рейтинг блогов

English Fine Cottons

топ 100 блогов pailish23.08.2022 Создавая пост о "сатанинских мельницах", я думала, что у постов о промышленности найдется мало читателей. Но мои любимые френды - люди любознательные и с широким кругозором, поэтому я решила дополнить предыдущий пост рассказом об истоках британской хлопковой промышленности и заодно рассказать об одном из любимых музеев - Музее Науки и промышленности Манчестера.
История создания хлопковой промышленности Великобритании началась гораздо раньше, чем Манчестер стал промышленным городом. Купцы впервые привезли хлопок в Британию из Индии около 500 лет назад. Он был легче, ярче и его было проще стирать и сушить, чем тяжелые шерстяные ткани, к которым привыкли жители Британии. Это также был ценный торговый товар, и торговцы по всему миру обменивали ткань на товары. Британские предприниматели искали способы удовлетворить растущий спрос и удешевить продукцию. Многие пытались создать прядильную машину, но успех выпал на долю Ричарда Аркрайта, который изобрел прядильную машину в 1767 году. Работу рук человека заменила водяная рама, которая позволила прясть хлопковую пряжу быстрее и в большем количестве, чем когда-либо прежде.

 English Fine Cottons Sir-Richard-Arkwright-by-Mather-Brown-1790

Сэр Ричард Аркрайт

 
Аркрайт родился в Престоне в бедной семье, но человеком он был деятельным и предприимчивым, и к тому времени, когда заинтересовался хлопкопрядением, он уже развил успешный бизнес по стрижке и изготовлению париков в Болтоне. В 1767 году он встретил Джона Кея, опытного часовщика с техническими способностями, необходимыми для создания машин. Вместе с Кеем Аркрайт разработал свой первый прототип прядильной машины. Первоначально привод двигался с помощью лошадиных сил.
Получив в 1769 году патент на свою машину, Аркрайт и его деловые партнеры решили заработать на этом изобретении. Они построили огромный многоэтажный завод в Кромфорде, Дербишир, на берегу быстрой реки Деруэнт.
Аркрайт быстро понял, что гидроэнергетика, а не лошадиные силы, была наиболее эффективным способом запуска его машин. Установленные на фабрике огромные водяные колеса, приводимые в движение рекой, обеспечивали вращательное движение для привода машин. После этого прядильные машины Аркрайта стали известны как водяные рамы. Аркрайт превратил механический принцип в стабильно производительную промышленную машину.

 English Fine Cottons cromford-mill-1

Фабрика Ричарда Аркрайта в Кромфорде, Дербишир, работы Джозефа Райта из Дерби, около 1795 года.

Аркрайт не знал удержу в желании заработать. Он строил новые фабрики в Дербишире и Ланкашире и продолжал вводить новшества, например, его манчестерская фабрика на Миллер-стрит была первой прядильной фабрикой, использовавшей энергию пара. Он накопил огромное состояние, благодаря своей хлопкопрядильной империи, продавая пряжу, произведенную на его фабриках, и лицензируя свое оборудование другим производителям.
Аркрайт был настоящей акулой бизнеса. В 1781 году он подал в суд на девять манчестерских прядильных фирм, которые использовали его изобретения без лицензии. Манчестерские производители утверждали, что они должны иметь право использовать машины по своему усмотрению. Производители поставили под сомнение действительность патентов Аркрайта, утверждая, что они не демонстрируют оригинальность его изобретений. Начались судебные тяжбы. В 1785 году производитель машин по имени Томас Хайс сообщил суду, что катки, используемые на водяной раме Аркрайта, были изобретены им. Суд вынес приговор Аркрайту, аннулировав оба его патента, к большому удовлетворению производителей хлопка, которые с тех пор могли свободно использовать его изобретения без ограничений.
С появлением машин жизнь людей изменилась. Вместо того, чтобы прясть дома, люди теперь работали долгие, однообразные и изнурительные дни на огромных многоэтажных фабриках. В первые дни существования фабрик Аркрайта производство шло круглосуточно, с двумя 13-часовыми сменами в день.
Прибыль от работы машин Аркрайта была колосальной, но люди работали на износ. Повышенная температура в цехе, пыль, многочасовой труд, монотонность подрывали здоровье людей. От ревущей техники многие работники страдали потерей слуха. До 19 века не существовало законов, регулирующих работу фабрики и обеспечивающих безопасность рабочих.

 English Fine Cottons workers-using-carding-engines

Аркрайт запатентовал чесальную машину в 1774 году. После того, как водяные рамы Аркрайта увеличили количество хлопка, которое можно было прясть, производителям также понадобились электрические машины, чтобы подготовить достаточное количество хлопка для прядения.

В 1775 году машина Аркрайта была заменена на более совершенную машину, mule-jenny, позже известную как spinning mule, изобретенную Сэмюэлем Кромптоном. (Не буду грузить объяснением процесса работы машины, скажу только, что в машине Кромптона использовался прерывистый процесс, в отличие от непрерывного процесса Аркрайта).
Spinning mule была самой распространенной прядильной машиной с 1790 по 1900 год и использовалась для производства тонкой пряжи до начала 1980-х годов.
У Сэмюэля Кромптона не было денег, чтобы приобрести патент. Ему оставалось либо уничтожить свое изобретение, либо пустить в народ бесплатно. Кромптон выбрал второй вариант, поверив предпринимателям, что они будут платить ему за использование машины. Все, что он получил, было 60 фунтов стерлингов. Ну а поскольку патента не было, вскоре все стали использовать его машину.

 English Fine Cottons 85232-1-560-560-FFFFFF-1

Сэр Сэмюэль Кромптон

В музее Науки и промышленности Манчестера (Science and Industry Museum) большая экспозиция отведена хлопковой промышленности.

 English Fine Cottons DSC00932

Прядильная машина Ричарда Аркрайта

 English Fine Cottons DSC00930

В музее можно посмотреть весь процесс создания хлопкового полотна

 English Fine Cottons DSC00947

 English Fine Cottons DSC00934

 English Fine Cottons DSC00941

 English Fine Cottons DSC00938

 English Fine Cottons DSC00940

 English Fine Cottons DSC00939

 English Fine Cottons DSC00936

 English Fine Cottons DSC00951

p.s. Вообще Манчестерский Музей науки и промышленности очень интересный. В нем есть и паровозики, и самолетики и масса всяких изобретений и артефактов.
Английский тонкий хлопок с винтажным рисунком все-еще можно купить (или изделия из него), но не английского производства.

 English Fine Cottons S-l1600 (1)

Оставить комментарий

Архив записей в блогах:
Поэтому провокатору позволили спокойно долететь до Красной площади, считает писатель Максим Калашников Вот уже четверть века многих волнует вопрос: ну как, как смогли пропустить немца к Кремлю потомки сталинских соколов, трижды Героев ...
В СМИ появились эксклюзивные материалы о гибели российских журналистов в Центральноафриканской Республике. Федеральное агентство новостей считает, что Михаил Ходорковский пытается переложить ответственность за убийство трех граждан России, создавая информационный шум. ФАН заявил , что ...
Туапсе́ — город в Краснодарском крае России.Административный центр Туапсинского района Краснодарского края и одновременно Туапсинского городского поселения. Расположен на восточном берегу Чёрного моря в предгорьях Главного Кавказского хребта. Понравился рассказ о нашем городе. Предлаг ...
Добрый день! Хотелось бы получить совет человека, который является для меня авторитетом, и, чей совет есть реальный шанс получить, т.е. Ваш, дорогая Miu! Я сильно страдаю от того, что я, по мнению окружающих - "сильная женщина". Как стать "слабой" и не оказаться на дне, ума не ...
У немцев традиция такая. Перед каждым подведеним общенациональных итогов проводить опрос и выбирать самое яркое и точное определение данного отрезка времени. В этот раз победил "der Wutbürger". То есть, гневающийся, возмущенный, даже яростный ...