рейтинг блогов

ЗАНИМАТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВОВЕДЕНИЕ: СЮЖЕТЫ

топ 100 блогов nikonova_alina02.06.2021

ДОМЕНИКО ГИРЛАНДАЙО. ПОРТРЕТ СТАРИКА С ВНУКОМ. 1480-е гг.

Часть 3.

Доменико Гирландайо. Портрет старика с внуком. 1480-е
Доменико Гирландайо. Портрет старика с внуком. 1480-е

Итак, основной вопрос, который встает и перед исследователем, и перед зрителем, почему Доменико Гирландайо даже не попытался как-то смягчить или скорректировать откровенно уродливую часть лица своего героя, придав ему более благородный и эстетически приемлемый вид. Вероятность то, что он, воспитанный в художественных принципах Ренессанса, вдруг обратился к более архаичным традициям готического искусства, еще активно практикуемых в странах Северной Европы, которые требовали от художника документальной достоверности при передаче внешности портретируемого, без оглядки на его социальный статус, в принципе, весьма маловероятна. Конечно. В 15 веке мастера из Франции, Фландрии, Германии, Нидерландов активно посещали Италию, так что между художниками происходил активный обмен идеями и технологиями, но все-таки, здесь явно не тот случай.

Жан Фуке. Портрет Карла VII. 1450-55 (?)
Жан Фуке. Портрет Карла VII. 1450-55 (?)

С другой стороны, Доменико Гирландайо умел блестяще облагораживать образы своих моделей, в том числе и лица достаточно возрастных заказчиков. Отсюда следует вывод, что художник, вполне сознательно сохранивший особенности внешности портретируемого, ставил перед собой конкретные задачи.

Доменико Гирландайо. Портрет мужчины (Портрет Марсилио Фичино(?)). ок.1477
Доменико Гирландайо. Портрет мужчины (Портрет Марсилио Фичино(?)). ок.1477

Во-первых, если портрет представляет кого-то из близких Гирландайо (отца, тестя, другого родственника), то он мог желать сохранить все индивидуальные особенности внешности своей модели для семейной памяти. Но у художника могла быть и еще одна задача, которая, впрочем, не исключает первого варианта. Он мог поставить перед собой цель вопреки ренессансной идее о гармоничном человеке, у которого красота тела соответствует красоте души, показать, что это на самом деле может быть и не так, и что под не самой привлекательной внешностью может скрываться тонкая любящая душа замечательного человека.

Старик с портрета Гирландайо, явно человек почтенный, достойный и состоятельный, о чем свидетельствует его дорогой наряд, подбитый мехом. Он живет в доме с прекрасным видом из окон, очевидно, в окружении любящей семьи, но его собственные чувства, глубокие и нежные, сосредоточены на его маленьком внуке, без сомнения, главном человеке в его жизни, на которого он изливает всю свою любовь и доброту. Но и мальчик явно отвечает старику взаимностью, наверняка, для ребенка ближе и лучше обожаемого дедушки нет никого на свете. 

Художник подчеркивает глубину и силу взаимной привязанности деда и внука, дублируя их действия и жесты. Старик опустил полуприкрытые глаза и сосредоточил любящий взгляд на ребенке, но и мальчик, подняв лицо, с трепетным обожанием смотрит на деда. Дед обнимает его обеими руками, но и мальчик в то же время кладет свою маленькую и тонкую ручку на его грудь. Кажется, что старик всеми силами старается защитить и оградить ребенка от всех невзгод окружающего мира, создать для него хоть на время детства счастливую, беспечную и беззаботную жизнь. И в то же время грусть, с которой он смотрит на мальчика, показывает нам, что взрослый и опытный человек, осознающий собственное приближение к финалу жизни, прекрасно понимает насколько ненадежен и недолговечен счастливый мир беззаботного детства.

Доменико Гирландайо. Портрет старика с внуком. Фрагмент
Доменико Гирландайо. Портрет старика с внуком. Фрагмент

Как это часто бывает в ренессансных портретах, часть фона на картине занимает пейзаж, который также несет в себе дополнительные символические значения. Часть однотонной темно-серой стены прорезает окно, за которым можно увидеть типичный итальянский пейзаж – реку, извивающуюся между холмов, заросших оливковыми и апельсиновыми рощами. Пейзаж четко делится на три плана. На переднем, на невысоком холме возвышается высокое стройное дерево с пышной темно-зеленой листвой. Это дерево явно ассоциируется с древом генеалогическим, и может символизировать семью или род, главой и патриархом которой является старик. Обильная зеленая листва и крепкие ветви, тянущиеся к небу, показывают, что у героя достаточно потомков, чтобы он мог обрести в них бессмертие. 

Река, пересекающая долину, означает поток жизни, а также и проходящее, быстротечное время, и необратимость приближения к смерти, символом которой является ее устье.

В центре пейзажа на среднем плане у подножия высокого холма находится маленькая церковь. Вероятно, она также намекает и на близость старика к смерти, и, одновременно, к вечной жизни, обретаемой не только и в Боге, но также в детях и внуках. Тот же самый смысл, связанный с обретением жизни вечной, характеризует и другие детали пейзажа: оливковые деревья (возрождение и бессмертие) и кипарисы (смерть, возрождение и вечная жизнь).

На заднем плане Гирландайо помещает скалу невероятного, какого-то волшебного сиреневато-голубоватого цвета. Этот символ постоянства в вере, но также и Христа, одним из иносказательных имен которого является «Скала веков», что представляет Его как источник вечной жизни. Впрочем, эту скалу, расположенную на самом краю видимого мира, можно также представить и как символ будущих путешествий и приключений, которые суждены маленькому внуку главного героя.

На самом деле, Гирландайо удалось совершить феноменальный художественный прорыв, настоящее чудо. Ведь зритель, рассматривающий картину, постепенно перестает замечать внешнее уродство старика, а все свое внимание сосредотачивает на глубоких чувствах его героев, на их неразрывной внутренней связи, на силе взаимной любви ребенка и его деда.

Предыдущие посты:

Часть 1:  

Часть 2:

Оставить комментарий

Архив записей в блогах:
Иногда бывает очень страшно от того, что Бог совсем не сентиментален. И ты видишь, что твой самый близкий человек, возможно, угасает, уходит насовсем. Этот страх иррационален - философское "такова жизнь" тут же перебивается фатальным "такова смерть" - никто не уйдет ни от страха, ни от с ...
Благодаря моей японской подруге, Акико, я сильно подсела на японскую еду и сакэ в том числе. Довольно дорогое сакэ , а вкус волшебно-хрустальный. Очень дешевые билеты в Японию я так не прикупила, т.к. есть другие планы, которые нельзя не воплатить ...
Сегодня снимали новый эпизод приключений Генерала Никеля. Съемки проходили по традиционной для данного образа схеме: до съемки у нас было написано 90% сценария, которые мы отсняли за 3 часа и оставшуюся 10% дыру в сценарии придумывали и снимали еще ...
Похоже, главная тема для дискуссий в женских блогах: выносить или не выносить мужчине мозг, а если выносить, то как научиться делать это правильно, чтобы тебя саму вместе с его мозгом не вынесло. Мужчины чаще всего пишут "выносить нам мозг ни в коем случае не нужно". Но хитрые женщины и ...
доброе октябрьское всем утро! ...