Цвет победы
vikond65 — 04.06.2024Думаю, что всем, когда-либо имевшим дело с живописью, полиграфией, компьютерной графикой или дизайном, хорошо знаком ярко-пурпурный цвет маджента — один из четырех компонентов цветовой палитры CMYK. Однако наверняка мало кто знает, что этот цвет получил свое название благодаря сражению у итальянского городка Маджента, произошедшему ровно 165 лет назад назад, 4 июня 1859 года. Да, эта дата примечательна не только морскими баталиями, о которых я сегодня уже рассказывал
Дело в том, что маджента (он же солянокислый розанилин, он же фуксин) это не только синтетический краситель, но и антисептик, весьма эффективный против грибковых и стафилококковых инфекций. Именно в этом качестве недавно синтезированное вещество было впервые применено французскими военными медиками в битве при Мадженте для дезинфекции ран. Вот такая довольно неожиданная история.
Сражение при Мадженте произошло в ходе краткой франко-итало-австрийской войны, длившейся с 29 апреля по 11 июля 1859 года. Ее инициатором был король Сардинии Виктор-Эммануил, стремившийся изгнать австрийцев из Италии и объединить ее под своей властью. На его стороне выступил французский император Наполеон-III, которому Виктор-Эммануил пообещал за это область Савойя и город Ницца, заключив с французским монархом секретный договор.
Однако в Вене каким-то образом узнали о соглашении и решили нанести упреждающий удар. Королю был направлен ультиматум с требованием полного разоружения. Разумеется, Виктор-Эммануил его отверг. В ответ австрийская армия вторглась на территорию Сардинского королевства. Как только об этом узнали в Париже Франция объявила Австрии войну.
Несмотря на скоротечность кампании, она ознаменовалась несколькими крупными сражениями, причем все их австрийцы продули. Сражение при Мадженте было предпоследним. В нем французская армия, состоявшая из двух корпусов, одним из которых командовал сам Наполеон, а другим — маршал Мак-Магон, решительно атаковала австрийскую армию под командованием фельдмаршал-лейтенанта (да, в Австрии было такое оригинальное воинское звание) Ференца Дьюлаи.
Австрийцы занимали сильные позиции на берегу реки Тичино и в самой Мадженте, превратив ее крепкие каменные дома в опорные пункты. Однако французам удалось форсировать реку по полуразрушенным мостам и за несколько часов упорных уличных боев — полностью зачистить город.
Этот успех говорит о весьма высоких боевых качествах тогдашних французских солдат и офицеров, тем более что армия Наполеона и Мак-Магона значительно уступала по численности противнику. В ней было около 50 тысяч пехотинцев и 1200 кавалеристов, а у Дьюлаи — 58 тысяч пехоты и 3400 — кавалерии. Кроме того, австрийцы имели 152 пушки, а французы — всего 87.
Тем не менее, исход битвы не вызывал сомнений. Австрийцы, выбитые из города, потеряли 1368 человек убитыми, 4358 — ранеными и 3987 — пленными. Французы — 657 убитыми, 3229 — ранеными и всего 546 — пропавшими без вести и пленными. Главную роль во взятии Мадженты сыграли пять тысяч французских пеших гренадеров, которые ловко забрасывали ручные гранаты в окна домов, обороняемых австрийцами.
На следующий день Дьюлаи получил значительные подкрепления, увеличившие численность его армии до 100 тысяч. Однако он так и не решился контратаковать, возможно, опасаясь, что французы тоже усилились. Вместо этого фельдмаршал-лейтенант приказал отступать к Милану, а потом еще дальше — к Мантуе. За такую осторожность, граничащую с трусостью, Дьюлаи был отстранен от командования. Австрийскую армию возглавил сам молодой император Франц-Иосиф, а под его мудрым руководством она получила финальный нокаутирующий удар в битве у Сольферино. Однако это уже другая история.
На заставке - картина "Битва при Мадженте" итальянского живописца Джероламо Индуно, на которой французские гренадеры, зуавы и пехотинцы с двух сторон теснят австрийцев на окраине города.
Битва при Мадженте по состоянию на тот момент, когда передовые отряды французов (красные) форсировали реку Тичино.
Наполеон-III (в центре на белом коне) среди офицеров и адъютантов во время битвы при Мадженте. Картина Джованни Фаттори. Интересно, что итальянский художник изобразил императора со спины, что в те годы было не принято в отношении коронованных особ.
Французские гренадеры ведут перестрелку с австрийской пехотой.
Основное оружие пехоты в битве при Мадженте — французская дульнозарядная капсюльная винтовка Тувенена со штыком-ятаганом и австрийская винтовка Лоренца аналогичной конструкции. Хорошо видно, насколько они похожи.
Французские ручные гранаты образца 1847 года с терочными и фитильным запалом. Занятно, что эти примитивные и небезопасные "бомбочки" сохранялись на вооружении французской армии вплоть до Первой мировой войны.
Уличный бой в Мадженте на на раскрашенной гравюре французского художника XIX века Адольфа Ивона.
Обмундирование французских солдат и офицеров времен войны 1859 года. Слева — направо: солдаты линейной пехоты, офицер зуавов и знаменосец гвардейских гренадер.
Мундиры австро-венгерских войск того же периода. Слева — австрийская пехота, в центре — венгерская пехота в своих "коронных" обтягивающих рейтузах, делающих солдат похожими на балерунов, справа — альпийский горный егерь.
Французы под огнем форсируют реку Тичино по дощатому настилу, уложенному взамен разрушенного мостового пролета.
Погибшие в сражении австрийские солдаты, собранные для захоронения в братской могиле на городском кладбище.
|
</> |