ЭДВАРД ХОППЕР. ОФИС НОЧЬЮ. 1940
nikonova_alina — 15.06.2021Часть 1.
Всё-таки есть что-то непостижимо притягивающее в картинах
Эдварда Хоппера. Ни один художник не втягивает тебя буквально
внутрь своей картины, чтобы ты смог понять, что на ней происходит,
выяснить, что за люди его герои, что они делают, куда и зачем
приезжают, откуда бегут. Его вечная недоговоренность и вечная
интрига составляют какую-то глубинную суть его произведений. И это
помимо великолепного владения художественной техникой.
Хоппер и его супруга, художница Джозефина (Джо) Нивисон довольно
тщательно, если не сказать скрупулёзно фиксировали все, что
касалось каждой новой работы художника, но тем не менее загадок в
его творчестве остаётся предостаточно.
Одна из самых типичных работ Хоппера рубежа 1930-х-40-х годов -
картина "Офис ночью". И, как всегда, о ней практически все
известно, но при этом ничего не понятно. В этот период Хоппер,
во-первых, переживал очередной творческий кризис, который выражался
в чтении эссе Поля Валери, известного французского художественного
критика и поэта, а во-вторых, пристрастился ездить на надземной
линии нью-йоркского метро L, где из вагона поезда можно было
заглядывать в окна жилых домов и небольших офисов и наблюдать
настоящий театр, в который превращалась частная жизнь случайных
людей, семейных пар или сослуживцев.
Из дневника Джо Нивисон точно известно, что 25 января 1940 года она
то ли уговорила, то ли заставила Хоппера сходить с ней на выставку
итальянских художников, которая проходила в Музее современного
искусства в Нью-Йорке. Она очень хотела показать ему "Рождение
Венеры" Боттичелли, которое видела в свое время в галерее Уффици во
время поездки в Италию. Эдвард видел картину только в репродукции,
и она не произвела на него никакого впечатления.
Джо очень нравилась эта картина Боттичелли, а Хоппер высказался
о ней довольно пренебрежительно, определив как «только еще одну
симпатичную девушку». Впрочем, его биографы полагают, что за этим
комментарием художник скрыл «более глубокое волнение», и что именно
"Рождение Венеры" и дало толчок к созданию "Офиса ночью".
На мой взгляд если связь между этими произведениямт и есть, то она
очень и очень опосредованная.
Побывав на выставке, Эдвард сказал жене, что что ему нужно выйти,
чтобы "„помедитировать“ новую картину" (вероятно, из этого факта и
делается вывод, что Ботичелли все же сыграл какую-то роль в
окончательном оформлении творческого замысла художника). Скорее
всего Хоппер отправился медитировать в поезд наземного метро и
ездил по городу целый день. Через день после этого, 27 января, он
нашёл ещё один повод проехать на метро: ему понадобился новый холст
для задуманной картины.
А Джо на эту дату, 27 января 1940 года, зафиксировала в дневнике,
что «у него появился черно-белый рисунок мужчины за столом в
кабинете и девушка слева от комнаты... и эффект освещения».
На самом деле исследователи, которые руководствуются в большей
степени художественными особенностями картины, нежели
воспоминаниями супруги художника, отмечают, что в ней, скорее,
чувствуется влияние Дега, его "Хлопковой конторы в Новом Орлеане" и
"Обиды", а также, возможно, "Скуки" Уолтера Сиккерта.
Хоппер сделал несколько набросков картины на бумаге, чтобы
максимально точно зафиксировать образы своего воображения, при этом
как обычно, моделью для женской фигуры послужила Джо. 1 февраля она
записала в дневнике:
“...Э. нарисовал свою новую картинку углем. Он без конца готовится
— у него уже было 2 законченных карандашных эскиза. Кажется, он
просто оттягивает работу с холстом. Это бизнес-офис с пожилым
мужчиной за столом и секретарем, которая вылавливает что-то в
картотеке. Я должна буду позировать сегодня вечером в узкой юбке —
короткой, чтобы показать ноги. Приятно, что у меня хорошие ноги и
чулки...” Хоппер был очень увлечен работой, он писал картину
ежедневно целый день «пока не становилось совсем темно», и к 19
февраля практически завершил произведение. В этот день Джо
записала:
«Каждый день я не вижу, что Э. мог бы добавить еще один штрих...
картину… более ощутимой, а не суетливой… он сводит к основам ...
так я поняла"
22 февраля завершенная картина была отправлена в галерею, где
предполагалось её выставить. На тот момент у нее ещё не было
названия, и помощник владельца галереи предложил назвать ее
«Сердечно Ваш; комната 1506». Сам Хоппер предложил другой вариант,
почти сюрреалистический: «Время и половина времени и т. д.» Но в
конечном итоге остановились на простом и безыскусном "Офисе
ночью".
Продолжение следует...