Почему в СССР подержанные машины стоили дороже новых: особенности жизни в эпоху
5koleso — 15.11.2025
Каким чудом подержанный товар может стоить дороже нового? А никакого чуда не требуется: достаточно обыкновенного дефицита. Особенно если речь заходит об автомобилях...
Судите сами. Вы мечтаете купить автомобиль, но никаких автосалонов в природе вообще нет. Есть только предварительная запись по месту работы – напомним, что в СССР все работали! Идете в местком, пишете заявление, оно попадает в толстую стопку таких же бумажек, поданных вашими коллегами ранее. Дальше все определяется статусом вашего предприятия и вашим положением на нем. К примеру, передовики производства на серьезных заводах и фабриках приобретали машины без особых заморочек – то же относилось к передовым колхозам и колхозникам. А вот всяческие не особо важные НИИ и прочие безвестные организации, как правило, сидели на голодном пайке, получая по разнарядке 2-3 машины в год. А число очередников всегда измерялось сотнями – куда они, в итоге, шли? Правильно – на рынок.
На рынке машины были всегда. Про это сочиняли фельетоны, в местах торговли постоянно дежурила милиция, спекуляция же серьезно преследовалась. Однако ничего лучшего никто предложить не мог – ни до строительства ВАЗа, ни даже после. Новых машин не хватало, и покупатель невольно шел за старыми. Продавцы подержанных машин чувствовали спрос на свой товар и накручивали цены, кто как мог.
А как же борьба со спекуляцией? Да очень просто: продавец и покупатель договаривались, что называется, без свидетелей, изрядная сумма переходила из рук в руки, а уже в комиссионном магазине, при оформлении сделки, называлась совсем иная сумма, достаточно скромная. Но многие продавцы, имевшие возможность беспрепятственно приобретать новые машины, беззастенчиво этим пользовались, зарабатывая на перепродаже огромные деньги.
Цитируем выдержки из фельетона Семена Нариньяни «Седьмая Победа» образца 1957 года:
«Вдоль всего Спартаковского переулка и дальше, сначала по Первому, а потом и по Третьему Переведенским переулкам, стоят машины. Те самые, которые только вчера, позавчера красовались в магазине «Автомобиль». «Москвичи», «Победы», «Волги». И около каждой машины владелец. И каждый подзывает, каждый шепчет:
– Давай по рукам.
А цены на эти машины страшные. Каждая в два – три раза выше государственной. А владельцы машин стоят и посмеиваются: не хочешь переплачивать, – стой в очереди.
. Московская городская госавтоинспекция решила как-то положить конец грязным махинациям и ввела ограничения для перекупщиков.
– Сначала отъезди пять лет на одной «Победе», тогда мы разрешим тебе поставить на учет вторую.
А Главное управление милиции по совету работников бывшего Министерства юстиции СССР выступило против этих ограничений. И знаете, по какой причине? Они-де ущемляют права трудящихся.
Министерство торговли открыло в свое время специальный комиссионный магазин.
– Хочешь купить новую машину, продай старую через комиссионный магазин, и не втридорога, а по нормальной цене.
И этот магазин тоже был закрыт, и все по той же причине: он, мол, ущемляет права трудящихся.»
В общем, смысл происходящего был понятен: на ситуацию фактически махнули рукой. Все знали, что новых машин не хватает, но взять их все равно было неоткуда, а потому всё пустили на самотек. В итоге та же «Волга» легко уходила в «Грузинскую Демократическую Республику» по пятикратной стоимости… И даже вдрызг разбитые машины быстро обретали новых хозяев.
Надо отметить, впрочем, что не все покупатели хотели приобрести новый автомобиль: многих устраивала только комиссионный магазин. И это понятно: какой-нибудь заведующий базой вовсе не собирался афишировать свои истинные доходы. Он спокойно оформлял покупку через комиссионку, после чего помахивал справкой: дескать, купил старенькую побитую машинку за гроши – отстаньте от меня…
Сегодня отмечается, что одним из плюсов той ситуации было фактическое ограничение числа автомобилей на дорогах – нынче это воспринимается почти что как благо. Кроме того, можно сказать, что в таком распределении машин также был какой-то плюс: пусть передовик производства спокойно приобретает то, что ему нужно, а бездельник, мол, пусть ездит на трамвае.
Но жизнь, как мы знаем, пошла иным путем.
Что еще почитать:
Тяжело и некуда: почему советские автовладельцы почти не ездили зимой
На две буквы: как владельцы «Жигулей» делали ТО в Советском Союзе
Любить можно, купить нельзя: как автомобили Skoda в СССР продавали
|
|
</> |
Жалюзийные двери или сплошные полотна: что выбрать для вашего интерьера
Сквозь Альпы и облака
«Я УЙДУ, НО ОСТАВЛЮ СЛЕДЫ» (44)
Статер Тита Квинкция Фламинина продан за 460000 швейцарских франков
Господь всегда поможет!
London, England, UK
Поглядеть пришли, девочки? Что же, дело хорошее. Сейчас,
Наталья Давыдова: художница-невидимка русского модерна
1/50 секунды

