Бывший наш народ

топ 100 блогов auvasilev22.07.2022 Мы бесчисленное количество раз уже это обсуждали в самых разных вариантах. Естественно, ни к каким безусловным выводам не пришли, но, кажется, хотя бы максимально полно, понятно, в меру скромных сил, свои идеи, эмоции и мнения на эту тему высказали.

Но, несомненно, какое-то чувство недоумения у многих осталось и остается. Подозреваю, потому очередной раз в недавнем комментарии один читатель спросил. Нечто вроде, и всё-таки почему до сих пор на территории бывшего СССР осталось такое количество «настоящих советских людей»? И далеко не только старшего возраста, но и среди тех, кто родился или по крайней мере провел большую часть жизни уже после развала империи. Что это за неизлечимый вирус, и почему кто-то имеет к нему иммунитет, но основная часть населения абсолютно беззащитна?

Я, конечно, как и раньше, не смогу дать исчерпывающий ответ, да и не очень уверен, что он существует в принципе. Могу лишь снова поделиться некоторыми личными и крайне субъективными соображениями.

Хотя само выражение начало использоваться ещё с двадцатых, догматически оно было сформулировано и вошло в почти обязательное официальное словоупотребление позднее, когда в 1961 году, выступая на XXII съезде КПСС, Н. С. Хрущёв в докладе о новой программе КПСС провозгласил: «В СССР сложилась новая историческая общность людей различных национальностей, имеющих общие характерные черты,— советский народ».

И мне представляется, что среди много прочего, сказанного за свою жизнь большим оригиналом Никитой Сергеевичем, не знаю, им ли придуманная и сформулированная, но им именно так, как сейчас модно говорить, «озвученная» со столь высокой трибуны, но эта мысль была, возможно, самой верной и правдивой. Такой народ сформировался и весьма эффективно к тому времени функционировал.

В какой-то степени, возможно, сыграла свою роль и отрицательная селекция. У нас на Колыме я ещё с детства нередко слышал фразу, типа, в нашей стране половина сидит, а половина охраняет. Нет, естественно, если подходить чисто статистически, то это не только преувеличение, а просто неправда. Абсолютно точных цифр до сих пор нет и очень сомневаюсь, что когда-нибудь будут. Но грубо приблизительно за период с 1930-го, когда было создано Главное управление лагерей, по 1956 год через лагеря прошло порядка двадцати миллионов человек. Не мало, но на половину или даже около никак не тянет.

Однако, если воспринимать столь буквально, то, думаю, большая часть истины в той фразе есть. Имею в виду, если более широко подходить к понятиям «охраняемые» и «охраняющие». Ведь действительно, практически в каждом коллективе, даже самом маленьком, были те, что постоянно чувствовали над собой острый глаз и твердую руку государства, и те, кто служил инструментом этих глаз и этой руки. И в такой ситуации уже вполне обоснованно говорить если не о «половине на половину», то очень близко к тому.

А, как известно на практике, хотя фундаментальная теоретическая база и тут отсутствует, «охраняющие» обладают много лучшей живучестью и, соответственно, лучше размножаются, чем «охраняемые». Таким образом уже через несколько десятилетий и сменившихся поколений после Октябрьского переворота, именно потомки условной (а то и безусловной) «вохры» не только стали превалировать, но и занимали наиболее деятельную и жизнеспособную нишу всего общества.

Плюс к тому, оба за этот период произошедших «слома системы» произошли не в результате внутренней борьбы и победы «охраняемых» и не в результате иностранного завоевания или хотя бы военного разгрома. «Десталинизация» совершалась в большой степени людьми, у которых самих руки были по локоть в крови, а была свернута теми самыми потомками «охраняющих». «Перестройку» тоже возглавили не диссиденты, а члены самой верхушки КПСС. И тут можно говорить что угодно, но в обоих случаях свободу не выдирали зубами из горла у власти, а она была дарована «свыше» этой самой властью. Пусть до конца и не осознававшей последствий, но искренней в том своем «неосознании». А то, что бесплатно, обычно не слишком ценится.

Тут, мне кажется, есть ещё один важный момент. Когда писатели и даже вполне себе «настоящие» историки, и не коммунистические, писали о том, что отмена крепостного права по выражению Некрасова «Распалась цепь великая, распалась и ударила – одним концом по барину, другим по мужику», то они особый упор в плане «удара по мужику» делали на чисто финансовые, бюрократические и экономические недостатки последующего распределения земли. Но мало кто обращал внимание, что многие крепостные восприняли освобождение как катастрофу еще и по иным, культурно-психологическим причинам.

Выросшие в системе, когда их пусть и на самом низшем уровне, но обеспеченное существование хоть в некоторой степени, однако гарантировалось «сверху», они оказались совершенно не готовы к опять же дарованной «свободе» и почувствовали себя обманутыми и брошенными. Когда на практике выяснилось, что свобода – это не просто «воля» из былин и пьяных песен, а целая система ответственности за самих себя и своих близких, то многие сильно затосковали по барской плети, так как она хоть в какой-то мере, но шла в комплекте с возможной барской милостью.

Так и советский народ в подавляющем большинстве своем оказался совершенно не готов к свободе. То есть к отсутствию не только надзора и принуждения, но и к беззащитности и личной ответственности.

И тут, мне кажется, есть ещё один момент. Я его условно для себя называю «фильтрацией поколенческой памяти». Особенно хорошо это работает в нашей семейной традиции, когда воспитанием детей зачатую занимаются не родители, а бабки. Вот, например, первую мою жену вырастила бабушка, Пелагея Васильевна, с которой и мне ещё удалось пообщаться лет десять при её жизни. Сама она родилась в нищей крестьянской семье под городом Чернь, что в Тульской губернии. Но ей сильно повезло, за неё посватался местный «первый парень на деревне», который действительно, видимо, обладал недюжинными социальными способностями и сумел не только перебраться с молодой женой в столицу, но и устроиться здесь на в то время для его круга очень престижную и хорошо оплачиваемую работу – пожарным в Большой театр.

Но, несмотря на это, для полноценного содержания семьи в Москве этого всё же было не совсем достаточно, так что Пелагея почти сразу тоже пошла работать. В сыром подвале винзавода закупоривала бутылки. Ютились они сначала вдвоем, потом и с пошедшими детьми в крохотной комнатушке в районе Чистых прудов. И с Октябрем в их жизни мало что изменилась, Пелагея Васильевна честно признавалась, что особо те события они и не заметили, обрати внимание только тогда, когда начался голод.

Я к чему это вспомнил. Несмотря на то, что с объективной точки зрения юность Пелагеи Васильевны вряд ли можно назвать такой уж счастливой, она всегда рассказывала о дореволюционной России с искренним восторгом. Когда она, молодая, здоровая красивая деревенская девка могла выйти на бульвар со своим роскошным мужем-пожарным и получить от него в подарок теплый бублик с маком из ближайшей булочной. И в представлении моей жены, выросшей на этих рассказах, та, царская Россия виделась какой-то счастливой сказкой. Что имело, наверное, определенное основание, но, будем честны и объективны, не самое верное и правдивое.

Так и с «новыми советскими людьми». Сами они ничего не видели и не могут помнить, но их бабки при советской власти были молоды, здоровы и красивы, потому свою тоску по всему этому и восторженную память передали своим внукам, а те и благодарно скушали, не сильно заморачиваясь по сути.

Это, конечно, лишь немногое и никак не претендует на исчерпывающее исследования. Больше эмоциональная реакция. А вообще, я вот, например, почти ни в чем не согласен с идеями Льва Гумилева. Но когда он пишет, что агрегатное состояние народов во многом зависит от капризов солнечной активности, у меня данная мысль вызывает наименьшее отторжение и раздражение. А что, вполне возможно и даже не так безумно, как может показаться на первый взгляд.

А ещё есть Луна, свет далеких галактик и неизведанные процессы внутри самой нашей планеты. Много чего есть, о чем можно потеоретизировать, особенно, если бросил пить и появилось слишком много свободного времени.

Но как бы там ни было, а факт остается фактом, лично для меня несомненным. Настоящих советских людей на постимперском пространстве осталось много, с моей точки зрения, даже излишне много. И они очень успешно воспроизводятся, казалось бы, вопреки реальности, но на самом деле и создавая, и укрепляя эту самую реальность. При этом сами могут называть себя как угодно. Хоть истинно православными, хоть русскими патриотами, хоть евразийцами, хоть чертом в ступе. Всё равно это советские люди, советский народ и ничего с этим не поделаешь.

Поздно и не надо.

Оставить комментарий

Архив записей в блогах:
Международное движение "За счастье" (Action for Happiness) предложило десять рецептов людям почувствовать себя счастливыми. Движение британских ученых предложило 10 рецептов счастья Организация "За счастье" призвана изменить стиль жизни ...
"Предлагаю г-ну Порошенко ввести санкции против перелетных птиц, которые цинично летят в оккупированный Крым прямо с территории Украины. А также против скумбрии и кефали, которая любит собираться в косяки около крымских берегов - вместо того, чтобы делать это в районе Одессы." Вот ...
В 1943 году появилась листовка, поздравлявшая Гитлера с днем рождения и желавшая, чтобы этот день рождения был… Каким? Последним! ...
Более 100 гражданам Российской Федерации, поддержали решение президента РФ Владимира Путина по военной аннексии АР Крым, запрещен въезд на территорию Украины. Об этом Служба безопасности Украины сообщила народному депутату Александру Бригинцу в ответ на его обращение о запрете въезда на ...
27 мая президент Украины Виктор Янукович посетил Львов. Фортпост оппозиции встретил его по-разному. И акциями протеста, и хлебом-солью. Сам же Янукович рассказал львовянам о судьбе Евро-2012, равенстве регионов и перспективах ...