ЗАНИМАТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВОВЕДЕНИЕ: СЮЖЕТЫ
nikonova_alina — 01.06.2021ДОМЕНИКО ГИРЛАНДАЙО. ПОРТРЕТ СТАРИКА С ВНУКОМ. 1480-е
Часть 2.
Провенанс "Портрета старика с внуком"Доменико Гирландайо также
представляет собой большую загадку. До 1880 года, пока картина не
всплыла на художественном рынке Европы, о ней не было известно
ровным счётом ничего. В 1880-м владельцы картины (к сожалению, кто
именно это был, мне выяснить не удалось) предложили ее берлинскому
музею кайзера Фридриха (в настоящее время музей Боде).
Эксперты берлинского музея сочли, что картина, без сомнения,
выдающаяся, но в очень плохом состоянии, и ее реставрация обойдется
музею слишком дорого, а результат при этом может оказаться
недостаточным, чтобы произведение можно было выставлять. А вот Лувр
рискнул, выкупил «Старика с внуком», и в конечном счете не
прогадал. Хотя картина действительно требовала серьезной
реставрации.
Как сообщали информированные источники:
«…поверхность картины пришлось очищать и шлифовать, так как на лице
старика были глубокие царапины».
В 1996 году проводилась повторная реставрация, в результате которой
царапины и фрагменты с отсутствующей краской были расчищены и
восстановлены уже с применением новейших на тот момент
технологий.
На первый взгляд картина «Портрет старика с внуком», кажется
ничем непримечательной, особенно в сравнении с грандиозными
фресковыми циклами, которые так мастерски писал Гирландайо, но тем
не менее, именно она оказалась в наше время самым известным
произведением художника, и к тому же одной из визитных карточек
Лувра.
Это очень небольшая работа (ее размеры 62.7 × 46.3 см), выполненная
темперой на доске. На ней изображен пожилой мужчина с очень
приметной внешностью, который нежно обнимает маленького
светловолосого мальчика, который доверчиво положил старику на грудь
свою маленькую ручку. Старик смотрит на ребенка с такой нежностью,
любовью и затаенной печалью, что их родственная связь кажется
совершенно очевидной.
Что же с этой картиной не так? Прежде всего зрителю бросается в
глаза нос старика, большой и уродливый. Специалисты полагают, что у
мужчины ринофима, хроническое заболевание кожи носа,
характеризующееся увеличением всех её элементов и обезображиванием
носа. Причины появления этой болезни до настоящего времени не
выяснены, считается что она может быть следствием алкоголизма или
же длительного проживания при неблагоприятных условиях окружающей
среды, при повышенной запыленности либо избыточной влажности
воздуха, резкой смене температуры, или частых переохлаждениях. На
мой взгляд, старик с портрета на хронического алкоголика все же не
похож, а вот если он был купцом, который постоянно перемещался по
Европе, особенно по морю, то при некоторых других неблагоприятных
факторах (например, хронического заболевания кожи, которое
называется «розовые угри» или розацеа) вполне мог получить такие
проблемы. Кстати, в некоторых случаях ринофима носит
злокачественный характер, и поскольку в те времена методов лечения
ее не существовало, то есть вероятность, что именно она послужила
причиной смерти человека, изображенного на портрете.
Изуродованный нос старика художник помещает точно в центр картины,
как бы специально акцентируя на нем внимание зрителя. Это
совершенно нетипично для эпохи Возрождения, когда художники
старались при сохранении портретных черт все же максимально
облагородить своих героев. А Доменико Гирландайо как никто умел
передавать портретное сходство своих моделей, что неоднократно с
восхищением отмечали современники.
Уродство старика при этом как бы нарочито оттеняет ангельскую
прелесть маленького мальчика, его внука. Вообще, все маленькие
мальчики в произведениях Гирландайо по большому счету очень похожи
друг на друга. Вот например, на портрете Франческо Сассетти 1488
года, его сын Теодоро очень похож на мальчика с портрета старика.
Мальчик также изображен в профиль, у него тонкие черты лица и
мягкие слегка вьющиеся светлые волосы. Впрочем, надо признать, что,
скорее всего, Доменико Гирландайо создал для себя определенный
стереотип в изображении невинного ребенка и осознанно или
подсознательно ему следовал во многих своих работах, причем не
только в портретных. Например, на фреске «Воскрешение мальчика» в
капелле Сассетти церкви Санта-Тринита, мы также видим
светловолосого ребенка, сидящего на ложе, также представленным в
профиль.
Часть 1.:
Продолжение следует…