Статер Тита Квинкция Фламинина продан за 460000 швейцарских франков
mikhaelis2009 — 08.11.2025
На недавнем аукционе Numismatica Ars Classica был продан интересный
лот - статер Тита Квинкция Фламинина.
Македония под властью римлян. Тит Квинкций Фламинин. Статер, Халкида (?) около 196 г. 18 мм, 8,47 г. Обнажённая голова Тита Квинкция Фламинина. Ника стоит, держит пальмовую ветвь в левой руке и венок в вытянутой правой руке.
Этот экземпляр отчеканен с тем же весом, что и почти современные ему македонские выпуски, предназначенные для местного обращения; его значительный исторический интерес обусловлен изображением живого римлянина, изображённого более чем на столетие раньше, чем он был принят республикой, которая только начинала разрешать монограммы магистратов на денариях с изображением головы Рима. Он, несомненно, был отчеканен сразу после победы Т. Квинкция Фламинина над войсками Филиппа V Македонского в июне 197 года при Кинокефалах. Наиболее вероятное объяснение выпуска - желание прославить образ римского полководца-победителя, но не в рамках культа личности (немыслимого для римлянина того времени), а скорее в стране, привыкшей видеть на монетах головы своих царей, причём в драматической манере, вполне понятной местному населению. Портретная живопись давно признана отличительной чертой римской чеканки, и поскольку золотые статеры Т. Квинкция Фламинина являются предшественниками этой традиции, они по понятным причинам относятся к числу величайших сокровищ античной чеканки. Портрет на монете был персидским изобретением конца V в. до н. э., которое было принято греками примерно столетием позже и неохотно принято римлянами в 40-х годах до н. э. Как только это римское табу было разрушено Юлием Цезарем и его преемниками, портреты на монетах стали традицией, в которой ни один римлянин не мог найти изъянов или стыда. Но золотые статеры Фламинина появились раньше этого более чем на 150 лет, и именно это качество в сочетании с их красотой, историческим контекстом и редкостью делают их предметом такого восхищения. Только примечательное обстоятельство могло объяснить такую проблему, и мы находим его в 196 г. до н. э., после поражения римлянами македонской армии царя Филиппа V. Это был момент великого триумфа, международный престиж Рима достиг новой высоты. Римляне впервые столкнулись с профессиональной греческой армией в Южной Италии, когда они сражались с Пирром, царем Эпира, в конце 3 в. до н. э. Еще позже римляне разгромили иллирийцев в 228 и 219 гг., обеспечив себе первый плацдарм на Балканском полуострове. Однако, сделав это, они возбудили подозрения македонского царя Филиппа V, который открыл второй фронт против Рима в разгар своей ужасающей войны с Ганнибалом. Рим заключил союзы с этолийцами и другими греками, чтобы держать Филиппа V в страхе, пока они оставались сосредоточенными на Ганнибале. Только в 205 г., после того как Рим переломил ситуацию в отношении Карфагена, они были в состоянии вести мирные переговоры с македонянами. Римляне не забыли вольностей, которые Филипп позволял себе в период их слабости, и в 200 году вмешались в его дела по просьбе своих союзников в Греции и Азии. Консул Гальба и его преемник за два года не добились значительных успехов, но когда в 198 году консулом стал Фламинин, он сражался с большим энтузиазмом в Греции и Македонии. Узнав, что его консульские полномочия будут возобновлены на следующий год, Фламинин саботировал дипломатические усилия македонцев, чтобы добиться более выгодного соглашения, опираясь на ожидаемый военный успех. Его ставка оправдалась, и Фламинин разгромил македонцев при Киноскефалах в 197 году до н. э. Условия мира, если это было возможно, были более разрушительными, чем сама битва: хотя Филипп оставался царём Македонии, он должен был освободить все греческие города от своего ига, выплатить контрибуцию в размере 1000 талантов и конфисковать все корабли, кроме шести, из своего флота. Таким образом, мы находим контекст этого золотого статера: когда Фламинин от своего имени и сената Рима провозгласил свободу всех городов Греции. Вероятно, эти монеты были отчеканены в качестве дара победоносной армии, хотя мы, вероятно, никогда не узнаем, были ли эти монеты изготовлены Фламинином или благодарными греками. По крайней мере, часть чеканки была выплачена римским легионерам, поскольку несколько известных экземпляров были найдены в Италии и, предположительно, были привезены домой ветеранами Второй Македонской войны (которые вернулись в Италию почти сразу же). Эта монета по всем параметрам, за исключением латинской надписи, греческая. Её номинал - статер аттического веса, её стиль и материал чеканки соответствуют греческим монетам того периода, использование портрета на аверсе (пусть и не увенчанного диадемой в королевском стиле) восходит к наследию греческой царской портретной живописи, и, наконец, дизайн реверса основан на золотых статерах того типа, который ввёл Александр Македонский. Вероятно, они были розданы на Истмийских играх летом 196 года - срок, к которому Филипп должен был вывести свои гарнизоны из всех греческих городов; это был идеальный случай для Фламинина провозгласить всеобщую свободу, поскольку греки собрались здесь со всего Средиземноморья.
Монета была продана за 460000 швейцарских франков.
Фильмы о футболе, которые стоит посмотреть каждому фанату
Что происходит в экономике, когда ей занимаются по методу Шарикова
Фото дня
Жареный рис
Говорить о «красном и белом терроре» неуместно, или Цитата дня
Это что - всерьёз?..
Желна в Плехановском бору.
Память дня
просто так

