Договор на доверии и доверие по договору

топ 100 блогов anairos23.08.2021 Христиане часто говорят об уповании на Бога.

Упование – это надежда, доверие. Уповать на Бога – значит, рассчитывать на Него, полагаться на Него больше, чем на себя самого.

Но даже в такой смиренной христианской теме в деталях прячется дьявол.


Все христианские авторы сходятся в убеждении: уповать на Бога – праведно, искушать Бога – грешно.

Но в чём разница между этими понятиями?

Вот некто, заболевший тяжёлой, но излечимой болезнью, отказывается принимать лекарства. Он горячо молится о своём исцелении, убеждённый, что Бог его не оставит. Всевышний, способный исцелять больных и воскрешать мёртвых – куда более надёжный лекарь, чем любой смертный врач.

Этот человек полагается на Бога всецело – он вверяет в руки Его свою жизнь и отлично знает, что в случае неудачи расстанется с нею. Его вера настолько тверда, что смогла преодолеть и здравый смысл, и инстинкт самосохранения.

Одни скажут, что он показывает пример упования. Другие – что он искушает Бога, отказываясь от земных способов решения проблемы в надежде, что тем вынудит Бога вмешаться и явить Себя.

Был случай, когда издевательскую Дарвиновскую премию за самую глупую и бессмысленную смерть получил миссионер. Он отправился нести Слово Божье дикарям-людоедам, к которым не суются даже антропологи – их просто оставили в покое на их острове, потому что они убивают и съедают каждого чужака, едва он ступит на их землю. Это же произошло и с незадачливым проповедником – а также с его женой и детьми, которых он взял с собой.

Кто он – дурак или мученик? Уповал он на Бога или искушал Его?


Другой христианин, напротив, не только не рассчитывает на чудесную помощь – он убеждён, что это заведомо бессмысленно. Никакие молитвы не могут изменить высшей воли. Что угодно Богу, то произойдёт. Что не угодно – не произойдёт. А значит, молись, не молись – всё едино. Если что-то случилось – уже поэтому понятно, что Бог этого хотел. А поскольку Бог всемогущ, всеведущ и всеблаг, то всё происходящее было нам, по Его мнению, необходимо. Это то, чего мы заслужили.

Вроде бы это правильное, смиренное и благочестивое христианское рассуждение. Такой человек уповает на Бога, может быть, даже и больше, чем предыдущий пример. В его мире Бог не являет Себя, вмешиваясь в критических ситуациях, а управляет любыми событиями. Бог есть всё во всём.

Но по большому счёту, чем рассуждающий так отличается от неверующего? Тот ведь тоже идёт по жизни, делая то, что может, и не рассчитывая ни на какое сверхъестественное вмешательство. Он тоже уверен, что никакими молитвами невозможно ничего изменить в жизни, а потому молитвы бессмысленны.


Два диаметрально противоположных поведения, но одинаковое упование на Бога. Как такое может быть?

Как на эти вопросы отвечают христианские авторитеты – вы можете спросить у священников или прочитать в книгах.

А вот как на них отвечает маг.


У многих из нас есть бесцеремонные родственники или друзья, которые обожают давать обещания за других.

«Я уже пообещала тёте Кате, что ты поможешь ей с переездом. Как это ты не можешь? Какие ещё другие планы? Ты что, хочешь меня подвести? Мы с тётей Катей на тебя рассчитываем!».

«Ну, в общем, слушай сюда – я задумал одно дело, и твоё участие там просто необходимо. Что значит, ты не собираешься в этом участвовать? Я на тебя рассчитывал, а ты меня подвёл!».

Такое, разумеется, никому не по душе. Даже те, кому приятно чувствовать себя нужными и необходимыми, предпочитают делать это на своих условиях. Они берут на себя ответственность только за то, что решили сделать сами.

Это и есть формула правильного упования: ты вправе полагаться на другого только в том, что тебе открытым текстом обещано. Всё остальное – уже не упование, а искушение: ты ожидаешь от ближнего поступков, о которых вы не договаривались, и которые он вовсе не обязан для тебя совершать.

Формула действует, конечно, в отношениях между людьми. Но и в магических делах не зря так часто встречается метафора договора, сделки, соглашения.

Жестокий правитель продаёт душу дьяволу ради силы и власти. Хозяева замка обязуются кормить эльфов каждый год сладкой кашей, чтобы те не оставляли замок своим покровительством. Бог заключает со Своим избранным народом Завет – торжественное соглашение, скреплённое клятвой. Отношения между Богом и человеком уподобляют браку, а ведь брачная церемония – тоже обмен клятвами.

Дело в том, что главная сложность прикладного чудотворения – примирить между собой волю и принятие.

У тебя есть цель. Ты знаешь, какой исход событий тебя устроит, а какой нет. Ты сделал свой выбор.

Но в то же время ты обращаешься к Той Стороне, в пустоту, где всё возможно. Ты отказываешься от ожиданий и готов принять любой исход, каким бы невероятным он ни был.

Точку равновесия между этими полюсами я называю «ты плюс То». Ты обращаешься к союзнику, с которым вы заключили соглашение. В этом деле ваша воля совпадает.

С этого момента ты возлагаешь все свои ожидания на союзника. Ты примешь всё, что он для тебя сделает, потому что он хочет правильного, и всё, что он сделает, тебя устраивает.

Имя и образ союзника не устраняют неопределённость, но уменьшают её. На смену предельной неуверенности приходит спокойная готовность. Её в просторечии и называют упованием.


Иной мир не знает человеческого понятия справедливости (в любой его трактовке). Но он на свой лад честен. Баланс воли и упования в вашем соглашении определяется соотношением сил.

Чем могущественнее твой союзник, тем больше он перетягивает одеяло на себя. С духом ручья или дерева можно договориться на равных. Перед богом тебе придётся склониться и служить ему. Если же ты решил воззвать к Богу Всего – его бесполезно о чём-либо просить, его и так устраивает всё происходящее. А значит, и тебя должно.


Если приложить эти простые правила к тем примерам, с которых мы начали, многое сразу станет понятно.

Христианин из первого примера думает, будто договорился с Богом на равных. Пока я исполняю Твои просьбы, Ты исполняешь мои.

Но такая сделка была бы нечестной: неравенство сторон слишком велико. Бог может сделать для человека куда больше, чем человек для Бога.

Наш условный христианин забывает, что сам подписался быть рабом Божьим. Следовательно, его обязанность – служить, исполнять высшую волю и не заикаться о вознаграждении. Просьбы раба ни к чему не обязывают господина. Он исполнит их или не исполнит, как сам пожелает и по своему усмотрению. Он воздаст своему рабу должным образом и за послушание, и за непослушание.

И телесное здоровье никак не входит в права и обязанности сторон. Грубой плоти всё равно суждено умереть и обратиться в прах, чтобы восстать нетленной и бессмертной в конце времён. Протянешь ты ещё год или тридцать лет – для неба нет разницы.

Бог властен тебя исцелить – если Сам того пожелает. Например, если ты Ему зачем-то нужен живым и здоровым. Во всём остальном – крутись, как знаешь, врачи тебе в помощь. Это только твоя проблема.


А что же второй? Он-то уж точно не придаёт себе значения. Он смиренно умаляется перед лицом Бога.

Да, это верно – до такой степени, что в его жизни вовсе нет связки «я плюс Бог». Саму мысль об этом он считает греховной. Он осознанно бежит от идеи соработничества с Богом, каких-либо отношений с Ним.

Тем не менее, это тоже форма соглашения. «Бог вправе делать с Верующим, что пожелает, Верующий же обязуется при этом не возникать».

Это даже не рабство. Раба хоть и называли в Риме инвентарём, но всё же говорящим. Раб общается с хозяином, выслушивает его приказы, может спрашивать совета, позволения или помощи. Порой он вникает в дела хозяина, сознательно в них участвует, пользуется доверием и даже любовью.

Наш христианин отказывается от такой возможности. Он согласен быть только инвентарём бессловесным – предметом, который Бог переставляет по жизни, словно шахматную фигуру, и использует в своих целях, ничего не спрашивая и не объясняя.

А ведь в христианских понятиях звание раба Божьего – вовсе не предел мечтаний верующего. Хороший раб имеет надежду на карьерный рост. Он может стать слугой – тем, кто служит за вознаграждение и может ставить нанимателю условия – и даже подняться до сына.

Сын участвует в делах отца, потому что они семья, и это и его дела тоже. Когда-нибудь он вступит в права, и тогда уже к нему будут обращаться «моли Бога о нас». Но тому, кто заранее отказался от этого пути, разумеется, такая судьба не светит.

Оставить комментарий

Архив записей в блогах:
Что-то этот ихний Лайт какой-то слоупочный. На четвертый день заболели мышцы уколотой руки - так, как после первой полноценной прививки болели с утра второго дня. А вот температура упала еще вчера с обеда. Бардак вообще, никакого ...
Независимо от разговоров о современной системе образования, она по-прежнему остается актуальной в контексте приобретения основных знаний. Преподаватели создают особый фундамент, на котором студенты в дальнейшем самостоятельно строят свою жизнь, используя дополнительные знания, ...
Написать это меня подтолкнуло одно из писем. Письмо было довольно жёстким для меня, как для отчаянного эмпата. Даже немного подпаяло. Приводить его не буду, пообщались уже, но если вкратце - там, в общем, девочка переживала, что у её парня было в жизни мало женщин, видела, что парень как б ...
Oтрывок из руководства для членов Корпуса Мира, работающих в джунглях Амазонки 1. Если на вас напала анаконда, не бегите. Она всё равно двигается быстрее. Ни в кое случае не паникуйте! 2. Лягте на спину. Плотно сожмите ноги и прижмите руки к телу. ...
Время от времени мне попадаются в сети разные зоозащитники, в силу того, что я просто интересуюсь собаками (по случаю, так-то времени нет на это). Я их почитываю, наверное, из мазохизма. Потому что немедленно начинаю ощущать себя фашисткой! Как мне не стыдно! В приютах томятся несчастные ...