Про счастье

Я сижу за маленьким столиком, слушаю пение птиц, добавляющее беззаботной веселости в безмятежную тишину, и думаю о счастье.

Здесь легко думается о счастье, потому что оно окружает меня со всех сторон, ни на минуту не позволяя забыть о себе.
Меня очаровывает теплая зима с зелеными полянами и запахом южных деревьев; мне нравятся простые житейские хлопоты, которыми живут люди; меня вдохновляет темп их существования и бесстрашный взгляд в завтрашний день.
После завтрака я отправляюсь на короткую прогулку.

Пройдя мимо триумфальной арки, я вхожу в одно из своих любимых мест в Милане - в парк Семпионе, который находится в четверти часа неспешной ходьбы от наших апартаментов.
В этом парке так тепло, уютно и покойно, что не думать о счастье и не чувствовать его просто невозможно.
Здесь устройство мира кажется упорядоченным, люди - совершенными, их судьбы – светлыми, а поступки – осмысленными.

И если парк, являясь частью Вселенной, так прост и прекрасен, значит, и Вселенная тоже должна быть проста и чертовски хороша.
И в ней должно быть много-много счастья…

Поскольку я хожу в парк каждый день примерно в одно и то же время, уже дважды мне встретилась одна пара – отец и сын.
Мы всегда идем в одну сторону с сопоставимой скоростью, но поскольку мои случайные попутчики двигаются в неравномерном темпе, они то отстают от меня, то обгоняют.
Такой стиль движения позволил мне детально изучить их повадки, но когда я увидела отца и сына впервые, то сразу поняла, что происходит. Все увиденное позднее лишь подтвердила первоначальную гипотезу.
Попробуйте догадаться и вы.
Посмотрите, пожалуйста, на фотокарточку, и подумайте, почему мужчина, идущий на шаг позади парня, сжимает рукой его куртку?

Вот еще одно фото, чтобы вы могли убедиться, что так они следуют на протяжении всего маршрута.

И вот еще – на этом кадре они вдалеке, поднимаются по ступенькам.

Чтобы ответить на вопрос и правильно трактовать ситуацию, вы начнете всматриваться в детали: сначала обратите внимание на ширину шагов, затем оцените силу захвата руки, буквально вцепившейся в куртку.
В итоге у вас может получиться один из двух вариантов: либо отец держится за сына, либо отец держит его сына, то есть возможны две роли – направляемая и направляющая.
Держит или держится? Вот, что нужно выбрать.
Если вы увидели в отце слабого человека, который нуждается в провожатом в силу какой-либо причины (допустим, он слабовидящий) и послушно следует за молодым сыном, исполняя роль ведомого, значит, вы настроены расслабленно и позитивно. В неопределенной ситуации вы увидели мотив поддержки, когда сильный помогает слабому, обеспечивая ему комфортную и безопасную жизнь. При этом слабый благодарно принимает помощь и добровольно пользуется ей.
И, очевидно, вы не работаете в психиатрии.
Если вы считаете, что мы имеем дело не с поддержкой и помощью, а с контролем и ограничениями, значит, расслабленность и позитив сегодня не про вас.
Или же вы, как и я, имеете опыт общения с психически больными.
И этот опыт подсказал мне правильный ответ немедленно, и о том, что нуждающимся в направляющем контроле здесь является юноша, а не джентльмен, я догадалась при первом взгляде.
Спустя минуту мои догадки подтвердились: когда отец и сын отстали от меня на несколько шагов, за спиной я услышала рычание, мычание и другие вокализации, а также короткую возню, возникшую вследствие попытки парня побежать в неизвестном направлении.
Полагаю, что юноша страдает аутистическим расстройством с умственной отсталостью. Об этом красноречиво свидетельствует и его отрешенное лицо, и нелепая жестикуляция, и поведение, характеризующееся импульсивностью и непредсказуемостью. Именно оно вынуждает отца выводить сына на прогулку под «конвоем».
За годы жизни со своим отпрыском мужчина, выглядящий смиренно, но устало, досконально изучил его поведение и умеет предсказывать то, что кажется непредсказуемым.
Я заметила, что в определенные моменты он сильнее сжимает куртку, а иногда слегка ослабляет хватку.
Если сын внезапно начинает бежать, отец послушно бежит рядом с ним. Он знает, что дистанция будет короткой, и не противится.
Если парень вдруг вскакивает на парапет, отец терпеливо сопровождает его в этом маневре, стараясь предотвратить падение.
Между ними отсутствует вербальное общение, потому что парень не реагирует на обращенную речь, и вся коммуникация происходит посредством физического управления.
Являются ли эти двое частью счастливой Вселенной?
Или нет?
Может показаться, что они как будто не вписываются в нее, поскольку опровергают ключевую идею благоденствия и упорядоченности, и тем не менее…
Если взглянуть на жизнь этого мужчины, вычеркнув из нее многочисленные проблемы, связанные с психическим расстройством его сына, то она покажется соответствующей критериям благополучия.
Он живет в Милане, ходит по красивым улицам, гуляет в живописном парке. А если вспомнить, что вычеркнуть это нельзя, и представить его жизненную ситуацию, полную постоянного напряжения, психологических комплексов и разочарований? На этом фоне улицы Милана и чудесный парк перестанут восприниматься как райские уголки, ведь гуляя по ним, он сосредоточен не на природных и архитектурных красотах, а спине своего сына...
…Счастье…
Счастье – это не очарование парковых аллей, и даже не «когда тебя понимают».
Счастье – это когда у тебя здоровые дети.
О чем вы подумали, впервые увидев фотографии отца с сыном? О том, что отец держит сына? Или о том, что он за него держится?
|
</> |