тащи с завода каждый гвоздь - ты здесь хозяин, а не гость" (с), однако как гвозди тащили, так и рабочим платят. Психология.

Как видите, кроме марксистского, существует и другой способ ведения бизнеса. Причем два предприятия рядом, условия одинаковые, страшно сказать, даже Народ один и тот же. Однако работают - по-разному. Почему? Да потому, что буржуи тоже разные. С разной психологией. Марксизм в ответ объявляет один из двух способов (понятно, какой) "нетипичным", и на том проверку теории практикой заканчивает. Ну а я просто поставлю галочку: "психология имеет значение".

Чтобы разобраться, насколько большое значение - нужно статистику собирать. Пока что времени нет, но копилочка пополняется, позвякивает. Как только, так сразу.

Оставить комментарий

Архив записей в блогах:
Один из самых удивительных автомобилей послевоенной эпохи был трехколесным. Немецкие остряки прозвали его "Гроб для Белоснежки". Тут еще нужно добавить для остроты восприятия, что официально он носил гордое имя "Мессершмит". Звонкое прозвище появилось после публикации первых рекламных ...
А вы говорите, что советская цензура плохо. Сейчас бы была обычная песня со ...
Я могу понять, когда машинные переводчики не могут согласовать времена глаголов, либо неправильно склоняют существительные. Скорее всего, в таких случаях плохо поработали разработчики программного обеспечения. Яндекс Переводчик допускает совершенно необъяснимые для меня ошибки. А может это ...
Что это за странный предмет?! Ваши предположения?! И если знаете что это, то поясните как им пользоваться?! Можно конечно посмотреть ответ в инете и отыскать картинку. Только это будет согласитесь несколько неспортивно. Ведь гораздо интереснее показать свои знания. И курьёзные ...
Если бы я профессионально занималась литературоведением, я с удовольствием поучаствовала бы в издании сборника советской моралистической поэзии. Там была бы непременно и «Беседа» Дмитрия Кедрина , о которой я уже писала, и «Стихи о сыне» Н. Доризо , и легендарное щипачёвское «Любовью ...