Анонс: Беверли Энгл о синдроме хорошей девочки
fem_books — 18.01.2022 В конце января в издательстве «Бомбора» выходит книга психотерапевтессы Беверли Энгл [Beverly Engel] «Синдром хорошей девочки» [The Nice Girl Syndrome: Stop Being Manipulated and Abused — And Start Standing Up for Yourself]. Женское руководство по противостоянию манипуляциям и абъюзу написано в 2008 году, но за лесять с лишним лет не утеряло актуальности. Из предисловия:Помимо психологических причин хорошести (вина, стыд, заниженная самооценка, боязнь вступать в конфронтацию и быть отвергнутой, сильный страх остаться одной), в книге много внимания уделяется и социальным факторам, например, тому, что женщин с детства учат быть хорошими девочками.
В ней делается акцент на убеждения и установки, которые приводят к использованию и жестокому обращению. Я предлагаю особую программу по выводу на поверхность и избавлению от похороненных где-то глубоко внутри ложных установок и реакций и замещению их истиной. [...]Большинство женщин тяготит образ хорошей девочки. Он стал слишком громоздким. Несправедливым. Мешающим понять, что они чувствуют и кем являются на самом деле. В главах этой книги описано, как и почему женщины были запрограммированы скрывать свои истинные чувства под маской мягкости и хорошести. Изучив причины возникновения синдрома хорошей девочки, вы сделаете первый шаг к избавлению от ложных установок, лежащих в его основе.
Беверли Энгл — психотерапевтесса с тридцатипятилетним стажем, специалистка по работе с лицами, пережившими физическое и психологическое насилие. Она написала двадцать два пособия по психологической помощи и самопомощи, предназначенных в основном для женщин. На русском языке издано в прошлом году её руководство по самоподдержке «Исцели свои травмы. Как оставить в прошлом страх и стыд, поднять самооценку и успокоить внутреннего критика» [Бомбора, 2021].
«Синдром хорошей девочки» собираюсь прочесть максимально внимательно, и вот почему. В целом меня беспокоит подход в духе «человека обманули, обокрали, изнасиловали, убили не по вине и ответственности агрессора, а потому что у этого человека какой-то синдром». Почему-то такие обсуждения постоянно сдвигают фокус читательского внимания с поведения агрессора в сторону нескончаемой дискуссии, насколько жертва преступления повинна в собственной виктимизации. «Квартет И» невольно вспоминается:
— Друзья! У нас две проблемы. Минобороны и пуговица. Пуговицу мы найти можем? Чисто теоретически? Можем. А с Минобороны… ничего. Вывод: ищем пуговицу.
При этом Энгл, как можно видеть из доступных в сети отрывков руководства, считает, что в прошлом правила хороших девочек, настоящих леди, порядочных особ и прочее были вполне валидными, работающими инструментами стяжания уважения и почтения в обществе. Это теперь с ними имеет смысл бороться как с пережитками.
|
</> |