Без риска заражения

топ 100 блогов olga_srb07.01.2023 Поскольку мое самочувствие еще не достигло таких высот, чтобы я могла отдаляться от дома на значительные расстояния и посещать людные места, но и принимать на себя роль больного, который сидит в перинах и беспомощно цедит из поильника минеральную воду, я тоже не готова, вчера мы отправились туда, где риск кого-нибудь заразить равен нулю.

Проверим вашу догадливость.

Не листая мою заметку вниз, попробуйте угадать, какое место соответствует следующим критериям: вокруг множество человеческих лиц (преимущественно богатых миланцев), но никого из окружающих невозможно инфицировать гриппом.


Нет, друзья, это не пункт вакцинации, а Монументальное кладбище, которое похоже на кладбище лишь отчасти.

На самом деле, это одна из ярчайших миланских достопримечательностей, в которой я ранее не бывала, но которая совершенно точно стоит внимания.

Без риска заражения bez_riska_zar1.jpg

Когда вы смотрите на панораму сверху, вы видите могилы, но стоит спуститься вниз и начать медленно ходить вдоль рядов, вы понимаете, что попали в музей скульптуры под открытым небом, который поражает размахом и художественностью.

Среди надгробий такое количество шедевров, что я затрудняюсь вспомнить аналог с подобной степенью их концентрации. Их авторами являются знаменитые в Италии мастера своего дела, отсюда и берется высочайший уровень каждого произведения.

Собственно, и заказчики – известные, богатые и взыскательные.

Обычно такие скульптуры рассыпаны по городу точечно – то являются центральной частью фонтана, то стоят в виде памятника на пересечении улиц, то украшают парковый ансамбль. Здесь же они стоят плечом к плечу.

Без риска заражения bez_riska_zar2.JPG

Монументальное кладбище вовсе не место для любителей рассматривать могилы. Здесь захоронения как будто утрачивают свой основной смысл и превращаются в объекты искусства.

Надписи, стертые временем, не бросаются в глаза, поэтому желания навязчиво производить вычитание и определять продолжительность жизни покойного не возникает.

На первый план выступают памятники, и именно они становятся главным содержанием прогулки, полностью вытесняя собой «кладбищенское» настроение.

Известное нам Новодевичье кладбище это место совсем не напоминает, хотя замысел, лежащий в основе, похож: пантеон знаменитостей и галерея вклада в общественную жизнь.

Но разница не в том, что миланское выглядит старинным (открыто в 1866 году).

Тут не чувствуется культа личности отдельно взятого покойника и отсутствует акцент на персонализации, а за счет единства стиля захоронения превращаются в один объект уважения и восхищения.

Также здесь нет свойственной многим старинным кладбищам тесноты и скученности. Наоборот, планировка предусматривает широкие аллеи, много свободного пространства и зелени.

Без риска заражения bez_riska_zar3.JPG

Без риска заражения bez_riska_zar4.jpg

Если попытаться систематизировать увиденное, то все скульптурные композиции можно разделить на три категории: выражающие скорбь (1), олицетворяющие покойного (2), символизирующие человеческое бытие (3).

Вот пример первого…

Без риска заражения bez_riska_zar5.JPG

…второго…

Без риска заражения bez_riska_zar6.JPG


…и третьего.

Без риска заражения bez_riska_zar7.JPG

До посещения Монументального кладбища я не предполагала, что скорбь утраты можно скульптурно выразить таким большим количеством вариантов.
Очевидно, что преобладают женские лица, но многие надгробия транслируют печально-поэтическое, а не трагическое настроение.

Часть скорбящих смотрит вдаль, часть – на портрет покойного, и в первом случае я вижу некое философское обобщение.

Без риска заражения bez_riska_zar8.jpg

Без риска заражения bez_riska_zar9.jpg

Очень трогательно выглядят дети, оплакивающие своих родителей.

Без риска заражения bez_riska_zar10.JPG

Без риска заражения bez_riska_zar11.JPG

Захоронения детей – самые трагичные.

Даже если автор надгробия изобразил безмятежное детство, гибель ребенка воспринимается как глубоко противоестественное событие.

Вот, например, могила Марионилы, умершей в 1942 году в возрасте 1 года 8 месяцев. В сравнении с такой краткой жизнью, пятьдесят три года, прожитые ее младшей сестрой, кажутся солидным сроком.

Без риска заражения bez_riska_zar12.jpg

Если говорить об участии детских образов, то мне очень понравилось это надгробие.

Некоторые могилы просто красивы. Не трагичны, не печальны, а красивы, и эта – одна из них.

Такой памятник должен стоять не на кладбище, а во дворе детской больницы.

Без риска заражения bez_riska_zar13.JPG

Следующая скульптурная композиция осталась для меня загадкой…

Почему женщина притаилась за крестом, я не знаю, но увиденное меня впечатлило.

Без риска заражения bez_riska_zar14.JPG

Кладбище существует на протяжении полутора веков, и в надгробиях отразилась эволюция художественных стилей.

Даже такой популярный объект, как пухлый младенец, в разные эпохи изображался по-разному.

Трудно сказать, был ли таким уродливым этот ребенок, но семья утвердила эскиз, значит, он им понравился.

Прошлогодняя листва, которую, к слову, в Милане нигде не убирают, скрыла все подробности, могущие дать подсказку.

Без риска заражения bez_riska_zar15.JPG

В некоторых произведениях есть то, чего меньше всего ожидаешь увидеть на кладбище – жизнеутверждающая динамика.

Посмотрите на ангела, который подставляет лицо ветру, и почувствуйте ее.

Без риска заражения bez_riska_zar16.jpg

Не знаю, есть ли другое место, где можно увидеть столь обширную галерею ангелов, изумительных по выразительности исполнения.

Без риска заражения bez_riska_zar17.JPG

Независимо от размаха и стиля, в каждом надгробии чувствуется вкус и художественность (ну, и солидные капиталовложения, разумеется).

Меня тронула вот эта сдержанная скульптура, изображающая фигуру скоропостижно скончавшейся в 1918 году Милены Шатренс. Ее смерть поразила семью как гром среди ясного неба, и я могу представить глубину их душевных страданий.

Возможно, вы не сразу сможете определить ее возраст, но сеньоре было всего 42 года, просто в те времена женщины выглядели старше своих нынешних ровесниц.

Разрушенная колонна с цветами, на которую опирается усопшая – один из распространенных символов внезапно оборвавшейся жизни.

Без риска заражения bez_riska_zar18.jpg

На кладбище много символики, а в скульптурах много подсказок.

Взглянув на эту могилу, вы сразу поймете, что Изабелла Казати умерла во сне.

Без риска заражения bez_riska_zar19.JPG

Целая серия изображает безутешных вдов, прильнувших к могилам усопших супругов. В XIX-ом и в начале XX-го века это был популярный кладбищенский сюжет.

Без риска заражения bez_riska_zar20.jpg

Думаю, что скульптор старался придать каменной фигуре максимальное сходство с прообразом и работал в реалистической манере.

Без риска заражения bez_riska_zar21.JPG

Рядом с некоторыми вдовами изображены дети. Не знаю, отражают ли они состав семьи на момент смерти ее главы.

Без риска заражения bez_riska_zar22.JPG

На кладбище есть и могилы военных, погибших в Первую и во Вторую мировые войны.

Одно из захоронений относится к общепризнанным шедеврам, отмеченным в путеводителе. Оно создано в мае 1941 года в память о трагической гибели молодого пилота Умберто Фабэ.

Медуза своими щупальцами тянет юношу к земле, а он пытается взлететь…

Кто одержал победу в этом противостоянии, мы с вами знаем.

Без риска заражения bez_riska_zar23.JPG

Варианты склепов тоже безграничны. Здесь есть и уютные «домики», и фундаментальные «дворцы».

Громадный склеп семьи Антонио Берноччи, созданный в начале 1930-х годов, украшен спиралью, которая символизирует крестный путь Христа.

Без риска заражения bez_riska_zar24.JPG

Усыпальница семьи Корнер выполнена в стиле модерн, популярном в конце 1920-х годов.

Интересно, что оба произведения относятся к одной эпохе, но производят столь разное художественное впечатление.

Без риска заражения bez_riska_zar25.JPG

Очень пафосно выглядит склеп Давиде Кампари с воспроизведенной на нем сценой Тайной Вечери. Когда-то его отец придумал напиток, получивший имя своего создателя, а в 1935 году – сын, развивший массовый экспорт напитка, придумал вот такое сооружение (а умер он годом позже - в 1936-ом).

Знала ли семья Кампари, что миланцы будут шутить у этой могилы, будто Христос предлагает ученикам отведать знаменитый напиток усопшего?

А, может, они намеренно заложили в композицию такой намек?

Без риска заражения bez_riska_zar26.JPG

Около него довольно долго стояла экскурсионная группа, хотя, в основном, все посетители кладбища, как и мы, обычные зеваки.

Без риска заражения bez_riska_zar27.JPG

На разных аллеях мы то и дело встречали людей разного возраста, но чаще всего – молодых парней.

Без риска заражения bez_riska_zar28.JPG

Полной противоположностью склепам является колумбарий.

Конечно, вы спросите: а как дотянуться до верхних рядов.

Без риска заражения bez_riska_zar29.jpg

А вот как – с помощью лестниц, которые стоят здесь в достаточном количестве.

Без риска заражения bez_riska_zar30.JPG

Кладбище остается действующим. Некоторые миланцы предусмотрительно вписывают свое имя и дату рождения, чтобы потомкам в дальнейшем надо было добавить только дату смерти.

Без риска заражения bez_riska_zar31.JPG

Такую предусмотрительность я несколько раз встречала и на наших кладбищах, и вчера неоднократно видела здесь.

Мне кажется это очень странным – навещая могилу, видеть, как она будет выглядеть и после твоей смерти…

А, может, это помогает привыкнуть к мысли о неизбежности неизбежного?

Чтобы не впасть в меланхолию, мы стали искать улыбающиеся скульптуры.

И мы их нашли!

Первая сидела, опершись на книжку и глядя вдаль. В ее выражении лица читалось безмятежное принятие жизни и смерти, и намек на то, что там что-то есть...

Если бы не зелень, подернувшая лоб и скулы, бы вы увидели, как молодо ее лицо.

Без риска заражения bez_riska_zar32.JPG

Вторая из улыбающихся девушек одета по моде времен Муссолини, и это не случайно – она скончалась девятнадцатилетней в 1939 году.

Без риска заражения bez_riska_zar33.jpg

Ну, и главный весельчак - 19-летний паренек, родившийся в марте 1927-го года. Вместе с ним похоронены его родители, пережившие сына на 5 и 15 лет.

Очевидно, что они были богаты. Но были ли счастливы?..

В любую погоду их сын сидит здесь в легкой рубашке и шортах…

Без риска заражения bez_riska_zar34.JPG

Оставить комментарий

Архив записей в блогах:
             Пресс-конференция премьера Путина в Волгограде поразила полнейшим непониманием народа властью, откровенно сказать тем сбродом, что со своих мест подсказывали Путину программы своих министерств. А кто ...
Photo read more at Andrey`s Photo Magazin rss2lj ...
Пост о пище для желудка и ума... 1. Индейка под шубой © NickFW.ru - 28.12.2020г. Прежде чем писать рецепт, этот пост начнётся с моего стиха в тему... Говорит тебе ребёнок – ...
Первый интересный факт: Рустэм Закиевич Хамитов родился (18 августа 1954 года) не в Башкортостане, а в Кемерово. Однако его родители родом из Балтачевского района Башкортостана. Этот район здесь называют "башкирским", то есть нового главу ...
А вот говорили, что Аркадий Дворкович - очень умный. А он тут предложил отнять у студентов стипендии.  Он воображает, что умный талантливый студент  ("математик",  - мечтает Дворкович) после занятий может работать у своего профессора на ...