
ЭДВАРД ХОППЕР. ОФИС НОЧЬЮ. 1940


Часть 2.
Итак, последнее название картины, «Офис ночью», при всей его банальности тем не менее исключительно точно обозначило суть происходящего на холсте. Перед нами действительно предстает помещение небольшого офиса, увиденное с необычного ракурса, как бы немного сверху. Этот высокий угол обзора указывает на то, что зритель, как и художник как бы заглядывает в окно, подсматривая конфиденциальную сценку, не предназначенную для его глаз, находясь в вагоне поезда надземного метро.
Сам Хоппер прямо указывал на это в 1948 году в своем
письме к Норману Геске, куратору Художественного центра Уокера,
который собирался приобрести картину:
«...Вероятно, впервые была навеяна частыми поездками на поезде «L»
в Нью-Йорке после наступления темноты — проблески офисных
интерьеров, будучи настолько мимолетными, что оставили свежие и
яркие впечатления в моей памяти...»
В помещении белые стены, зеленый пол, коричневые двери и мебель.
Обстановка очень лаконичная: два письменных стола, узкий и высокий
шкафчик-картотека, кресло (точно скопированное с картины Дега
"Хлопковая контора в Новом Орлеане", подставка для зонтов и окно,
которое закрывается плотными жалюзи. На позднее время, когда
происходит действие картины, указывает, во-первых, яркое
искусственное освещение, заливающее комнату, и, во-вторых, узкая
полоска темной улицы за открытым окном в правой части картины.
За одним из столов сидит мужчина, светловолосый, с резкими, даже
грубоватыми чертами лица, в деловом светло-сером костюме-тройке и
темно-коричневом галстуке. Он внимательно и даже как-то напряженно
читает некое письмо. На его столе лежат еще несколько писем и
документов, стоят ярко-зеленая лампа и телефонный аппарат.
Второй персонаж картины – девушка в красивом голубом платье с белым
отложным воротничком, которая стоит возле каталожного шкафчика. У
нее красиво уложены волосы, яркая помада, а ее модное платье
максимально эффектно обрисовывает ее женственную фигуру и открывает
стройные ноги (Джо Нивисон и правда было чем гордиться).
Сам Хопер описывал свою картину так:
«Офис ночью. 22x25. «Искренне ваш». "Комната 1005".
22 февраля 1940 г.
Белые стены, электрический свет с потолка, от настольной лампы
(зеленая) и от света за окном. Зеленый пол (темно-зеленый), мебель
из красного дерева, синий блоттер на столе, зеленый металлический
шкаф. Перегородки из коричневого дерева с матовым стеклом шторы. За
окном видны края кладки шпаклевка цвета… Человек в сером костюме,
светлые волосы. «Ширли» в красном платье, с белым воротничком,
чулками, черными туфлями, черными волосами и большим количеством
помады. Фигуры выделяются в пространстве, не прикрепленные к
фону…»
Под блоттером, очевидно понимается лист бумаги, закрепленный в
центре письменного стола для удобства работы. Вопросы вызывает
только цвет платья девушки, которую художник (очевидно для себя)
назвал Ширли. Почему-то в заметке он определен как красный.
Дальтонизмом Хоппер не страдал, так что возможно изначально он
действительно предполагал сделать платье героини красным, и как
следствие, самым ярким пятном на картине, фактически ее центром. Но
потом передумал, и в принципе, можно понять почему. Девушка в
красном платье в таком спокойном и холодном интерьере неизменно
перетянула бы все внимание зрителя на себя, второй персонаж, не
менее значительный для развития сюжета, просто остался бы
незамеченным и смысл картины, изначально определенный художником,
просто бы исказился.
Продолжение следует…