ЛЕОНИД СОЛОМАТКИН. ПО КАНАТУ
nikonova_alina — 10.06.2021Часть 2.
Соломаткин никогда не писал своих героев красивыми, и его девочка-канатоходка не исключение. Художник изображает свою героиню в профиль, но зритель видит, что у нее простое лицо с не самыми утонченными и даже правильными чертами, светло-русые вьющиеся волосы невыразительного оттенка, то ли просто сколотые на затылке заколкой, то ли все же уложенные в прическу для выступления, и при этом очень изящные руки и ноги.
И так получается, что образ, который создает Соломаткин, кажется исключительно возвышенным и благородным. Он явно любуется своей героиней, тщательно, почти любовно выписывает ее платье с воздушными многослойными юбками и яркими голубыми лентами, на которых видны все их складки и заломы. Интересный нюанс: наряд девочки-циркачки – бело-голубой, взывает ассоциацию с одеянием Девы Марии, как бы подчеркивая ее юность, чистоту и невинность. Художник не забывает изобразить даже маленькие жемчужные сережки в ушах юной циркачки.
Благодаря этому платью кажется, что девочка как бы парит над толпой, воздушная, невесомая, волшебная, ирреальная, - настоящая принцесса бродячего цирка. Для того, чтобы передать это ощущение парения, полета Соломаткин помещает зрителей максимально глубоко внизу, даже нарушая при этом законы перспективы. Очевидно, что он делает это сознательно, а не из-за недостатка профессионализма.
Как всегда художник очень умело расставляет цветовые акценты. Помимо наряда циркачки это цветные флаги, обозначающие начало и отрезки пути циркачки по канату и пёстрые фонарики, протянутые рядом с ним.
Смысл этой картины достаточно многослоен. Во-первых, на поверхности лежит идея противопоставления артиста, обладающего божественным дарованием и потому по праву вознесенного над остальными, и толпы, приземленной и исполненной пустого любопытства.
Следующий, более глубокий смысловой пласт предполагает, что девочка-циркачка, нежная и утонченная, может символизировать душу художника, канат – это путь, по которому он идет, такой же узкий, опасный и с непредсказуемым финалом, а толпа внизу олицетворяет публику, пустую и равнодушную, которая никогда не будет в состоянии понять творческую личность со всеми ее поискам и метаниями.
Рискну предположить и еще один вариант объяснения этой картины, личный, так сказать. А что, если причиной ухода Соломаткина из Академии была любовная история? Может влюбился молодой художник в юную канатоходку, увидев однажды ее выступление. А потом артисты собрался переезжать, и художник, будучи не в силах расстаться с возлюбленной, бросил учебу и отправился вместе с бродячим цирком в бесконечное путешествие по Руси.
Когда летом артисты снова давали представления в Петербурге, Соломаткин мог написать портрет своей возлюбленной. Ведь в этой картине чувствуется не только восхищение художника талантом юной циркачки, но и его любовь.
А дальше могло пооизойти что-то нехорошее. Может по какой-то причине художник и его подруга расстались, а может, случилось и что-то похуже, ведь профессия канатоходца очень рискованная. Но фактом является то, что именно с этого времени, с конца 1860-х годов, Соломаткин покатился по наклонной, бродяжничал, пристрастился к алкоголю, который и стал в конце концов причиной его ранней смерти в возрасте 46 лет.