Верхом на бомбах
vikond65 — 30.05.2024Ровно 80 лет назад, 30 мая 1944 года в Германии была принята на вооружение авиационная ударная система "Мистель-1" (Mistel - "Омела"), она же "Бетховен", она же "Отец и сын". Эта система представляла собой морально устаревший истребитель Мессершмитт Bf.109F "Фридрих", прикрепленный сверху к бомбардировщику Юнкерс Ju.88, переделанному в беспилотный самолет-снаряд. Вместо кабины экипажа у Юнкерса был установлен двухтонный кумулятивный заряд взрывчатки, пробивавший семь метров железобетона, а также способный одним ударом уничтожить линкор или авианосец.
Это был один из многочисленных примеров немецкого "вундерваффе" — "чудо-оружия", призваного переломить уже очевидно катастрофичный для Германии ход войны. Боевая сцепка управлялась одним человеком — пилотом истребителя. Вблизи от объекта атаки, когда тот уже наблюдался визуально, пилот-оператор наводил "Мистель" на цель и отцеплял бомбардировщик.
Далее крылатая бомба летела самостоятельно, управляемая гироскопическим автопилотом, который выдерживал прямолинейный курс. Вносить корректировки в этот курс пилот уже не мог, а точноть попадания зависела исключительно от его изначальной меткости.
Как и другие образцы "вундерваффе", вроде самолетов-снарядов "Фау-1", баллистических ракет "Фау-2", реактивных истребителей, бомбардировщиков, и супертанков "Маус", "Мистель", как известно, гитлеровцам не помог. Несмотря на то, что он был построен в количестве примерно 250 штук, доселе неизвестно ни одного полностью удачного примера боевого применения этого монстра.
Сперва его хотели задействовать в операции "Железный молот" — ударам по советским предприятиям тяжелой индустрии, а также — по электростанциям в Поволжье и на Урале. Но когда систему довели "до ума", фронт отодвинулся слишком далеко на запад, и до предполагаемых целей "Омела" уже не просто долетала.
После высадки союзников в Нормандии немцы попытались таранить "Мистелями" боевые и транспортные корабли в захваченной англичанами гавани Курсель, но добились всего одного попадания в старый и списанный французский линкор "Курбе", а также — повреждения взрывной волной и осколками английского фрегата "Нит", который отправили в ремонт. Планы атаковать "Мистелями" главную базу британского флота Скапа-Флоу так и остались нереализованными.
На заключительном этапе войны, 10-12 апреля 1945 года, гитлеровцы решили применить "Мистели" для разрушения советских понтонных переправ через Одер на Кюстринский плацдарм, с которого через несколько дней развернулось наступление на Берлин. Это можно было назвать жестом отчаяния, поскольку даже в случае уничтожения переправ, они были бы восстановлены буквально за несколько часов, а на планах советского командования это бы никак не отразилось.
Но немцам не удалось даже этого. Ни один из самолетов-снарядов в мосты не попал. Очевидно, советская зенитная артиллерия и господство в воздухе нашей истребительной авиации сделали работу пилотов-наводчиков "Мистелов" настолько нервной, что они просто не смогли тщательно прицелиться.
Несколько "Юнкерсов" спикировали в воду или врезались в береговые откосы и лишь один попал в скопление советских войск, ожидавших переправы на восточном берегу, убив два десятка солдат и офицеров. Это был, пожалуй, наибольший успех, достигнутый программой "Омела/Бетховен" в ходе войны. Радумеется, ни малейшего влияния на ход битвы за Берлин он не оказал.
"Мистель-1" — пилотируемый "Мессер" и беспилотный "Юнкерс" с двухтонной кумулятивной "головой" вместо кабины.
Аналогичная машина при виде сзади.
"Мистель-1" в цвете.
Учебная версия без боезаряда.
"Мистель" на боевом курсе в направлении кораблей союзников.
Захваченный американцами учебный "Мистель-2", в котором в качестве машины управления и наведения использовался на Мессершмитт, а Фокке-Вульф FW-190.
|
</> |