Бельтайн - праздник весны, любви и волшебства
mikfinn — 01.05.2010Доброго майского дня вам, братья и сёстры во ЖЖ!
Все друг друга сегодня поздравляют с первомаем - днём весны, днём труда, а кое-кто - с днём защиты от труда ;) Я, пожалуй, соригинальничаю и поздравлю вас с Бельтайном!
Бельтайн - кельтский праздник начала лета, традиционно празднуемый с заката 30 апреля по закат 1 (или 2) мая. Этот праздник как порог, и он разделяет не только времена года - весну и лето. У кельтов Бельтайн обозначает начало нового жизненного цикла, пришедшего из зимы или ночи, обозначает победу порядка над хаосом, а сверх того – так же, как в канун противоположного по значению праздника Самайна, это время, когда истончается граница между мирами, время соприкосновения реальностей. Бельтайн и Самайн противостоят друг-другу в колесе года, и зачастую ритуалы, проводимые в эти праздники, были полностью противоположными. Например, щедрость, которую следовало проявлять на Самайн прямо противоположна традиции ничего никому не давать из дома на Бельтайн, кроме приготовленной заранее и специально для ряженых еды. Считалось дурной приметой поделиться с кем-нибудь в майский день водой, едой, угольком от очага, молоком своих коров, солью, одолжить посуду и т.п. Во многих местностях даже традиционные майские хлебцы «на удачу» (совсем простенькие по составу, мука, нередко овсяная, и вода) замешивались и пеклись только собственноручно. К Самайну всё, что можно, вносилось в дом – потому что после этого праздника всё, оставшееся за пределами человеческого жилья, становилось собственностью эльфов-фэйри. В Бельтайн, наоборот, – ломали и сжигали всё лишнее.
У празднования Бельтайна существует множество традиций, с которыми многие из вас вполне могут оказаться заочно знакомыми. Например, танец вокруг майского шеста. Сам шест олицетворяет мужскую энергию; ленты и венок из цветов на верху шеста, женскую. Женщины держат белые ленты правой рукой по направлению к шесту; мужчины держат красные ленты левой рукой по направлению к шесту. Мужчины начинают заплетать, танцуя под поднятой лентой первой женщины, обращенной к ним лицом, под музыкальный аккомпанемент, стук в барабаны или песнопения. Танцоры движутся дальше, шагая в качестве альтернативы выше и ниже каждого человека, который танцует им навстречу. Танец продолжается до тех пор, пока шест не окажется полностью увит лентами, затем концы лент закрепляют, а венок бросают на землю. Все песни на Бельтайн имеют фривольный веселый характер. Считается, что чем они более откровенные, тем больше люди помогают песнями Богу и Богине. Во Франции распространен обычай так же «ставить май» (то есть майский шест) перед воротами понравившейся девушки. Девицам со скверным характером могло достаться что-нибудь много хуже майского деревца: лошадиный череп и кости, соломенное чучело с тщательно пристроенным фаллосом, пучки веток разных деревьев (терновник ставили сварливым, тополь – сплетницам, черемуху – ленивицам, вишню – легкомысленным и т.д.)
Другая традиция Бельтайна (или как его ещё называют, Ночи Костров) - выборы Майской Королевы. Майской королевой становилась самая красивая девушка, девственница, которую короновали возле майского шеста, и она становилась одним из главных действующих лиц праздника. Ее свита – другие девушки и ряд карнавальных персонажей: шут-Панч, человек-всадник (hobby-horse), мужчина, обряженный женщиной, шесть мужчин-танцовщиков, с вычерненными лицами, исполняющих либо morris-dance с палками, либо танец с мечами. Иногда к свите майской королевы присоединяется «Зеленый Джек» - Jack-in-the-Green или Greenman, иногда у него своя процессия и своя свита, одетая весьма живописно, фантастично и ярко. Майскую Королеву наряжали в зеленые одежды (другим зеленый цвет в этот день надевать было нельзя, позволяется только завязывать или вплетать в волосы зеленые ленточки) и пели ей хвалебные песни. На праздновании Бельтайна Зеленая Королева - олицетворение Богини в ее самой прекрасной ипостаси созревшей для любви юности. А среди юношей выбирали самого храброго - Майского Короля, который тоже вливался в свиту. Он олицетворял Молодого Бога, надевал зеленые доспехи и вел свое веселое воинство на войну против холодов и скуки. Майский Король символизирует мужскую силу и плодородие сил природы. Противостоит майской королеве процессия Зимнего Короля или Зимней Старухи, облаченная в лоскуты и солому - свиты этих персонажей при встрече дерутся друг с другом. Процессии майской королевы (или только свита) обходили дома «благословениями» - весьма непристойными шутками, песенками и танцами – двери домов во время их шествия оставляли открытыми, и они проходили дом насквозь, входя в переднюю дверь и выходя через задний двор.
В канун Бельтайна во всех домах селения гасили огни. Задолго до рассвета жители выходили из домов и начинали подниматься вверх, по склону, гоня перед собой весь свой домашний скот. Процессию возглавляли друиды, облаченные в белые плащи. Достигнув подготовленного для костра места, все становились в ров вокруг костра и молча ждали рассвета. Когда восток начинал алеть, особо уважаемые в селении люди добывали огонь для костра (путем трения друг о друга двух сухих кусков дерева). Костер зажигался с появлением первых лучей солнца. Пели торжественный гимн солнцу, после чего собравшиеся трижды обходили по рву костер, три раза также прогоняли через огонь скотину (по узкому проходу между кострами), с зажженными факелами в руках обходили животных, вокруг своих земельных участков и домов. Этими же факелами зажигали и новый огонь в очаге. На Шетландских островах белтанские костры горели обычно три дня, и в эти дни ранним утром каждый житель селения должен был приветствовать солнце, сказав ему: «Доброе утро!»
В этот день люди посыпали пороги домов и подоконники лепестками примулы или украшали их зелеными ветками, для того, чтобы волшебный народец не думал проникнуть в жилища людей, пока те празднуют. Все это должно быть срезано без помощи стали, чтобы только отстранить фей, а не оскорбить их, так как феи не терпят стали и железа. Никто в этот день не должен срезать и рвать боярышник, потому как это принесет беду и любовную неудачу.
После разжигания костров обычно готовили трапезу… Замешивали лепешку из овса, которая поджаривалась на горячих углях, и называлась " первомайская лепешка" ("am bonnach beal-teine''). После выпекания ее можно было класть только на ладонь, но ни в коем случае не на стол или на тарелку. Пирог нельзя было выпускать из рук, кроме как для выпекания. Если его положить в другое место, то он будет просто обыкновенной лепешкой. Разделяли лепешку на столько частей, сколько можно. Одну из таких частей размалевывали углем, пока она не становилась совершенно черной. Эта часть называлась Cai1leach beal-teine - "первомайская старуха". Каждый из присутствующих вслепую выбирал себе долю. Кто вытягивал черный кусок, считался "посвященным" и он должен был быть принесен в жертву… Разыгрывалось целое представление, как одна сторона бросала в огонь того человека, которому выпал этот незавидный жребий, но благодаря вмешательству другой он оказывался спасен… Считалось, что год будет плодородным, если жертвоприношение будет осуществлено, хотя теперь "посвященного" просто заставляют прыгать 3 раза через пламя.
Ночь Бельтайна - это ночь любви, сексуальности и плодородия. Молодые девушки и юноши проводили в эту ночь ритуалы на привлечение любви. Огонь в эту ночь исцеляет, дарит новые силы, благословляет новые начинания.
Вот такая традиция. Уже второй год наша компания не может пройти мимо такой вкусности, поэтому мы приурочили к Бельтайну грандиозный поход на шашлыки с ночёвкой, сегодня, как только сядет солнце. Будут и костры, и шествия по лесу, и выборы Майской королевы. А что, достойное времяпровождение на праздники!
при написании поста частично использованы авторские материалы golubka_mia и shellir