Автомобиль как привилегия: почему в СССР ограничивали количество частных машин

топ 100 блогов 5koleso24.11.2025

В советские времена – скажем так, в середине 70-х – многим казалось, что машин на улицах… слишком много! Кстати говоря, пробки тоже были – пусть и совсем не такие, как нынешние. Но когда, по пути к бабушке на дачу, приходилось минут сорок торчать перед закрытым шлагбаумом, пропускающим поезда южного направления, то это реально была пробка! С толчеей, матом, желающими проскочить по встречке и так далее.

Действительно, одной из причин подмосковных пробок были пересечения автодорог с железнодорожными магистралями, имеющими непререкаемый авторитет. До строительства объездных дорог вокруг каждого городка, через который шли поезда, тогда руки не доходили. Эстакады тоже были наперечет – даже в столице. Поэтому потоки дачников по выходным дням неизменно создавали километровые очереди перед каждым шлагбаумом. Особенно отличалось загруженное южное направление: Симферопольское шоссе проходило через Подольск, где пересекалось с Курской железной дорогой. А многие городки и по сей день сохранили отвратительную пропускную способность – взять тот же Солнечногорск, Лобню или, скажем, Вышний Волочек, который избавился от огромных пробок совсем недавно, благодаря магистрали М-11. Неудивительно, что у многих тогда зарождалась одна и та же мысль: мол, машин развелось слишком много! До строительства ВАЗа все было более-менее терпимо, но с появлением Жигулей, как говорится, прорвало…

Купить в 50-е годы в СССР автомобиль представительского класса для личного пользования? Без блата и очереди? Да быть такого не может – скажет иной знаток советской эпохи. И... будет неправ! ГАЗ-12 ЗИМ действительно был в свободной продаже, и его можно было приобрести безо всякой очереди – были бы деньги.
Купить в 50-е годы в СССР автомобиль представительского класса для личного пользования? Без блата и очереди? Да быть такого не может – скажет иной знаток советской эпохи. И... будет неправ! ГАЗ-12 ЗИМ действительно был в свободной продаже, и его можно было приобрести безо всякой очереди – были бы деньги.

Парадоксов во времена социализма было много. Действительно, пробки порой возникали даже тогда, когда автомобилей действительно не было – еще в 20-е годы прошлого века. Светофоров в ту пору в стране тоже не было. В итоге лошади, конки, трамваи и пешеходы перемещались настолько хаотично, что пробки в городах возникали повсеместно, хотя и быстро рассасывались. Но, к чести тогдашних властей, наступление грядущих пробок они предвидели и даже пытались с ними заранее бороться. Сносили «мешающие» храмы, расширяли проезжие части, передвигали дома… Но, при этом, само понятие частной собственности было явно не в почете, а Центральный рынок в Москве считался рассадником зла и родимым пятном капитализма. Советский человек не должен был иметь двухэтажные дома на садовых участках, приторговывать на базарах и так далее. Поэтому обладание личным автомобилем было своего рода привилегией. А привилегий, по определению, не должно быть много.

Власти, таким образом, вели тонкую игру. В послевоенное время личные автомобили стали поступать в продажу, однако при этом в свободной продаже машин фактически не было. Очереди растягивались на месяцы и годы, а цены для потребителей с трудовыми доходами казались огромными. В первую очередь автомобили распределяли по предприятиям сообразно их важности для государства. Должно было получиться так, что на автомобилях ездит лучшая часть населения, от которой государству больше пользы. И это, в общем-то, выглядело даже нормально. Лица с нетрудовыми доходами, в целом, вели себя довольно скромно – им было проще держать бриллианты у себя дома, чем Волгу у всех на виду. Поэтому рост автопарка шел вполне предсказуемыми темпами, не приводя к сумасшедшим дорожным коллапсам. Огромные пробки возникали разве что во время массовых мероприятий типа авиационного парада в Жуковском – но это было раз в год.

Ограниченное количество автомобилей во многом радовало глаз. Можно было подъехать на машине к продуктовому на улице Горького – попробуйте сделать это сегодня. Платные парковки никому и не снились, равно как и бесчисленные хорды и эстакады на уровне верхних этажей зданий. Загородные поездки не представляли никаких проблем: чтобы спокойно выехать из Москвы, не нужно было просыпаться в пять утра.

Именно такое развитие событий представлялось властям правильным и гармоничным. Они не сдерживали рост автопарка какими-либо запретами, но и не провоцировали стремление обеспечить каждого гражданина страны автомобилем.

Что еще почитать:

Тяжело и некуда: почему советские автовладельцы почти не ездили зимой

Почему в СССР подержанные машины стоили дороже новых: особенности жизни в эпоху тотального дефицита

На две буквы: как владельцы «Жигулей» делали ТО в Советском Союзе

Оставить комментарий

Архив записей в блогах:
Бывший глава Федеральной службы по борьбе с наркотиками, генерал Виктор Черкесов войдет в федеральный список КПРФ на выборах в Госдуму... С 1998 года он работал первым заместителем директора ФСБ, когда это ведомство возглавлялВладимир Путин... В ...
МОСКВА, 26 декабря. /ТАСС/. МВД России объявило в розыск по уголовной статье шпажистов Сергея и Виолетту Бида , которые приняли участие в чемпионате США без согласия российской стороны . Это следует из базы розыска ведомства. «Бида Сергей Олегович разыскивается по статье УК», ...
Американские космические корабли имеют диаметр 14,55 футов. Конструкторы хотели бы делать их шире, но не могут. Почему? Дело в том, что корабли перевозятся на место сборки по железной дороге. Расстояние между рельсами стандартное: 4 фута 8.5 дюйма. Поэтому конструкторы могут делать ...
Дмитрий Дзыговбродский пишет: "Дикий клич укропатриота. То, о чём я не раз говорил. Смысл жизни свидомого украинца - убивать москалей и колорадов. Смысл жизни Украины - это война с Россией, стать сакральной жертвой, напав на РФ, чтобы всё мировое сообщество обвинило Россию в агрессии. ...
Сколько ассоциаций! У меня ничего, а вот у Альки! Это год восстания в Польше, когда Шопен навсегда покинул страну. И я сразу пошла играть Шопена, у меня 4 произведения в репертуаре. При жизни Шопен не любил таких учеников, как я, болел туберкулезом и был раздражительный, а я теперь с ним ...