МЫЛЬНЫЕ ПУЗЫРИ, или КАК ДЖОН ЭВЕРЕТТ МИЛЛЕС КОММЕРЦИАЛИЗИРОВАЛ СОБСТВЕННОГО
nikonova_alina — 08.06.2021Часть 2.
Дальнейшая история «Мыльных пузырей» поначалу складывалась вполне банально. В том же 1886 году Миллес выставил ее в Галерее Гросвенор на Бонд-стрит, месте весьма популярном среди художников тогдашнего британского мейнстрима (типа Альма-Тадема), а также поздних прерафаэлитов и представителей раннего модерна. В галерее картину увидел Уильям Ингрем, владелец популярного журнала «The Illustrated London News», и тут же приобрел, чтобы напечатать ее репродукцию в своем издании.
Эту картинку в журнале случайно заметил Томас Джеймс Барратт, управляющий директор A & F Pears (или Pears Transparent Soap), одной из старейших в мире компаний по производству мыла, владеющей первым в истории зарегистрированным брендом. Барратт решил, что картина Миллеса прекрасно подойдет для рекламной кампании нового продукта его фирмы, и тут же предложил Ингрему перекупить у него «Мыльные пузыри». За 2200 фунтов издатель расстался с полотном без малейших колебаний.
Однако для того, чтобы картину можно было использовать в качестве рекламы, следовало получить на это согласие художника. Поэтому следующим этапом сделки было обращение Барратта к самому Миллесу. Художник, который никогда не отказывался от лишнего заработка, уступил A & F Pears исключительные авторские права на картину (в разных источниках указывается разные даты этого события - 1887 или 1890 гг.), а сумма сделки осталась семейной тайной.
В итоге A & F Pears получила право внести в картину необходимые изменения. В частности, они добавили логотип фирмы и название продукта. В нескольких источниках я читала, что креативные мыловары даже переделали основное изображение картины и посадили мальчика на кусок мыла в обертке, однако, я такой вариант рекламы не нашла. Однако, мне попалась информация, что фирма лишь предполагала посадить героя картины на кусок мыла, но Миллес был категорически против, и мыловары все же пошли ему на встречу и отказались от этой идеи. Считается, что репродукция картины «Мыльные пузыри» Миллеса стала самой известной рекламой мыла в истории мыловаренного производства.
После того, как история с продажей авторских прав на картину Миллеса в коммерческих целях стала известна (а как бы это осталось неизвестным, если мыло было в каждом доме), на него набросились коллеги по цеху и прочие деятели культуры. Его обвиняли в коммерческой эксплуатации ребенка, собственного внука, в том, что он продал свой талант, унизил высокое звание художника и дискредитировал свое искусство.
Например, писательница Мария Корелли (настоящее имя Мэри Маккей) в романе «Скорбь Сатаны» (1895), темой которого была сделка писателя с дьяволом ради успеха, в итоге так и не принесшая ему признания публики, прямо обвиняла Миллеса в предательстве своего таланта:
«…Я — одна из тех, кто думает, что слава Миллеса-живописца покороблена тем, что он унизился до уровня маленьких бледных мальчиков, выдувающих пузырьки из мыла Pears…»
Миллес пытался защищаться и оправдываться. В частности, Марии Корелли он написал, что продал авторские права на картину, не подумав, чем это закончится, а когда позднее пытался помешать публикации рекламы, то официально уже не имел на это никаких прав, о чем фирма ему любезно напомнила. И Мария Корелли во втором издании своего романа удалила фрагмент текста с обвинениями Миллеса.
В 1917 году компания A & F Pears была приобретена другой мыловаренной компанией Lever Brothers. В числе прочих активов в результате этой сделки новые владельцы получили и подлинник «Мыльных пузырей» Миллеса. Некоторое время картина выставлялась в Королевской академии в Лондоне, но в 2006 году ее передали в Художественную галерею леди Левер в Порт-Санлайт (пригороде Ливерпуля).
Больше всех пострадал от этой истории Уильям Милбурн Джеймс. Боевой морской офицер, разведчик, прошедший две мировые войны, руководивший важнейшими военными операциями, в том числе и эвакуацией британских войск из Бретани и Нормандии в 1940 году (операция «Ариэль»), дослужившийся до адмиральского чина и даже представлявший округ Северный Портсмут от партии консерваторов в британском парламенте, всю жизнь носил прозвище «Bubbles» (Пузырьки или Адмирал Пузырек). Интересно, что он думал о своем знаменитом дедушке, когда слышал это якобы дружеское обращение от всех своих знакомых?