рейтинг блогов

Тверь. Музей В. М. Сидорова "На тёплой земле". Глава I. Основная экспозиция.

топ 100 блогов vodnik_t11.11.2025

Выбраться в этот музей я собирался давно — работает он вот уже 2,5 года, но выбрался только в минувшую пятницу. Так получилось. Ну, слава Богу, что получилось.

Расположен музей в здании  по адресу: г. Тверь, бульвар Радищева, 41, ещё известном, как усадьба Корвин-Литвицких. В моём блоге оно мелькало неоднократно — этот особняк проектировал сам К. И. Росси.

01. Так усадьба выглядит ночью (снято ровно год назад).
01. Так усадьба выглядит ночью (снято ровно год назад).
02. А так — днём (снято минувшим летом).
02. А так — днём (снято минувшим летом).

Но будет об особняке. Давайте лучше я расскажу, кто такой Валентин Михайлович Сидоров и почему я решил посетить его музей..

Итак, Сидоров В. М. — советский, российский художник-живописец, мастер пейзажа, педагог. Член Президиума РАХ (1988—2009). Академик АХ СССР (1988; член-корреспондент 1975). Народный художник СССР (1988). Народный художник Украины (2004). Лауреат Государственной премии СССР (1984), Государственной премии РСФСР имени И. Е. Репина (1974) и Государственной премий Российской Федерации (1997).

Думаю, тем, кто давно читает этот блог, уже всё стало понятно — я не ровно дышу к пейзажной живописи. А В. М. Сидоров ещё и мой земляк — он родом из Тверской губернии. Но продолжим.

03. В. М. Сидоров.
03. В. М. Сидоров.

Родился он 5 мая 1928 г. в деревне Сорокопенье (ныне Конаковский район, Тверская область) в семье Михаила Яковлевича и Натальи Григорьевны Сидоровых. Предки художника по отцовской линии жили в деревне Сорокопении. Мать — из деревни Коровино, находившейся на другом берегу Волги. Прадед и прабабушка были крепостными крестьянами вице-президента Академии художеств князя Г. Г. Гагарина. Прабабушка была кормилицей детей князя.

В 1936 г. семья переехала в Москву. Учился в московской школе, а летом приезжал в деревню.

Рисовать начал уже в раннем детстве. В 1940—1942 гг. учился в кружке изобразительных искусств в Московском доме пионеров, руководил которым А. М. Михайлов. В 1943—1948 гг. учился в Московской средней художественной школе, где его преподавателем был М. В. Добросердов. В 1948 г. поступил в Институт живописи, скульптуры и архитектуры им. И. Е. Репина, где учился у П. П. Белоусова, Р. Р. Френца и И. П. Степашкина. В 1952 году перевёлся в Московский художественный институт имени В. И. Сурикова, который окончил в 1954 г. Учился у Ф. П. Решетникова, В. Г. Цыплакова и П. И. Котова.

С 1994 г. преподавал в Московском художественном институте им. В. И. Сурикова, руководитель мастерской станковой живописи (с 1998). Профессор (1996).

Руководитель Академической дачи (Вышний Волочёк, 1960—1966).

Президент Международной конфедерации союзов художников (МКСХ) (с 1994).

Член Союза художников СССР (1958), секретарь правления СХ РСФСР (1972—1985), I-й секретарь правления СХ РСФСР (1985—1987), председатель правления Союза художников РФ в 1987—2009 гг. С 2009 г. был почётным председателем данной организации.

Действительный член Академии художеств Киргизии (1998). Почётный член Академии художеств Узбекистана (2004).

Член Совета по культуре и искусству при Президенте РФ.

Член Союза писателей России (2001).

Скончался 9 января 2021 г. в Москве от коронавируса. Похоронен на Троекуровском кладбище.

В марте 2023 г. в Твери в усадьбе Корвин-Литвицких был открыт Музей живописи В.М Сидорова "На теплой земле".

Основное место в творчестве художника занимали пейзажные и жанровые произведения. Многие произведения хранятся в Государственной Третьяковской галерее, Государственном Русском музее.

Выделяют (довольно условно) три периода в творчестве художника:

Ранний период (1950-е — начало 1960-х):

Обращение к жанру натюрморта («Ночью был ветер. Антоновка», «Мокрый день. Колокольчики», обе — 1955).

Исконные замыслы композиционных полотен, работу над которыми Сидоров продолжал спустя много лет («В начале мая», 2003–2008). 

Работы раннего периода: картины «Ненастный день. Коровино» (1952), «Утро в избе», «Бабушкины сказки» (обе — 1954), «Тихий тёплый вечер. Коровино», «Осенняя страда» (обе — 1955) и др.

Зрелый период (1960-е — 1980-е):

Создание более цельной, содержательной картинной темы. Сидоров стремился передать состояние заповедной природы и сопричастность человека этой жизни («На лужке», 1968; «Берёзовый ветер», 1971–1979; «Сенокос», 1975).

Стремление к обобщённому образу Родины. В 1972 году Сидоров выставил триптих «Моя Родина» — эпический сказ о величии Родины. Триптих включает пейзажи «Подол» (олицетворение России), «Дальние Зеленцы» (первозданное безмолвие Севера) и «Голубой Памир» (величественные хребты южных гор).

Создание больших многофигурных полотен на сюжеты, связанные с первыми годами советской власти в деревне («Сеятели», 1968; «Миром», 1970).

Поздний период (с 1990-х по 2021):

Панорамные эпические пейзажи «Плывут над землёй облака» (1985), «Потянулись птицы к югу» (1990), «Два тополя. Здравствуй, племя младое.» (1999), «Родительский камень» (2001), «Святая гора» (2002).

Работы позднего творчества: «В начале мая» (2003–2008), «Начало весны. Сретенье» (2005), «Гори, гори ясно…» (2008).

Ну, а теперь давайте смотреть.

04. Общий вид первого зала экспозиции.
04. Общий вид первого зала экспозиции.
Тверь. Музей В. М. Сидорова На тёплой земле. Глава I. Основная экспозиция. 05.
05. "Под августовские росы". 2020 г. Одна из последних работ художника.
Тверь. Музей В. М. Сидорова На тёплой земле. Глава I. Основная экспозиция. 06.
06. "Зимка". 1964 г.

Вот положа руку на печень, ранние работы и работы зрелого периода мне нравятся куда больше — ну нравятся мне академичность, тонкий мазок, тщательно выписанные детали, а вот некоторый примитивизм, к которому В. М. Сидоров часто обращался в поздний период, что называется, не заходит. В прочем, мне можно — я бездуховность древолазная строительная.

Тверь. Музей В. М. Сидорова На тёплой земле. Глава I. Основная экспозиция. 07.
07. "Наш дом в сугробах", 1945 г.
Тверь. Музей В. М. Сидорова На тёплой земле. Глава I. Основная экспозиция. 08.
08. "Зима. Околица". 1945 г.
Тверь. Музей В. М. Сидорова На тёплой земле. Глава I. Основная экспозиция. 09.
09. "Лён цветёт", 1956 г.

Присмотритесь к двум следующим картинам.

Тверь. Музей В. М. Сидорова На тёплой земле. Глава I. Основная экспозиция. 10.
10. "Уроки кончились", 1974 г.
Тверь. Музей В. М. Сидорова На тёплой земле. Глава I. Основная экспозиция. 11.
11. "Грозовая туча. Коровино", 1953 г.

Мне кажется, в живописной манере есть что-то похожее на творчество С. Ю. Жуковского. Упаси Боже, не эпигонство и не плагиат, но некоторое влияние заметно. А как вам кажется?

Тверь. Музей В. М. Сидорова На тёплой земле. Глава I. Основная экспозиция. 12.
12. "Снова снег", 1956 г.
Тверь. Музей В. М. Сидорова На тёплой земле. Глава I. Основная экспозиция. 13.
13. "Зимка", 1954 г.

Зимка — надо думать, лошадь. Долго же она прожила. Помните картину с фото №06? Меж ними 10 лет.

Тверь. Музей В. М. Сидорова На тёплой земле. Глава I. Основная экспозиция. 14.
14. "Снег выпал", 1954 г.

А вот начал появляться не слишком любимый мной, но чем-то завораживающий примитивизм. Хотя, не совсем, наверное, примитивизм — от импрессионизма тут, на мой непросвещённый взгляд, тоже немало. А вообще, все эти ваши «измы» дело довольно неблагодарное.

Тверь. Музей В. М. Сидорова На тёплой земле. Глава I. Основная экспозиция. 15.
15. "Комариха. Солнечное утро", 1967 г.
Тверь. Музей В. М. Сидорова На тёплой земле. Глава I. Основная экспозиция. 16.
16. "Радуга над Подолом", 2013 г.

А вот тут видится мне нечто Рериховское...

Тверь. Музей В. М. Сидорова На тёплой земле. Глава I. Основная экспозиция. 17.
17. "Меж овсов", 1977 г.

А тут снова академизм.

18. Вверху —
18. Вверху — "Над Волгой", 1951 г.; внизу — "Первый снег", 1954 г.
19. Вверху —
19. Вверху — "Стожок возле телятника", 1952 г.; внизу — "Волга. Мокрый день", 1951 г.

И опять импрессионизм.

Тверь. Музей В. М. Сидорова На тёплой земле. Глава I. Основная экспозиция. 20.
20. "Радуга в саду", 1965 г.

И в следующих работах, пожалуй, тоже. Но опять с примесью Рериха. Хотя, не импрессионистом ли бывал Рерих временами?

Тверь. Музей В. М. Сидорова На тёплой земле. Глава I. Основная экспозиция. 21.
21. "Октябрь", 1973 г.
Тверь. Музей В. М. Сидорова На тёплой земле. Глава I. Основная экспозиция. 22.
22. "К вечеру", 1989 г.
Тверь. Музей В. М. Сидорова На тёплой земле. Глава I. Основная экспозиция. 23.
23. "Подошёл я к прогону", 2004 г.
Тверь. Музей В. М. Сидорова На тёплой земле. Глава I. Основная экспозиция. 24.
24. "Приметы осени", 1975 г.
Тверь. Музей В. М. Сидорова На тёплой земле. Глава I. Основная экспозиция. 25.
25. "Дорога. Место расставания", 1964 г.

А вот снова мой любимый академизм.

Тверь. Музей В. М. Сидорова На тёплой земле. Глава I. Основная экспозиция. 26.
26. "Юрьевское поле. Туча надвигается", 1955 г.
Тверь. Музей В. М. Сидорова На тёплой земле. Глава I. Основная экспозиция. 27.
27. "Ненастье. Куры", 1955 — 1956 г.
Тверь. Музей В. М. Сидорова На тёплой земле. Глава I. Основная экспозиция. 28.
28. "Март 1945-го. Подрезково", 1945 г.
Тверь. Музей В. М. Сидорова На тёплой земле. Глава I. Основная экспозиция. 29.
29. "Ели. Начало леса", 1949 г.

Ну, а мы переходим в следующий зал. Он совсем невелик. Правда, по каким признакам организованы экспозиции в залах, я так и не понял: не по жанрам, не по темам, не по хронологии, не по периодам творчества. Даже не по размеру. Но какая то система, наверно,  есть, но по моей бездуховности, уловит её не удалось. Ну и ладно.

30. Общий вид зала.
30. Общий вид зала.
31. Он же в широком формате.
31. Он же в широком формате.

Теперь к картинам.

Тверь. Музей В. М. Сидорова На тёплой земле. Глава I. Основная экспозиция. 32.
32. "Родительский камень", 2001 г.
Тверь. Музей В. М. Сидорова На тёплой земле. Глава I. Основная экспозиция. 33.
33. "Мокрый день. Колокольчики", 1955 г. К колокольчикам я очень даже неравнодушен, так что натюрморт меня просто покорил.
Тверь. Музей В. М. Сидорова На тёплой земле. Глава I. Основная экспозиция. 34.
34. "Ромашковое поле. Тропинки", 1974 г.
Тверь. Музей В. М. Сидорова На тёплой земле. Глава I. Основная экспозиция. 35.
35. "Юрьевское поле. Дорога в Коровино", 1950 г.
Тверь. Музей В. М. Сидорова На тёплой земле. Глава I. Основная экспозиция. 36.
36. "Ночью был ветер. Антоновка", 1955 г. Что я вам скажу — натюрморты у В. М. Сидорова ничуть не хуже пейзажей.

А вот и жанровая живопись.

Тверь. Музей В. М. Сидорова На тёплой земле. Глава I. Основная экспозиция. 37.
37. "Утро в избе", 1954 г.

А эта работа заставляет вспомнить, как импрессионистов, так и некоторые работы Поленова и Левитана.

Тверь. Музей В. М. Сидорова На тёплой земле. Глава I. Основная экспозиция. 38.
38. "Тропинка к нашему крыльцу", 1955 г.

Ну вот и третий зал — предпоследний в основной экспозиции. Ничего комментировать не буду — не хочу. Хватит изображать из себя искусствоведа — я им не являюсь, да и что мог — уже сказал. Лучше просто смотреть.

39. Общий вид.
39. Общий вид.
Тверь. Музей В. М. Сидорова На тёплой земле. Глава I. Основная экспозиция. 40.
40. "Колокол. Тишина", 1972 г.
Тверь. Музей В. М. Сидорова На тёплой земле. Глава I. Основная экспозиция. 41.
41. "Вечер. Околица", 1946 г.
Тверь. Музей В. М. Сидорова На тёплой земле. Глава I. Основная экспозиция. 42.
42. "На пригорке", 1965 г.
Тверь. Музей В. М. Сидорова На тёплой земле. Глава I. Основная экспозиция. 43.
43. "Бабушкины сказки", 1954 г.
Тверь. Музей В. М. Сидорова На тёплой земле. Глава I. Основная экспозиция. 44.
44. "Осенняя страда", 1955 г.
Тверь. Музей В. М. Сидорова На тёплой земле. Глава I. Основная экспозиция. 45.
45. "Одна. Сумерки. Лежанка топится", 1954 г.
Тверь. Музей В. М. Сидорова На тёплой земле. Глава I. Основная экспозиция. 46.
46. "До позднего вечера", 1953 г.
Тверь. Музей В. М. Сидорова На тёплой земле. Глава I. Основная экспозиция. 47.
47. "Ранний час", 1975 г.
Тверь. Музей В. М. Сидорова На тёплой земле. Глава I. Основная экспозиция. 48.
48. "Бабушка с французской саблей у лежанки", 1953 г.
Тверь. Музей В. М. Сидорова На тёплой земле. Глава I. Основная экспозиция. 49.
49. "За далью даль", 1957 г.

И, на этом, пожалуй, всё на сегодня — последний зал и сопутствующую выставку оставим на закуску.

Продолжение следует.

Оставить комментарий

Архив записей в блогах:
Срочники любят жаловаться... Слушаю долго, потом хвалю: молодец, хорошо подготовился. Смеются вместе со мной.
Гениальное  от a_venture "Вообще я давно поняла - работа - это как детсад для взрослых. Они туда сами себя сдают чтобы без дела по улицам не гулять и дома не бедокурить." ...
Поставленные  сирийской армии ( вернее сброду  называемому  армией)  современные Т 90, оснащенные  овременной системой борьбы с  ПТУР "Штора"   поражаются  уже устаревшими  комплексами TOW. Напомню, что  Штора срывает атаку  на та ...
Отстранение паралимпийцев от соревнований дикость, повторю, страшная просто. Это все равно что взять всех жителей Крыма, подчеркиваю, всех, и сослать на Магадан за поддержку сепаратизма. Собственно, те люди, которые рады отстранению наших спортсменов, это и предлагают. А еще можно, ...
Депутат Сейма Литвы Арвидас Анушаускас предложил начать отмечать дату взятия Москвы польско-литовскими войсками в 1610 году. По его мнению, для Польши и Литвы это «хороший повод вспомнить о вводе своих войск в Москву». Похоже это лечиться только хорошей затрещиной по шее. «В то же ...