Без риска заражения
olga_srb — 07.01.2023 Поскольку мое самочувствие еще не достигло таких высот, чтобы я могла отдаляться от дома на значительные расстояния и посещать людные места, но и принимать на себя роль больного, который сидит в перинах и беспомощно цедит из поильника минеральную воду, я тоже не готова, вчера мы отправились туда, где риск кого-нибудь заразить равен нулю.Проверим вашу догадливость.
Не листая мою заметку вниз, попробуйте угадать, какое место соответствует следующим критериям: вокруг множество человеческих лиц (преимущественно богатых миланцев), но никого из окружающих невозможно инфицировать гриппом.
Нет, друзья, это не пункт вакцинации, а Монументальное кладбище, которое похоже на кладбище лишь отчасти.
На самом деле, это одна из ярчайших миланских достопримечательностей, в которой я ранее не бывала, но которая совершенно точно стоит внимания.
Когда вы смотрите на панораму сверху, вы видите могилы, но стоит спуститься вниз и начать медленно ходить вдоль рядов, вы понимаете, что попали в музей скульптуры под открытым небом, который поражает размахом и художественностью.
Среди надгробий такое количество шедевров, что я затрудняюсь вспомнить аналог с подобной степенью их концентрации. Их авторами являются знаменитые в Италии мастера своего дела, отсюда и берется высочайший уровень каждого произведения.
Собственно, и заказчики – известные, богатые и взыскательные.
Обычно такие скульптуры рассыпаны по городу точечно – то являются центральной частью фонтана, то стоят в виде памятника на пересечении улиц, то украшают парковый ансамбль. Здесь же они стоят плечом к плечу.
Монументальное кладбище вовсе не место для любителей рассматривать могилы. Здесь захоронения как будто утрачивают свой основной смысл и превращаются в объекты искусства.
Надписи, стертые временем, не бросаются в глаза, поэтому желания навязчиво производить вычитание и определять продолжительность жизни покойного не возникает.
На первый план выступают памятники, и именно они становятся главным содержанием прогулки, полностью вытесняя собой «кладбищенское» настроение.
Известное нам Новодевичье кладбище это место совсем не напоминает, хотя замысел, лежащий в основе, похож: пантеон знаменитостей и галерея вклада в общественную жизнь.
Но разница не в том, что миланское выглядит старинным (открыто в 1866 году).
Тут не чувствуется культа личности отдельно взятого покойника и отсутствует акцент на персонализации, а за счет единства стиля захоронения превращаются в один объект уважения и восхищения.
Также здесь нет свойственной многим старинным кладбищам тесноты и скученности. Наоборот, планировка предусматривает широкие аллеи, много свободного пространства и зелени.
Если попытаться систематизировать увиденное, то все скульптурные композиции можно разделить на три категории: выражающие скорбь (1), олицетворяющие покойного (2), символизирующие человеческое бытие (3).
Вот пример первого…
…второго…
…и третьего.
До посещения Монументального кладбища я не предполагала, что скорбь утраты можно скульптурно выразить таким большим количеством вариантов.
Очевидно, что преобладают женские лица, но многие надгробия транслируют печально-поэтическое, а не трагическое настроение.
Часть скорбящих смотрит вдаль, часть – на портрет покойного, и в первом случае я вижу некое философское обобщение.
Очень трогательно выглядят дети, оплакивающие своих родителей.
Захоронения детей – самые трагичные.
Даже если автор надгробия изобразил безмятежное детство, гибель ребенка воспринимается как глубоко противоестественное событие.
Вот, например, могила Марионилы, умершей в 1942 году в возрасте 1 года 8 месяцев. В сравнении с такой краткой жизнью, пятьдесят три года, прожитые ее младшей сестрой, кажутся солидным сроком.
Если говорить об участии детских образов, то мне очень понравилось это надгробие.
Некоторые могилы просто красивы. Не трагичны, не печальны, а красивы, и эта – одна из них.
Такой памятник должен стоять не на кладбище, а во дворе детской больницы.
Следующая скульптурная композиция осталась для меня загадкой…
Почему женщина притаилась за крестом, я не знаю, но увиденное меня впечатлило.
Кладбище существует на протяжении полутора веков, и в надгробиях отразилась эволюция художественных стилей.
Даже такой популярный объект, как пухлый младенец, в разные эпохи изображался по-разному.
Трудно сказать, был ли таким уродливым этот ребенок, но семья утвердила эскиз, значит, он им понравился.
Прошлогодняя листва, которую, к слову, в Милане нигде не убирают, скрыла все подробности, могущие дать подсказку.
В некоторых произведениях есть то, чего меньше всего ожидаешь увидеть на кладбище – жизнеутверждающая динамика.
Посмотрите на ангела, который подставляет лицо ветру, и почувствуйте ее.
Не знаю, есть ли другое место, где можно увидеть столь обширную галерею ангелов, изумительных по выразительности исполнения.
Независимо от размаха и стиля, в каждом надгробии чувствуется вкус и художественность (ну, и солидные капиталовложения, разумеется).
Меня тронула вот эта сдержанная скульптура, изображающая фигуру скоропостижно скончавшейся в 1918 году Милены Шатренс. Ее смерть поразила семью как гром среди ясного неба, и я могу представить глубину их душевных страданий.
Возможно, вы не сразу сможете определить ее возраст, но сеньоре было всего 42 года, просто в те времена женщины выглядели старше своих нынешних ровесниц.
Разрушенная колонна с цветами, на которую опирается усопшая – один из распространенных символов внезапно оборвавшейся жизни.
На кладбище много символики, а в скульптурах много подсказок.
Взглянув на эту могилу, вы сразу поймете, что Изабелла Казати умерла во сне.
Целая серия изображает безутешных вдов, прильнувших к могилам усопших супругов. В XIX-ом и в начале XX-го века это был популярный кладбищенский сюжет.
Думаю, что скульптор старался придать каменной фигуре максимальное сходство с прообразом и работал в реалистической манере.
Рядом с некоторыми вдовами изображены дети. Не знаю, отражают ли они состав семьи на момент смерти ее главы.
На кладбище есть и могилы военных, погибших в Первую и во Вторую мировые войны.
Одно из захоронений относится к общепризнанным шедеврам, отмеченным в путеводителе. Оно создано в мае 1941 года в память о трагической гибели молодого пилота Умберто Фабэ.
Медуза своими щупальцами тянет юношу к земле, а он пытается взлететь…
Кто одержал победу в этом противостоянии, мы с вами знаем.
Варианты склепов тоже безграничны. Здесь есть и уютные «домики», и фундаментальные «дворцы».
Громадный склеп семьи Антонио Берноччи, созданный в начале 1930-х годов, украшен спиралью, которая символизирует крестный путь Христа.
Усыпальница семьи Корнер выполнена в стиле модерн, популярном в конце 1920-х годов.
Интересно, что оба произведения относятся к одной эпохе, но производят столь разное художественное впечатление.
Очень пафосно выглядит склеп Давиде Кампари с воспроизведенной на нем сценой Тайной Вечери. Когда-то его отец придумал напиток, получивший имя своего создателя, а в 1935 году – сын, развивший массовый экспорт напитка, придумал вот такое сооружение (а умер он годом позже - в 1936-ом).
Знала ли семья Кампари, что миланцы будут шутить у этой могилы, будто Христос предлагает ученикам отведать знаменитый напиток усопшего?
А, может, они намеренно заложили в композицию такой намек?
Около него довольно долго стояла экскурсионная группа, хотя, в основном, все посетители кладбища, как и мы, обычные зеваки.
На разных аллеях мы то и дело встречали людей разного возраста, но чаще всего – молодых парней.
Полной противоположностью склепам является колумбарий.
Конечно, вы спросите: а как дотянуться до верхних рядов.
А вот как – с помощью лестниц, которые стоят здесь в достаточном количестве.
Кладбище остается действующим. Некоторые миланцы предусмотрительно вписывают свое имя и дату рождения, чтобы потомкам в дальнейшем надо было добавить только дату смерти.
Такую предусмотрительность я несколько раз встречала и на наших кладбищах, и вчера неоднократно видела здесь.
Мне кажется это очень странным – навещая могилу, видеть, как она будет выглядеть и после твоей смерти…
А, может, это помогает привыкнуть к мысли о неизбежности неизбежного?
Чтобы не впасть в меланхолию, мы стали искать улыбающиеся скульптуры.
И мы их нашли!
Первая сидела, опершись на книжку и глядя вдаль. В ее выражении лица читалось безмятежное принятие жизни и смерти, и намек на то, что там что-то есть...
Если бы не зелень, подернувшая лоб и скулы, бы вы увидели, как молодо ее лицо.
Вторая из улыбающихся девушек одета по моде времен Муссолини, и это не случайно – она скончалась девятнадцатилетней в 1939 году.
Ну, и главный весельчак - 19-летний паренек, родившийся в марте 1927-го года. Вместе с ним похоронены его родители, пережившие сына на 5 и 15 лет.
Очевидно, что они были богаты. Но были ли счастливы?..
В любую погоду их сын сидит здесь в легкой рубашке и шортах…
|
</> |