Без риска заражения
![топ 100 блогов](/media/images/default.jpg)
Проверим вашу догадливость.
Не листая мою заметку вниз, попробуйте угадать, какое место соответствует следующим критериям: вокруг множество человеческих лиц (преимущественно богатых миланцев), но никого из окружающих невозможно инфицировать гриппом.
Нет, друзья, это не пункт вакцинации, а Монументальное кладбище, которое похоже на кладбище лишь отчасти.
На самом деле, это одна из ярчайших миланских достопримечательностей, в которой я ранее не бывала, но которая совершенно точно стоит внимания.
![Без риска заражения bez_riska_zar1.jpg Без риска заражения bez_riska_zar1.jpg](/images/main/bez-riska-zarajeniya-4603aa.jpg?from=https://ic.pics.livejournal.com/olga_srb/77025457/3504970/3504970_900.jpg)
Когда вы смотрите на панораму сверху, вы видите могилы, но стоит спуститься вниз и начать медленно ходить вдоль рядов, вы понимаете, что попали в музей скульптуры под открытым небом, который поражает размахом и художественностью.
Среди надгробий такое количество шедевров, что я затрудняюсь вспомнить аналог с подобной степенью их концентрации. Их авторами являются знаменитые в Италии мастера своего дела, отсюда и берется высочайший уровень каждого произведения.
Собственно, и заказчики – известные, богатые и взыскательные.
Обычно такие скульптуры рассыпаны по городу точечно – то являются центральной частью фонтана, то стоят в виде памятника на пересечении улиц, то украшают парковый ансамбль. Здесь же они стоят плечом к плечу.
![Без риска заражения bez_riska_zar2.JPG Без риска заражения bez_riska_zar2.JPG](/images/main/bez-riska-zarajeniya-419d32.jpg?from=https://ic.pics.livejournal.com/olga_srb/77025457/3505233/3505233_900.jpg)
Монументальное кладбище вовсе не место для любителей рассматривать могилы. Здесь захоронения как будто утрачивают свой основной смысл и превращаются в объекты искусства.
Надписи, стертые временем, не бросаются в глаза, поэтому желания навязчиво производить вычитание и определять продолжительность жизни покойного не возникает.
На первый план выступают памятники, и именно они становятся главным содержанием прогулки, полностью вытесняя собой «кладбищенское» настроение.
Известное нам Новодевичье кладбище это место совсем не напоминает, хотя замысел, лежащий в основе, похож: пантеон знаменитостей и галерея вклада в общественную жизнь.
Но разница не в том, что миланское выглядит старинным (открыто в 1866 году).
Тут не чувствуется культа личности отдельно взятого покойника и отсутствует акцент на персонализации, а за счет единства стиля захоронения превращаются в один объект уважения и восхищения.
Также здесь нет свойственной многим старинным кладбищам тесноты и скученности. Наоборот, планировка предусматривает широкие аллеи, много свободного пространства и зелени.
![Без риска заражения bez_riska_zar3.JPG Без риска заражения bez_riska_zar3.JPG](/images/main/bez-riska-zarajeniya-6abad7.jpg?from=https://ic.pics.livejournal.com/olga_srb/77025457/3505509/3505509_900.jpg)
![Без риска заражения bez_riska_zar4.jpg Без риска заражения bez_riska_zar4.jpg](/images/main/bez-riska-zarajeniya-7277e3.jpg?from=https://ic.pics.livejournal.com/olga_srb/77025457/3505808/3505808_900.jpg)
Если попытаться систематизировать увиденное, то все скульптурные композиции можно разделить на три категории: выражающие скорбь (1), олицетворяющие покойного (2), символизирующие человеческое бытие (3).
Вот пример первого…
![Без риска заражения bez_riska_zar5.JPG Без риска заражения bez_riska_zar5.JPG](/images/main/bez-riska-zarajeniya-60deef.jpg?from=https://ic.pics.livejournal.com/olga_srb/77025457/3505972/3505972_900.jpg)
…второго…
![Без риска заражения bez_riska_zar6.JPG Без риска заражения bez_riska_zar6.JPG](/images/main/bez-riska-zarajeniya-e64c9b.jpg?from=https://ic.pics.livejournal.com/olga_srb/77025457/3506318/3506318_900.jpg)
…и третьего.
![Без риска заражения bez_riska_zar7.JPG Без риска заражения bez_riska_zar7.JPG](/images/main/bez-riska-zarajeniya-a76499.jpg?from=https://ic.pics.livejournal.com/olga_srb/77025457/3506511/3506511_900.jpg)
До посещения Монументального кладбища я не предполагала, что скорбь утраты можно скульптурно выразить таким большим количеством вариантов.
Очевидно, что преобладают женские лица, но многие надгробия транслируют печально-поэтическое, а не трагическое настроение.
Часть скорбящих смотрит вдаль, часть – на портрет покойного, и в первом случае я вижу некое философское обобщение.
![Без риска заражения bez_riska_zar8.jpg Без риска заражения bez_riska_zar8.jpg](/images/main/bez-riska-zarajeniya-2ff17b.jpg?from=https://ic.pics.livejournal.com/olga_srb/77025457/3506846/3506846_900.jpg)
![Без риска заражения bez_riska_zar9.jpg Без риска заражения bez_riska_zar9.jpg](/images/main/bez-riska-zarajeniya-623fcd.jpg?from=https://ic.pics.livejournal.com/olga_srb/77025457/3507101/3507101_900.jpg)
Очень трогательно выглядят дети, оплакивающие своих родителей.
![Без риска заражения bez_riska_zar10.JPG Без риска заражения bez_riska_zar10.JPG](/images/main/bez-riska-zarajeniya-a1c0d7.jpg?from=https://ic.pics.livejournal.com/olga_srb/77025457/3507342/3507342_900.jpg)
![Без риска заражения bez_riska_zar11.JPG Без риска заражения bez_riska_zar11.JPG](/images/main/bez-riska-zarajeniya-b6462b.jpg?from=https://ic.pics.livejournal.com/olga_srb/77025457/3507471/3507471_900.jpg)
Захоронения детей – самые трагичные.
Даже если автор надгробия изобразил безмятежное детство, гибель ребенка воспринимается как глубоко противоестественное событие.
Вот, например, могила Марионилы, умершей в 1942 году в возрасте 1 года 8 месяцев. В сравнении с такой краткой жизнью, пятьдесят три года, прожитые ее младшей сестрой, кажутся солидным сроком.
![Без риска заражения bez_riska_zar12.jpg Без риска заражения bez_riska_zar12.jpg](/images/main/bez-riska-zarajeniya-9efdd7.jpg?from=https://ic.pics.livejournal.com/olga_srb/77025457/3507719/3507719_900.jpg)
Если говорить об участии детских образов, то мне очень понравилось это надгробие.
Некоторые могилы просто красивы. Не трагичны, не печальны, а красивы, и эта – одна из них.
Такой памятник должен стоять не на кладбище, а во дворе детской больницы.
![Без риска заражения bez_riska_zar13.JPG Без риска заражения bez_riska_zar13.JPG](/images/main/bez-riska-zarajeniya-73471a.jpg?from=https://ic.pics.livejournal.com/olga_srb/77025457/3508112/3508112_900.jpg)
Следующая скульптурная композиция осталась для меня загадкой…
Почему женщина притаилась за крестом, я не знаю, но увиденное меня впечатлило.
![Без риска заражения bez_riska_zar14.JPG Без риска заражения bez_riska_zar14.JPG](/images/main/bez-riska-zarajeniya-591db7.jpg?from=https://ic.pics.livejournal.com/olga_srb/77025457/3508378/3508378_900.jpg)
Кладбище существует на протяжении полутора веков, и в надгробиях отразилась эволюция художественных стилей.
Даже такой популярный объект, как пухлый младенец, в разные эпохи изображался по-разному.
Трудно сказать, был ли таким уродливым этот ребенок, но семья утвердила эскиз, значит, он им понравился.
Прошлогодняя листва, которую, к слову, в Милане нигде не убирают, скрыла все подробности, могущие дать подсказку.
![Без риска заражения bez_riska_zar15.JPG Без риска заражения bez_riska_zar15.JPG](/images/main/bez-riska-zarajeniya-3a3a2e.jpg?from=https://ic.pics.livejournal.com/olga_srb/77025457/3508604/3508604_900.jpg)
В некоторых произведениях есть то, чего меньше всего ожидаешь увидеть на кладбище – жизнеутверждающая динамика.
Посмотрите на ангела, который подставляет лицо ветру, и почувствуйте ее.
![Без риска заражения bez_riska_zar16.jpg Без риска заражения bez_riska_zar16.jpg](/images/main/bez-riska-zarajeniya-a2ebdf.jpg?from=https://ic.pics.livejournal.com/olga_srb/77025457/3508957/3508957_900.jpg)
Не знаю, есть ли другое место, где можно увидеть столь обширную галерею ангелов, изумительных по выразительности исполнения.
![Без риска заражения bez_riska_zar17.JPG Без риска заражения bez_riska_zar17.JPG](/images/main/bez-riska-zarajeniya-be27ba.jpg?from=https://ic.pics.livejournal.com/olga_srb/77025457/3509176/3509176_900.jpg)
Независимо от размаха и стиля, в каждом надгробии чувствуется вкус и художественность (ну, и солидные капиталовложения, разумеется).
Меня тронула вот эта сдержанная скульптура, изображающая фигуру скоропостижно скончавшейся в 1918 году Милены Шатренс. Ее смерть поразила семью как гром среди ясного неба, и я могу представить глубину их душевных страданий.
Возможно, вы не сразу сможете определить ее возраст, но сеньоре было всего 42 года, просто в те времена женщины выглядели старше своих нынешних ровесниц.
Разрушенная колонна с цветами, на которую опирается усопшая – один из распространенных символов внезапно оборвавшейся жизни.
![Без риска заражения bez_riska_zar18.jpg Без риска заражения bez_riska_zar18.jpg](/images/main/bez-riska-zarajeniya-a0e77e.jpg?from=https://ic.pics.livejournal.com/olga_srb/77025457/3509409/3509409_900.jpg)
На кладбище много символики, а в скульптурах много подсказок.
Взглянув на эту могилу, вы сразу поймете, что Изабелла Казати умерла во сне.
![Без риска заражения bez_riska_zar19.JPG Без риска заражения bez_riska_zar19.JPG](/images/main/bez-riska-zarajeniya-a7a744.jpg?from=https://ic.pics.livejournal.com/olga_srb/77025457/3509758/3509758_900.jpg)
Целая серия изображает безутешных вдов, прильнувших к могилам усопших супругов. В XIX-ом и в начале XX-го века это был популярный кладбищенский сюжет.
![Без риска заражения bez_riska_zar20.jpg Без риска заражения bez_riska_zar20.jpg](/images/main/bez-riska-zarajeniya-e359d6.jpg?from=https://ic.pics.livejournal.com/olga_srb/77025457/3509782/3509782_900.jpg)
Думаю, что скульптор старался придать каменной фигуре максимальное сходство с прообразом и работал в реалистической манере.
![Без риска заражения bez_riska_zar21.JPG Без риска заражения bez_riska_zar21.JPG](/images/main/bez-riska-zarajeniya-d0bddc.jpg?from=https://ic.pics.livejournal.com/olga_srb/77025457/3510133/3510133_900.jpg)
Рядом с некоторыми вдовами изображены дети. Не знаю, отражают ли они состав семьи на момент смерти ее главы.
![Без риска заражения bez_riska_zar22.JPG Без риска заражения bez_riska_zar22.JPG](/images/main/bez-riska-zarajeniya-80a8a9.jpg?from=https://ic.pics.livejournal.com/olga_srb/77025457/3510434/3510434_900.jpg)
На кладбище есть и могилы военных, погибших в Первую и во Вторую мировые войны.
Одно из захоронений относится к общепризнанным шедеврам, отмеченным в путеводителе. Оно создано в мае 1941 года в память о трагической гибели молодого пилота Умберто Фабэ.
Медуза своими щупальцами тянет юношу к земле, а он пытается взлететь…
Кто одержал победу в этом противостоянии, мы с вами знаем.
![Без риска заражения bez_riska_zar23.JPG Без риска заражения bez_riska_zar23.JPG](/images/main/bez-riska-zarajeniya-60e0ab.jpg?from=https://ic.pics.livejournal.com/olga_srb/77025457/3510711/3510711_900.jpg)
Варианты склепов тоже безграничны. Здесь есть и уютные «домики», и фундаментальные «дворцы».
Громадный склеп семьи Антонио Берноччи, созданный в начале 1930-х годов, украшен спиралью, которая символизирует крестный путь Христа.
![Без риска заражения bez_riska_zar24.JPG Без риска заражения bez_riska_zar24.JPG](/images/main/bez-riska-zarajeniya-ac4f85.jpg?from=https://ic.pics.livejournal.com/olga_srb/77025457/3510795/3510795_900.jpg)
Усыпальница семьи Корнер выполнена в стиле модерн, популярном в конце 1920-х годов.
Интересно, что оба произведения относятся к одной эпохе, но производят столь разное художественное впечатление.
![Без риска заражения bez_riska_zar25.JPG Без риска заражения bez_riska_zar25.JPG](/images/main/bez-riska-zarajeniya-a6c806.jpg?from=https://ic.pics.livejournal.com/olga_srb/77025457/3511198/3511198_900.jpg)
Очень пафосно выглядит склеп Давиде Кампари с воспроизведенной на нем сценой Тайной Вечери. Когда-то его отец придумал напиток, получивший имя своего создателя, а в 1935 году – сын, развивший массовый экспорт напитка, придумал вот такое сооружение (а умер он годом позже - в 1936-ом).
Знала ли семья Кампари, что миланцы будут шутить у этой могилы, будто Христос предлагает ученикам отведать знаменитый напиток усопшего?
А, может, они намеренно заложили в композицию такой намек?
![Без риска заражения bez_riska_zar26.JPG Без риска заражения bez_riska_zar26.JPG](/images/main/bez-riska-zarajeniya-792d50.jpg?from=https://ic.pics.livejournal.com/olga_srb/77025457/3511361/3511361_900.jpg)
Около него довольно долго стояла экскурсионная группа, хотя, в основном, все посетители кладбища, как и мы, обычные зеваки.
![Без риска заражения bez_riska_zar27.JPG Без риска заражения bez_riska_zar27.JPG](/images/main/bez-riska-zarajeniya-643956.jpg?from=https://ic.pics.livejournal.com/olga_srb/77025457/3511656/3511656_900.jpg)
На разных аллеях мы то и дело встречали людей разного возраста, но чаще всего – молодых парней.
![Без риска заражения bez_riska_zar28.JPG Без риска заражения bez_riska_zar28.JPG](/images/main/bez-riska-zarajeniya-0d01ba.jpg?from=https://ic.pics.livejournal.com/olga_srb/77025457/3511842/3511842_900.jpg)
Полной противоположностью склепам является колумбарий.
Конечно, вы спросите: а как дотянуться до верхних рядов.
![Без риска заражения bez_riska_zar29.jpg Без риска заражения bez_riska_zar29.jpg](/images/main/bez-riska-zarajeniya-39e977.jpg?from=https://ic.pics.livejournal.com/olga_srb/77025457/3512282/3512282_900.jpg)
А вот как – с помощью лестниц, которые стоят здесь в достаточном количестве.
![Без риска заражения bez_riska_zar30.JPG Без риска заражения bez_riska_zar30.JPG](/images/main/bez-riska-zarajeniya-d44bd4.jpg?from=https://ic.pics.livejournal.com/olga_srb/77025457/3512496/3512496_900.jpg)
Кладбище остается действующим. Некоторые миланцы предусмотрительно вписывают свое имя и дату рождения, чтобы потомкам в дальнейшем надо было добавить только дату смерти.
![Без риска заражения bez_riska_zar31.JPG Без риска заражения bez_riska_zar31.JPG](/images/main/bez-riska-zarajeniya-3c420e.jpg?from=https://ic.pics.livejournal.com/olga_srb/77025457/3512831/3512831_900.jpg)
Такую предусмотрительность я несколько раз встречала и на наших кладбищах, и вчера неоднократно видела здесь.
Мне кажется это очень странным – навещая могилу, видеть, как она будет выглядеть и после твоей смерти…
А, может, это помогает привыкнуть к мысли о неизбежности неизбежного?
Чтобы не впасть в меланхолию, мы стали искать улыбающиеся скульптуры.
И мы их нашли!
Первая сидела, опершись на книжку и глядя вдаль. В ее выражении лица читалось безмятежное принятие жизни и смерти, и намек на то, что там что-то есть...
Если бы не зелень, подернувшая лоб и скулы, бы вы увидели, как молодо ее лицо.
![Без риска заражения bez_riska_zar32.JPG Без риска заражения bez_riska_zar32.JPG](/images/main/bez-riska-zarajeniya-bba9bc.jpg?from=https://ic.pics.livejournal.com/olga_srb/77025457/3513051/3513051_900.jpg)
Вторая из улыбающихся девушек одета по моде времен Муссолини, и это не случайно – она скончалась девятнадцатилетней в 1939 году.
![Без риска заражения bez_riska_zar33.jpg Без риска заражения bez_riska_zar33.jpg](/images/main/bez-riska-zarajeniya-99b9a6.jpg?from=https://ic.pics.livejournal.com/olga_srb/77025457/3513198/3513198_900.jpg)
Ну, и главный весельчак - 19-летний паренек, родившийся в марте 1927-го года. Вместе с ним похоронены его родители, пережившие сына на 5 и 15 лет.
Очевидно, что они были богаты. Но были ли счастливы?..
В любую погоду их сын сидит здесь в легкой рубашке и шортах…
![Без риска заражения bez_riska_zar34.JPG Без риска заражения bez_riska_zar34.JPG](/images/main/bez-riska-zarajeniya-a27f9a.jpg?from=https://ic.pics.livejournal.com/olga_srb/77025457/3513514/3513514_900.jpg)
|
</> |