рейтинг блогов

ЗАНИМАТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВОВЕДЕНИЕ: СЮЖЕТЫ

топ 100 блогов nikonova_alina27.05.2021 ИЛЬЯ РЕПИН. КРЕСТНЫЙ ХОД В КУРСКОЙ ГУБЕРНИИ. 1880-83

Часть 3.

ЗАНИМАТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВОВЕДЕНИЕ: СЮЖЕТЫ
Илья Репин. Крестный ход в Курской губернии. 1880-83

«Крестный ход в Курской губернии» часто называют «энциклопедией русской жизни». Но это пафосное название на самом деле абсолютно ничего в картине не объясняет, поскольку представлены здесь отнюдь не самые лучшие представители русской нации. И ярые поклонники Репина и его картины и самые оголтелые его хулители одинаково недоумевали: почему в «Крестном ходе» нет ни одного приятного или хотя бы симпатичного лица, почему в этом столь значимом церковном действе, судя по представлению художника, не участвует ни один человек, истинно и искренне верующий. Где она, та самая глубинная и исконная вера русского народа, где его скрепы и генетический код?
Павел Третьяков, большой поклонник Репина, купивший «Крестный ход» для своего собрания, недоумевал, почему на картине «нет ни одного приятного лица».
А это мнение из противоположного лагеря, статья из газеты «Новое время», издаваемой Сувориным:
«…Как же можно сказать, что эта картина есть непристрастное изображение русской жизни, когда она в главных своих фигурах есть только лишь одно обличение, притом несправедливое, сильно преувеличенное… Можно ли допустить, чтобы верховой урядник мог забраться в самую тесноту толпы и не в городе, а среди большой дороги и со всего взмаху бить народ плетью по головам, тем более в то время, когда тут же, вблизи него и духовенство, и представители полицейской власти, и почетные лица города… Вот, мол, смотрите, какие они папуасы, говорит автор, какое их благочестие: бедный, несчастный народ бьют нагайкой, икону охраняют палкой, и никто из этих папуасов не чувствует, до какой степени он груб и дик, допуская подобное зверское самоуправство. Вот, по-моему, точка зрения художника. Дальше две женщины несут пустой киот от образа, и несут с такой бережливостью и благоговением, точно киот есть такая же святыня, как и образ. В этом изображении проглядывает та же мысль художника: вот, мол, какое у глупых женщин благоговение к пустому ящику, какое невежественное понятие о святыне в наш просвещенный век… Засим, не говоря уже о выборе типа, лица и фигуры барыни, несущей самый образ, выборе, сделанном тоже с явным намерением дополнить «идею»: такая, мол, надменная безобразная рожа, видимо, почетная личность в городе, пользуется высокой честью нести в своих руках святыню… Нет, эта картина не беспристрастное изображение русской жизни, а только изобличение взглядов художника на эту жизнь…»
По сути, это те же самые претензии, что и у Третьякова. И на самом деле, автор статьи абсолютно прав, для Репина тема оказалась поводом публично высказать свои взгляды на искусство и на жизнь, но отнюдь не заниматься поисками проявлений духовности русского народа. Своему близкому другу, художнику Н.И.Мурашко, Репин писал:
«Красота – дело вкусов; для меня она вся в правде. Ты угадал – избитая рутина для меня просто пошла, как шарманка, и ей я никоим образом удовлетвориться не могу… я бы себя презирал, если бы стал писать «ковры, ласкающие глаз…» Делать ковры, ласкающие глаз, плести кружева… - словом, всяким образом мешать божий дар с яичницей, приноравливаться к новым веяниям времени. Нет, я человек 60-х годов, отсталый человек, для меня еще не умерли идеалы Гоголя, Белинского, Тургенева, Толстого… Всеми своими ничтожными силенками я стремлюсь олицетворить мои идеи в правде; окружающая жизнь меня слишком волнует, не дает покоя, сама просится на холст; действительность слишком возмутительна, чтобы со спокойной совестью вышивать узоры, - предоставим это благовоспитанным барышням…»
Так что, вероятно, неправы те современные исследователи, кто ищет в творчестве Репина продолжение темы богоискательства ивановского «Явления Мессии». Репин был человек трезвомыслящий, и циником до мозга костей, не скажу, что атеистом, но как многие, кто видел изнанку повседневной церковной жизни, человеком, весьма скептически настроенным по отношению к духовенству и внешним, демонстративным проявлениям веры. И кроме того, как художник Репин умел заметить и выразить в своем творчестве, то что не всегда поддается словесному выражению. Сам он писал об этом так:
«… Художник изображает на картине только те лица, которые просятся на холст. Это очень тонкая вещь, которую невозможно объяснить никакой теорией. Но если живописец решил пренебречь истиной ради красоты, он неизбежно погубит свое творение…»
Интересен для понимания отношения Репина к искусству в целом и к этой конкретной картине в частности, и грандиозный спор между ним и Павлом Третьяковым по поводу все того же «Крестного хода». Третьякова не удовлетворил последний вариант картины, о чем он тотчас сообщил Репину. Он писал, что некоторые художники утверждают, «будто у Репина в картинах и этюдах все лица некрасивые, ухудшенные против натуры». Третьяков полагал, что в этих утверждениях есть «доля правды», и советовал Репину восстановить в «Крестном ходе» хотя бы «благообразную девушку», которая была в одном из вариантов. Третьяков писал: «Было бы очень хорошо на место бабы с футляром поместить прекрасную молодую девушку, которая бы несла этот футляр с верою и даже с восторгом».
В ответном письме Репин писал, что никак не может согласиться с утверждением художников, о которых пишет Третьяков:
«Это все устарелые, самоделковые теории и шаблоны. Для меня выше всего правда, посмотрите-ка в толпу, где угодно, - много ли Вы встретите красивых лиц, да еще непременно, для Вашего удовольствия, вылезших на первый план?… Картина есть глубоко сложная вещь и очень трудная. Только напряжением всех внутренних сил в одно чувство можно воспринять картину, и только в такие моменты Вы почувствуете, что выше всего правда жизни, она всегда заключает в себе глубокую идею и дробить ее, да еще умышленно, по каким-то кабинетным теориям плохих художников и ограниченных ученых – просто профанация и святотатство».
Третьяков и Стасову писал, что не согласен с содержанием картины и что незачем было Репину показывать в картине «рубящего урядника», и что «картина выиграла бы, если бы… убрался противный урядник».
Тогда как для художника именно образ урядника с нагайкой, замахнувшегося на женщину в белой блузе, и олицетворял весь уклад российской жизни.

Предыдущие посты:
Часть 1: https://nikonova-alina.livejournal.com/780351.html
Часть 2: https://nikonova-alina.livejournal.com/781104.html

Продолжение следует…

Оставить комментарий

Архив записей в блогах:
У заокеанских  продавцов пылесосов нам, конечно, еще учиться и учиться. Коррупция не только сына, но и самого президента? Что вы говорите - как от этого отвлечь общество? Да, ну, плевое дело, тем же методом имени Герберта нашего Уэллса. Рассказываем впечатлительным американцам, у ...
8 декабря прошла первая пресс-конференция главы ЛНР Л.Пасечника на выставке-форуме «Россия»на ВДНХ в Москве. В частности, он сказал: "Я человек советский и вырос в те времена, и заканчивал я военно-политическое училище и призван был защищать идеологию большой страны. И я не единожды в ...
Погода радует, несмотря (или как раз благодаря) ночному дождику. Солнечно, тепло (+16). Но пришлось заняться сменой гардероба - летнее достать, зимнее убрать. Заодно с Иркой разобрали пряности. Обнаружили такой раритет ...
Режиссер сериалов замучился искать в нашей России женщину 33-37 лет с красивым и умным лицом. И заявил в духе оголтелого сексизма: - У наших женщин проблемы с лицами - потасканные и глупые. У всех, кто присутствовал в студии, наступил легкий ступор. Помощник режиссера издала нервный ...
Я в последнее время может быть и зачастил к вам с опросами, но т.к. это опрос про котика и с фотографическими изображениями котика, то это прощает все, как мне представляется. Тем более, чьто без мнения третьих лиц тут не разобраться никак. Итак у нас с одним библиотекарем состоялся неш ...